Характеристика законов Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I в. н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.) Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чанд-рагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частности наиболее известная дхармашастра, получившая название "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 50.84 Кб (Скачать)

По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой  многочисленной и эксплуатируемой  варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую. (книга)

На процесс образования 4 сословий также воздействовали многие обстоятельства - особенности родоплеменных отношений, этнические и религиозные различия, но в первую очередь факторы общественно-экономического развития. Решающим фактором в возникновении оформленной иерархической системы варн было усиление социального неравенства, которое привело к выделению знати, захватившей функции, которые обеспечивали ей соответствующий статус. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, неприкасаемые). Версия происхождения варн представлена в Законах Ману. Согласно ей, варны произошли от мифических великих риши - сыновей Ману, бывшего в свою очередь, сыном Брахмы: брахманы - от КАви (Бхригу), кшатрии - от Ангираса, вайшьи - от Пуластьи, шудры - от Васиштхи.

Огромную роль в древней  индии играли стоявшие на вершине  иерархической лестнице брахманы (brahmana - «знающий священное учение»). Они оказывали большое влияние на все стороны общественной и социальной жизни общества: являлись советниками царя в государственных делах, участвовали в отправлении правосудия, давали рекомендации не только царю, но и его сановникам, хранили и толковали законы. Брахманы были хранителями ритуально-мифологической памяти и организаторами культовых обрядов.

Вторым господствующим классом  были кшатрии (ksatia - «наделенный могуществом»), в руках которых была сосредоточена политическая власть. Из этой Варны происходили цари, воины, чиновники.

Третье место в системе  варн занимали вайшьи (vaisya-свободный общинник). Это были свободные крестьяне-общинники, основные производители материальных благ, но ограниченные в политических правах.

Самый низший класс-сословие составляли шудры. Основными причинами  выделения этой варны явились: увеличение числа лиц, потерявших экономическую самостоятельность; развитие ремесла, занятие которым, по мере его специализации, становилось уделом разорившихся соплеменников, утративших прежний гражданский статус. Шудры были ограничены не только в политических правах, но и в хозяйственной жизни. Ограничение их прав заключалось в следующем: они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры являлись «единожды рожденными». В Законах Ману сказано: «Брахманы, кшатрии и вайшьи - три варны дважды рожденных, четвертые же - шудры - рожденные один раз; пятой же нет».

Большинство представителей этой Варны составляли жители покоренных племен, составляющие роль слуг. Шудры  жили ремеслами, актерством, могли иметь  только одну жену. В целом эта  варна не представляла собой однородную общественную среду: в нее включалось неполноправное население.

Это закрепленное деление  практически всегда отражало реальное положение человека в системе  общественного производства и распределения  продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

 

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий «варна» и «каста». Этимологически слово «варна» - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались «дваждырожденными» - т.е. к ним применялся обряд «второго рождения» - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. «Jaty» (в переводе – «качество») - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово «каста» по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало  в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие  наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением  способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю  границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить  первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить  самому себе.

Согласно ведам, основными  занятиями брахмана были:

1. молиться

2. изучать веды

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры  правом не регулировалось, тогда как юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания «дваждырожденных», проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Об этом свидетельствуют  Законы Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов". О  неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.(книга)

  1. Особенности основных отраслей древнеиндийского права согласно Законам Ману

 

Публичное право по законам  Ману. По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском  совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем - всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как  и у древних германцев и  славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица  должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем - для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые  животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался  от 1/5 до 1/6.

Существовали т.н. литургии - общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог  и прочее. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся  на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Ввиду того, что общественные отношения образуют, в силу их специфики, особые системы связи между юридическими нормами, возникает потребность  группировки правовых норм в определенную отрасль права. Весьма актуальным это  разделение является для современного общества, однако и для Законов  Ману характерно выделение отраслей права. Не только уголовное, но и право  собственности, обязательственное  и наследственное право получили свое развитие в Законах Ману.

Право собственности. Именно эта отрасль права в Древней  Индии была достаточно разработана. Необходимыми элементами права собственности  древние индийцы считали три  компонента: владение (бхукти), пользование (бхага) и распоряжение(свамья).

«Предписания Законов  Ману направлены на всемерную охрану права собственности на различные  виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь». Выделяются, следуя традиционной семизначной манере, следующие 7 способов приобретения собственности: приобретение лица в рабство, наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завладение, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений) 7-й способ приобретения предусматривался только для жрецов-брахманов). Универсальный способ приобретения права на вещь - по давности владения.

Земля могла стать собственностью по истечении жизни трех поколений (от 30 до 60 лет), при условии, что это  владение было добросовестным, что  доказывалось с помощью праманов: человеческих (свидетели, документы) и божественных (ордалии).

Недвижимое имущество  также могло выступать в роли собственности. «Земельный фонд в Древней  Индии делился на несколько категорий: государственная, царская, общинная и  частная. Государственной собственностью признавались леса, необработанные земли, рудники, пустоши. В царский личный фонд включались царские хозяйства, полновластным собственником которых  выступал непосредственно правитель. Общинные земли - пастбища, луга и т.д.». В компетенцию общины входил контроль над землевладением - преимущественное право выкупа участка предоставлялось  соседям и родственникам, ограничивалась продажа лицам, не являющимся членами  общины.

Существовали некоторые  общегосударственные ограничения, например, если собственник бросал свой участок во время сева или  жатвы, он подвергался штрафу, таким  же было наказание и за нарушение  правил купли - продажи.

«В древнеиндийском государстве  закреплялась собственность на рабов, они могли принадлежать государству, общине, частным лицам. Однако, самую грязную и тяжелую работу выполняли не рабы, а низшие касты свободных. По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели)».

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском  обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки  Вед. Таким образом, если приговор выносился  хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом  решения судебных вопросов. Четкого  различия между гражданским и  уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными  лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить  суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать  только против женщин; относительно «дваждырожденных» - только «дваждырожденные». Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право. Основанием для возникновения обязательства  служили неосновательное обогащение, причиненный ущерб. В Законах  Ману договор рассматривался как добровольное соглашение двух сторон. Законы Ману перечисляют несколько видов договоров, их общие принципиальные положения и возникающие отношения. Так, договор возникает только в силу добровольного, сознательного соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину. На договорное право оказало огромное влияние варно-кастовая система.

Информация о работе Характеристика законов Ману