Характеристика законов Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.) Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чанд-рагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

Наиболее разработан договор  займа. В нормах права нашли отражение  формировавшиеся на протяжении веков  обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, так максимальный размер процентов (2% в месяц для  брахмана, 3% - для кшатрия, 4% - для  вайшьи и 5% - для шудры), к тому же должник фактически находился в  полной зависимости от кредитора. Допускались  такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и так далее. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора, подвергался штрафу. Предусматривалось, в случае смерти должника, что обязанность уплаты переходила на сына и даже на других родственников. Из-за такого тяжелого положения и высоких кредитных ставок был довольно распространен институт долгового рабства.

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и другие, а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом  или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также  не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны  договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина  раба, то от него не следовало отказываться.

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью  обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право «отдавать постепенно» (то есть предоставлялась отсрочка).

Виды договоров:

  • Договор займа. Весьма детально разработан. Свидетельствует о -расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
  • Договор личного найма. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма  были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший  работу, подвергался штрафу. Нормы  оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался  от личной свободы, становясь рабом  за содержание.

  • Купли-продажи. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиболее предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был  нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Брачно-семейные отношения. Эта отрасль права нашла свое отражение в гл. IX Законов Ману. В первых же строках говорится  о подчиненном положении женщины  в семье. Она всю жизнь была обязана подчиняться отцу, мужу, сыну. При их отсутствии царь назначал опекуна. Отцу беспрекословно подчинялись  все члены семьи, особое положение  занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой  же почтительностью, с какой и  к отцу. Было признано многоженство.

В Законах Ману специально оговаривается, что отец не должен брать  вознаграждение за дочь, но реально  брак являлся неприкрытой продажей. Брачный возраст был очень  низок, что зачастую приводило к  большой разнице в возрасте супругов. Достигшими совершеннолетия считались  мужчины в 16 лет, женщины - в 12.

Запрещались браки между  кровными родственниками (до 7 колена), установлено, что младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные  части посвящены охране жены и  «чистоты потомства», которая является обязанностью мужа (ЗМ, IX, 6, 7).

«Широко проявились в брачно-семейных отношениях кастовые ограничения. Законом  не одобрялись межкастовые браки. Допускалась анулома - мужчина принадлежит к более высокой варне, чем жена, при этом жены в семье мужа занимали положение, согласно их кастовому происхождению. Грубым нарушением считалась пратилома - мужчина принадлежит более низкой касте, чем жена».

Для дваждырожденных, благородных развод не допускался. В Индии был распространен обычай (сати), когда в случае смерти мужа, жена была обязана взойти на погребальный костер своего супруга. Смерть мужа обычно рассматривалась как грех жены, поэтому ей полагалось есть грубую пищу, изнурять себя. Положение вдов было настолько унизительным и тяжелым, что они сами предпочитали сжечь себя на костре.

Муж мог оставить жену, если в семье не было детей. Правда, покинутая  или проданная жена не освобождалась  от мужа, только если он являлся «вредным для государства человеком». После  смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена - никогда.

Наследственное право. Традиционно  в Древней Индии сложилось  правило: «не братья, не родители, а  сыновья получают собственность  отца». Жена наследовала лишь имущество своего бездетного сына. Ее стридхану (приданое) получали дочери, при их отсутствии - сыновья. Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и так далее.

Законы Ману установили такой  порядок наследования. Перед разделом наследства из него исключалось все  подаренное, а также брачный дар. Затем, в первую очередь наследовали  родные сыновья, при их отсутствии - сыновья, рожденные по поручению  дочерью. При отсутствии таковых  наследовали подаренные сыновья. В  последнюю очередь наследовал покинутый  сын и принятый в дом. При отсутствии перечисленных сыновей наследство переходило к гуру - домашнему жрецу. А если не было гуру, то тогда наследовала  дочь. При отсутствии дочерей имущество  поступало в казну царя.

Наследственное  право по законам Ману. Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права. В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам  Ману. Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о  межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между  отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются  семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение  в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для  вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

Список литературы

Таким образом, анализируя данный параграф, можно подвести определенный итог: Законы Ману (санскр. Манавадхар-машастра) - древнеиндийский это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций, по форме же Законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей Ману. В дошедшем до нас виде, по мнению многих ученых, Законы Ману были составлены, около II в. до н.э. - I в. н.э., однако выделяют более «древние» и более «молодые» главы. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей, написанных в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник в целом свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на их наследственно-профессиональный характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью же Законов Ману является религиозный характер всех его положений.

Рассмотрев основные отрасли  древнеиндийского права, согласно Законам  Ману, можно подвести следующий итог: правовые нормы в Законах не отделены от других социальных норм, но если их выделить и распределить по отраслям и институтам права, как это принято  в современной юриспруденции, то увидим, что вопросы права в  законах Ману разработаны более  полно по сравнению с другими  древневосточными кодификациями права.

 

В период создания Законов  Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и  владением, значительное внимание уделялось  охране частной собственности. Законы Ману указывают 7 возможных способов возникновения права собственности. Все эти способы делились по кастам. Приобретать собственность можно  только у законного собственника. Выделяются следующие виды форм собственности: государственная (царская), жреческая, общинная, частная.

 

Обязательственные отношения  получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говориться об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Существовали так же договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения и т.д.

 

Для древней Индии характерна большая патриархальная семья. Главой семьи являлся муж. Женщина находилась в полном подчинении от своего мужа и сыновей. Брак представлял собой  имущественную сделку, в результате которой, мужчина покупал себе жену и она становилась его собственностью. Законом не одобрялись межкастовые браки. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил.

 

Законы Ману - наиболее древний  образец наследственного права. Древнеиндийское право не знало  наследования по завещанию, только наследование по закону. Имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына. Дочери, чаще всего, от наследования устранялись, либо они получали наследство в самую  последнюю очередь. При отсутствии детей и родственников, все имущество  переходило в пользу царя.


Информация о работе Характеристика законов Ману