Хозяйственная деятельность восточных славян VIII – IX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего изучения состоит в том, чтобы исследовать, с научной точки зрения, хозяйственную деятельность Восточных славян. Изучить специфику ведения хозяйствование наших пращуров. Ведь мы задаем себе вопрос: как жили наши предки? Чем они занимались? Какие были продукты их деятельности? На вопросы всегда должны быть ответы. Многие археологические открытия свидетельствуют о том, что Восточные славяне были довольно хорошие мастера своего дела. А, в каких делах они были асы, нам потребуется изучить и понять.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3 – 5 стр.
I.Сельское хозяйство Восточных славян в VIII - IX в……………….6 – 12 стр.
1.1Пашенное земледелие………………………………………………6 – 10 стр.
1.2Скотоводство……………………………………………………….......10 стр.
1.3Лесной промысел………………………………………………….11 – 12 стр.
II.Ремесло Восточных славян в VIII – IX в………………………....13– 18 стр.
2.1Кузнечное дело…………………………………………………....13 – 14 стр.
2.2Гончарное ремесло……………………………………………….14 – 15 стр.
2.3Ткацкое ремесло………………………………………………….15 – 17 стр.
2.4Столярное ремесло………………………………………………..17 -18 стр.
III.Внешняя торговля Восточных славян в VIII – IX в……………19 – 22 стр.
3.1На пути «из варяг в греки»………………………………………19 – 21 стр.
3.2Торговля Восточных славян со странами Востока…………….21 – 22 стр.
Заключение………………………………………………………………..23 стр.
Список используемых источников и литературы………………………24 стр.

Файлы: 1 файл

Кусовая работа по истории. 1 курс.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Ткани из конопли назывались у наших  предков «замашными» или «посконными» - то и другое по названию мужских растений конопли. Именно в мешки, сшитые из старых «замашных» штанов, старались класть конопляное семя во время весеннего посева.

Коноплю, в отличие от льна, убирали («тягали», «дергали») в два приема. Сразу  после цветения выбирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле – «донашивать» маслянистые семена. Уже было сказано, что пищевое конопляное масло ценилось; по несколько более поздним сведениям, коноплю на Руси выращивали не только на волокно, но и на масло. Обмолачивали, стлали - мочили (чаще мочили) коноплю почти также, как лён, но вот мялкой не мяли, а толкли в ступе пестом.6 

1.2Скотоводство.

Наряду  с земледелием Восточные славяне  разводили мелкий и рогатый скот. Не случайно в древнерусском языке  слово «скот» означает также и деньги так, как скот выступал основным элементом торговли и нормального проживания славян. Восточные славяне разводили различные виды скота такие, как  быки и коровы, свинья, козы, овцы, различная птица, лошади.

Быки  использовались славянами как гужевой транспорт. На них перевозили различные товары на продажу и помогали на различных работах в сельском хозяйстве.

Коровы  были основным пропитанием славян. Корова не только давало мясо, но и к  тому же всеми известное и полезное молоко. Из коровьего молока делали кислое молоко, сметану, простоквашу.

Так как у  Восточных славян была основной культурой  посева пшеница, то они с легкостью  содержали свиней. Они давали вкусное  мясо и сало.

Найденные при  раскопках кости животных свидетельствует, что славяне разводили лошадей. Их мясо редко употреблялось в пищу. В основном лошадей использовали для верховой езды, и для вспахивания земли запрягали их в плуг, то есть использовали как тягловую силу. Поэтому у славян  это животное очень ценилось.

1.3Лесной промысел

Лесной  промысел являлся самым важнейшим  занятием Восточных славян после земледелия. Огромные, дремучие леса, изобиловавшие природными богатствами, не могли не способствовать развитию всякого рода промыслов. Существует несколько видов лесного промысла.

Самое древнейшее занятие – это охота. В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились дикие звери. Поэтому,    летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах и ловах. Но ещё важнее то, что охотой занималось рядовое население, о чём свидетельствуют  археологические находки. На охоту брали лук со стрелами и копья. Охотились на самых разнообразных животных: на кабана, оленя, медведя, бобра, лисицу, волков, куницу, зайца. Некоторые, из которых не дожили до XX столетия. Это такие виды животных как «буй – тур», дикая лошадь-тарпан и другие.

Другой  не мало важный промысел являлась рыбалка. Реки Восточной Европы изобиловала  разнообразной рыбой как сазан, осётр, судак окунь, сом, лещ, щука, карп. Славяне добывали её  различными способами: ставили ловушки, били острогой, ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетеными приспособлениями. Рыба составляла важную часть рациона Восточных славян.

В рацион Восточных славян  также входили  различные грибы и ягоды. Этот промысел носит название собирательство. Как правило, этим промыслом занимались женщины, дети и старики. В лесах находилось огромное множество грибов: подосиновики, подберёзовики, опята, белый гриб, грузди, синяя ножка и многие другие. А, сколько разнообразных ягод: калина красная, смородина, ежевика, земляника и так далее. Собирали также и лекарственные растения от различных недугов: ромашка лекарственная, можжевельник, кора дуба, хвоя сосны. Без этих продуктов леса было невозможно обойтись в домашнем хозяйстве Восточных славян.

Одно  из ведущих промыслов, которое доставляло продукцию на экспорт, являлось бортничество, то есть сбор мёда и воска диких  пчёл. «Бортничество» произошло от слова «борть» - место обитания роя  пчёл.7 Это занятие было не из лёгких так, как нужно было ставить ловушки для пчёл и при этом не быть искусанным ими. Зарубежом очень ценились наши мёд и воск, поэтому на эти продукты был большой спрос.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Ремесло Восточных славян в VIII – IX в.

2.1Кузнечное  дело.

Развитие  ремесла зависело от природных условий, точнее, от тех источников сырья, которыми могли располагать наши предки. Большое распространение получило железоделательное ремесло, а следовательно, и обработка металла. Сырьем здесь служила болотная руда, которая откладывается на корнях болотных и озерных растений. Плывя на плотах, добытчики специальными черепаками доставали руду со дна водоемов. В сыродутных печах – домницах восточнославянские умельцы получали сначала насыщенные железом пористые слитки-крицы. Затем в специальных горнах руда восстанавливалась – доводилась до тестообразного состояния, а потом эти так называемые «крицы» обрабатывались кузнецами.8

Умельцы ковали из железа различные виды оружия и для ведения домашнего хозяйства. Наибольший успех за границей пользовались наши мечи. Современные ученые подразделяют мечи IX – XI веков, найденные на территории Древней Руси почти на 2 десятка типов с подтипами. Средняя длина клинка составляла 95 сантиметров. Известен только один «богатырский» меч длиной 126  сантиметров, но это – исключение. Наше оружие особенно пользовалось исключительной популярностью на Востоке.

Как пишут  историки, название древнего царства  Пулуади, занимавшего часть территории современных Турции, Армении, Грузии и Ирана, где с древнейших времен выделывали железо, дано персидское слово «пулад» (сталь), которое в устах наших предков и превратилось в «булат».

Вообще  сталь – это сплав железа с  другими металлами, в основном с  углеродом. Булат – сорт стали, издревле славившийся удивительными свойствами, трудно сочетаемыми в одном веществе. Булатный клинок был способен, не тупясь, рубить железо и даже сталь: это подразумевает высокую твердость. В то же время он не ломался, даже будучи согнутым в кольцо.

Как выяснили ученые – металлурги, противоречивые свойства булата объясняются высоким содержанием углерода и в особенности его неоднородным распределением в металле. Достигалось это путем медленного охлаждения расплава железа с минералом градитом – природным источником чистого углерода. Клинок, выковавший из полученного металла, подвергали травлению, и на его поверхности проявлялся характерный узор волнисто извивающиеся, прихотливые светлые полоски по темному фону.

По отзывам  среднеазиатских авторов X – XI веков, литая булатная сталь боялась лишь одного – лютых северных морозов, делавших ее хрупкой.

Часто полосы сварочного булата составляли основу клинка, по краю же приваривали  лезвия из высокоуглеродистой стали: ее предварительно подвергали, так называемой цементации – нагреванию в присутствии углерода, который пропитывал металл, придавая ему особую твердость. Подобный меч вполне способен был рассекать панцири и кольчуги врага ведь их, как правило делали из стали и железа более низшего качества. Перерубали они и клинки мечей, изготовленных менее тщательно. 
 

2.2Гончарное  ремесло.

Хорошо  обстояло дело и с сырьем для гончарного ремесла: по берегам рек залегали разнообразные глины, качество которых  было хорошо известно мастерам. Из них изготавливалась как грубая кухонная посуда, так и красивая столовая.

Керамика (от греческого «керамикос» - глина) –  гончарное искусство, искусство  изготовления различных предметов  из обожженной глины. Изобретением в  IX – X веках гончарного станка или круга было величайшим достижением, позволившим создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразных форм.

Гончарный станок представлял собой деревянный круг-диск, укрепленный на вращающейся  оси, приводимый в движение рукой.

Работа  на гончарном круге требовала  от восточнославянских умельцев виртуозного  владения материалом и техникой. Сырая  глина, брошенная на вращающий гончарный круг, под умелыми руками мастера быстро превращался в стройный сосуд, кувшин, чашу или горшки. Затем сосуд срезался шпагатом с гончарного круга и ставился чаще всего на воздух для равномерной постепенной просушки. После этого изделия подвергали обжигу в особых печах – горнах, в результате чего мягкая глина превращалась в твердый черепок. Таким образом, восточные славяне могли  изготовить различную посуду для домашнего хозяйства. 
 

2.3Ткацкое  ремесло.

Ткацкое ремесло является главным атрибутом  в хозяйстве Восточных славян.

Термины ткацкого дела, и, в частности, названия деталей ткацких станков, звучат одинаково на разных славянских языках (например, на русском, чешском, польском, болгарском и сербском): по мнению языковедов, это свидетельствует о том, что «неткахами» наши далёкие предки ни в коем случае не были и, не довольствуясь привозными, сами выделывали прекрасные ткани. Археологи откопали тому и «вещественные доказательства». Так, при раскопках древних селений (в том числе и в наиболее ранних – VIII века – слоях города Ладоги) найдены довольно увесистые глиняные и каменные гирьки с отверстиями, внутри которых явно просматриваются потёртости от нитей. Ученые пришли к выводу, что это грузы, придававшие натяжение нитям основы на так называемых вертикальных ткацких станах.9

Подобный  стан представляет собой П-образную раму (кросна) – два вертикальных бруса (или толстые жерди с развилками на верхних концах), соединенные наверху перекладиной, способной вращаться. К этой перекладине прикрепляются нити основы, а в дальнейшем на неё наматывают готовую ткань – поэтому в современной терминологии её называют «товарным валом». Раньше употреблялось более емкое и красивое древние славянское слово «навой». В нижней части вертикальных брусьев расположен «нитиразделительный пруток»: нити основы, через одну, проводятся над ним или под ним. Свободные концы их подматываются, скрепляются в пухлые связки, и к связкам подвешиваются те самые гирьки, чтобы снова оставалась туго натянутой и ткань получалась плотной. Кросна ставилась наклонно, так что основы, оказавшиеся за нитиразделительным прутком, отвисала, образуя естественный зев. Каждая из этих задних нитей подвязывалась петелькой к ещё одной поперечной палочке: такая деталь в современной терминологии – «ремизка», по-древнерусски – «нит». Когда нит лежит на раме, ткачиха пропускает уток в естественный зев. Когда нит оттягивают на себя и вставляют в специальную вилку, передние и задние нити основы меняются местами – возникает искусственный зев, и уток пропускается снова. Если ткань льняная, это простейшее переплетение называется «полотняным», если же ткётся шерстяная материя, переплетение называют «суконным» Однако нитов бывает несколько, комбинации нитей основы подбираются разные. Древние ткачи прекрасно знали и умели делать более сложные переплетения, например «саржевые» и «атласные».

В других разновидностях вертикального стана кросна ставилась не наклонно, а прямо, а вместо нита использовались бёрдочки вроде тех, с помощью которых ткали тесьму. Бёрдочки подвешивали к верхней перекладине на четырёх бечевых и перемещали вперёд-назад, меняя зев. И во всех случаях проведенный уток «прибивали» к уже сотканной ткани специальной деревянной лопаткой или гребнем.

Следующим важном шагом технического прогресса  явился горизонтальный    ткацкий стан. Его немаловажное преимущество состоит в том, что ткачиха работает сидя, перемещая ниты-ремизки ногами, стоящими на подножках.10 По мнению ученых, такие станы появились у наших предков в IX веке. Об этом свидетельствуют образцы тканей, изготовить которые, согласно оценке специалистов, можно было только на горизонтальном стане, а также находки деревянных деталей стана в соответствующих слоях. Исследования этих находок показали, что славянские мастера умело подбирали для каждой детали наиболее подходящую породу. Так, те, что испытывали значительную силовую нагрузку, делались из дуба, ясеня, клена, сосны и березы: древесина этих пород прочна и к тому же хорошо полируется, что уменьшает трение и износ при работе. Части, не испытывавшие особых усилий, но зато подверженные трению (например, постоянно движущиеся блоки, на которых к потолку подвешивались легкие ниты), вырезали из более мягкой, но тоже хорошо полируемой древесины – например, из ольхи. Вообще говоря, даже в начале XX века домашний ткацкий стан в русской деревне не содержал ни одной детали, сделанной из металла.

Горизонтальный  стан вряд ли был изобретением славян; во всяком случае, идея легко могла проникнуть извне, поскольку подобные устройства, притом весьма совершенные, использовались в Древнем Египте. Другое дело, в Египте с появлением горизонтального стана ткачество скоро превратилось из домашнего промысла в настоящее ремесло: египетские ткани в большом количестве вывозились в Грецию и Рим. У славян же выделение ткацкого ремесла в профессию произошло сравнительно поздно. «Опонник», то есть профессиональный ткач, изготовитель тканей – «опон», впервые упоминается в летописи под 1216 годом. 

2.4Столярное  ремесло.

Древесина – один из материалов, получившие широкое  распространение среди славян. Территория, на которой проживали восточные  славяне, были огромные запасы этого материала. Поэтому славяне изготавливали домашнюю деревянную утварь: ложки, чашки, кружки, лавки, скамейки, ведра. Все это не обходимо было для ведения домашнего хозяйства.

Информация о работе Хозяйственная деятельность восточных славян VIII – IX в