Хозяйственная деятельность восточных славян VIII – IX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего изучения состоит в том, чтобы исследовать, с научной точки зрения, хозяйственную деятельность Восточных славян. Изучить специфику ведения хозяйствование наших пращуров. Ведь мы задаем себе вопрос: как жили наши предки? Чем они занимались? Какие были продукты их деятельности? На вопросы всегда должны быть ответы. Многие археологические открытия свидетельствуют о том, что Восточные славяне были довольно хорошие мастера своего дела. А, в каких делах они были асы, нам потребуется изучить и понять.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3 – 5 стр.
I.Сельское хозяйство Восточных славян в VIII - IX в……………….6 – 12 стр.
1.1Пашенное земледелие………………………………………………6 – 10 стр.
1.2Скотоводство……………………………………………………….......10 стр.
1.3Лесной промысел………………………………………………….11 – 12 стр.
II.Ремесло Восточных славян в VIII – IX в………………………....13– 18 стр.
2.1Кузнечное дело…………………………………………………....13 – 14 стр.
2.2Гончарное ремесло……………………………………………….14 – 15 стр.
2.3Ткацкое ремесло………………………………………………….15 – 17 стр.
2.4Столярное ремесло………………………………………………..17 -18 стр.
III.Внешняя торговля Восточных славян в VIII – IX в……………19 – 22 стр.
3.1На пути «из варяг в греки»………………………………………19 – 21 стр.
3.2Торговля Восточных славян со странами Востока…………….21 – 22 стр.
Заключение………………………………………………………………..23 стр.
Список используемых источников и литературы………………………24 стр.

Файлы: 1 файл

Кусовая работа по истории. 1 курс.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный социально –  экономический университет

Балашовский филиал

Кафедра общих гуманитарных

и социально – экономических дисциплин 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В VIII – IX В. 
 
 

                  Выполнила студентка I курса

                  дневного  отделения

                  группы  БД – 11

                  Шамина  Оксана Валерьевна

                  Проверил  доцент

                  Платонов  Георгий Маратович 
                   
                   
                   
                   
                   

Балашов.2008. 

План.

Введение…………………………………………………………………3 – 5 стр.

I.Сельское хозяйство Восточных славян в VIII - IX в……………….6 – 12 стр.

1.1Пашенное земледелие………………………………………………6 – 10 стр.

1.2Скотоводство……………………………………………………….......10 стр.

1.3Лесной промысел………………………………………………….11 – 12 стр.

II.Ремесло Восточных славян в VIII – IX в………………………....13– 18 стр.

2.1Кузнечное  дело…………………………………………………....13 – 14 стр.

2.2Гончарное  ремесло……………………………………………….14 – 15 стр.

2.3Ткацкое ремесло………………………………………………….15 – 17 стр.

2.4Столярное  ремесло………………………………………………..17 -18 стр.

III.Внешняя торговля Восточных славян в VIII – IX в……………19 – 22 стр.

3.1На пути  «из варяг в греки»………………………………………19 – 21 стр.

3.2Торговля Восточных  славян со странами Востока…………….21 – 22 стр.

Заключение………………………………………………………………..23 стр.

Список используемых источников и литературы………………………24 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

«Хозяйственная  деятельность Восточных славян в  VIII – IX вв.» является на сегодняшний день актуальной темой для глубокого научного изучения. Эта тема имеет много теорий и догадок, неясностей и предположений. Мы очень мало знаем о своих предках – Восточных славянах, чем они занимались, какую вели хозяйственную деятельность. На основе предположений,  догадок, теорий, легенд того времени можно найти истину и открыть ту неизвестность, которая встает перед нами. Ведь кто не знает прошлого, тот слеп в настоящем и беспомощен в будущем.

 В  VIII – начале IX вв. шло становление Киевского государства, как отмечает академик Борис Александрович Рыбаков: «Это был второй этап развития Киевской Руси, который характеризуется подчинением ряда племенных союзов власти Руси, власти киевского князя. Хотя этот период неполного объединения восточнославянских племен, однако, при взгляде на карту Восточной Европы мы видим большую территорию, охватившую всю исторически значимую лесостепь и широкую полосу лесных земель, идущую от Киева на север к Западной Двине и Ильменю. По площади (но не по населенности, разумеется) Русь того времени равнялась всей Византийской империи 814 года или империи Каролингов того же времени».1

На этом этапе развития шел процесс бурного развития торговли. Восточные славяне были торговыми партнёрами с византийцами и варягами, посредством торгового пути « из варяг в греки». Они торговали также со странами Востока, такие как Хазарский каганат и Волжская Булгария. Восточные славяне использовали торговлю в целях сбыта полюдья, то есть сбор налога с населения. Также развивалось земледелие – основное занятие Восточных славян, которое обозначило переход от залежного метода обработки земли к пашенному земледелию, при котором землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром, и это был большой прорыв в истории Киевского государства.

Развивались такие ремесла как столярное, гончарное, кузнечное и ткацкое.

Древние умельцы могли изготовлять удивительные и чудесные вещи,    которые  широко ценились за границей и пользовались большим успехом.

Целью моего изучения состоит в том, чтобы исследовать, с научной  точки зрения, хозяйственную деятельность Восточных славян. Изучить специфику  ведения хозяйствование наших пращуров. Ведь мы задаем себе вопрос: как жили наши предки? Чем они занимались? Какие были продукты их деятельности? На вопросы всегда должны быть ответы. Многие археологические открытия свидетельствуют о том, что Восточные славяне были довольно хорошие мастера своего дела. А, в каких делах они были асы, нам потребуется изучить и понять.

Источники, с помощью которых ведется  изучение, играют особую и значимую  роль. Я в своей работе использовала как классических авторов, так и  современных историков. Из классических авторов я выбрала известного советского историка, лауреата Ленинской премии академика Бориса Александровича Рыбакова, которому принадлежат фундаментальные работы по истории нашей Родины,  исследованию происхождения древних славян, начальных этапов сложения русской государственности, Киевской Руси IX – XII веков. Из современных авторов могу выделить Марию Семенову, которая подробно описывает исторически сложившуюся культуру Восточных славян. В её книге  «Мы – славяне!»  приводится много сведений об обрядах, традициях, обычаев древних славян. Эта книга богата на интересные факты Древней Руси, и можно узнать очень много для себя полезного и важного.

Живя  в этом мире, необходимо  не только заниматься изучением зарубежных стран, но  понимать самих себя и знать  свою историю. То, что было в древности не нужно закрывать глаза, ведь у самих истоков нашей истории кроется правда о нас самих на сегодняшний день. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти.

Такому  ничего не стоит взорвать древний храм, уничтожить за ненадобностью редкую старинную книгу. Исторически неграмотный человек обделен духовно; пустым звуком остается для него богатейшая литература предков. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Сельское хозяйство Восточных славян в VIII – IX в.

1.2Пашенное  земледелие. 

Главным занятием Восточных славян является земледелие. Оно носило экстенсивный характер и зависело от географических условий. В северных лесных районах преобладала подсечно-огневая система обработки земли так, как развитию пашенного земледелия препятствовали природные условия этой местности (в лесах и на болотах было трудно обрабатывать землю). Суть этой системы заключалось в следующем: в первый год земледельцы вырубали лес, затем, когда он подсыхал, выкорчёвывали пни и поджигали их, потом, в зону производили сев, предварительно вспахав землю. Очищенный участок от леса давал урожай  в течение 3 – 4 лет. Основным пашенным орудием в этих районах была соха, особенностью которой является то, что она лишь проводит бороздки на поверхности земли, не углубляясь в неё, обходя многочисленные камни и корни. Поэтому настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхлили. Основными культурами северных районов оставались посевы ржи и овса. Этот вид земледелия вынуждал славян оставлять старые участки и вырубать новые. Это требовало огромного количества земли, и заставляло селиться сравнительно небольшими посёлками. 3

Сельское  хозяйство южных территорий восточнославянского мира было более высокоразвитым, чем на севере. Этому способствовали благодатные природные условия (тёплый климат, обилие дождей) и плодородная почва. В этих районах в VIII в. наряду с переложным распространилось пашенное земледелие. Пашенное земледелие заключалось в следующем способе обработки земли: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. На юге эволюция пашенных орудий шла от примитивного рала к плугу, который глубоко взрезал пласт земли и переворачивал его. Восточные славяне выращивали пшеницу, ячмень, просо, гречиху дававшие высокие урожаи. Из овощей выращивали редьку, лук, чеснок, капусту. Основной овощной культурой являлась репа, которая была распространена, как в наше время картофель; ее ели в пареном виде.

Для изготовления тканей и различных видов масел выращивали лён и коноплю.

Об урожае льна гадали заранее («бельё зимой долго  сохнет – льны не хороши будут»), а  самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался  священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лён сеяли исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле нагими и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешками: по мнению древних, так должен колыхаться под ветром рослый, волокнистый лён. И конечно, первый шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость и «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.

Особое  внимание уделялось фазам Луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый  лён, его сеяли «на молодой  месяц», а если «полный в зерне» - то в полнолуние.

. И есть все основания думать, что на засеянном льняном поле устана -   вливали маленькие изваяния Перуна: такие изваяния, деревянные и металлические, снабженные снизу специальном штырьком для втыкания, найдены археологами. Перун, Бог Грозы, должен был вовремя полить юные растения животворным дождём.

Но если лето оказывалось чрезмерно сырым, лён зарастал сорняками, и требовалась прополка. С неё начиналась женская забота о льне.4

Когда у растений бурели головки (это говорило о созревании семян), их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена (из них делали пищевое масло) от волокнистого стебля, коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили орудиями.

Далее требовалось освободить волокна  от склеивающих веществ, которые  придают живому стеблю упругость  и прочность. Этого достигали  одним из двух способов. В южных  землях Руси, а также в районе современных Великих Лук лён «стлали» - тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение пятнадцати – двадцати дней. Делалось это в сентябре или октябре: в южных областях в это время ещё достаточно тепло и часто выпадает роса, благоприятствующая  расслаиванию волокон. В районах с более суровом климатом (Псков, Ярославль, современная Вологодская область) лён чаще «мочили» - опускали связками в пруд, болото или специальную яму, вырытую в низине. Использовалась только стоячая вода. Обработанный лён сушили, затем мяли, отделяя волокно от «кострики» - посторонних тканей стебля. Сохранились старинные мялки, которые дробили и плющили стебли между двумя деревянными брусками, зачастую ребристыми. Иногда лён ещё дополнительно толкли в ступах.

Чтобы окончательно вышелушить кострику, а  также отделить более тонкое, нежное волокно от более короткого и  жесткого, лён трепали. Остатки деревянных «трепал» найдены археологами при  раскопках древней Ладоги в слоях  VII – IX веков.

Подсчитано, что вес чистого волокна составляет всего лишь пятую часть веса стеблей

И наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно  и разгладить его в одном направлении  для удобства прядения, лён чесали. Делали это с помощью больших и малых гребней. Поле каждого прочесывания гребень извлекал грубые волокна, а тонкие, высокосортные – кудель – оставались. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке – и прясть нить.5

С коноплёй человечество познакомилось, скорее всего, чем со льном. По мнению специалистов, одним из косвенных доказательств тому служит охотное употребление в пищу конопляного масла. Кроме того, некоторые народы, к которым культура волокнистых растений пришла через посредство славян, заимствовали у них сначала именно коноплю, а лён – уже позднее.

Ученые  пишут, что на территории нашей страны это растение распространялось из Средней Азии, Юго – Восточной Европы или даже из Китая.

Дикая конопля встречается и в Поволжье, и на Украине. Славяне с древнейших пор обращали внимание на это растение, дающее, подобно льну, и масло, и волокно. Во всяком случае, в городе Ладога, где в числе пёстрого по этническому составу населения жили и наши предки славяне, в слое VIII века археологами обнаружены зерна конопли и конопляные («пеньковые») веревки, которыми, согласно сообщениям старинных авторов, славилась Русь. Вообще, ученые полагают, что конопля первоначально использовалась именно для витья веревок и лишь впоследствии стала применяться для изготовления тканей.

Информация о работе Хозяйственная деятельность восточных славян VIII – IX в