Государство в Древнем Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 05:34, контрольная работа

Краткое описание

Китай – большая и древняя страна. Его территория лишь немного уступает Европе и превосходит США. Колыбелью китайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины. Ее жители умели строить небольшие дома с глинобитными полами, выращивали просо, рис, ячмень, пшеницу и различные овощи, приручали собак, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Они первыми в мире стали разводить шелковичных червей, положив тем самым начало производству шелка. Их техника сельскохозяйственного производства основывалась на подсечно-огневом земледелии

Оглавление

Охарактеризуйте государство в Древнем Китае.

Великая хартия вольностей 1215 г;общая характеристика,разработка особенностей,содержание,значение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

игпзс.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г.Геленджике

Кафедра правовых дисциплин

 

 

 

Инв № ______

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине История государства и права

зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил                                               Загоруйко Антон Алексеевич

Курс 1 ЗФО

Специальность 030900.62                                 Юриспруденция

Научный руководитель                                     ст.преподаватель Таховская Е.Н.    

 

 

 

Геленджик 2013

 

Вариант VI

 

  1. Охарактеризуйте государство в Древнем Китае.

 

  1. Великая хартия вольностей 1215 г;общая характеристика,разработка особенностей,содержание,значение.

 

Список используемой литературы.

 

1. Охарактеризуйте государство в Древнем Китае

 

        Китай –  большая и древняя страна. Его  территория лишь немного уступает Европе и превосходит США. Колыбелью китайской цивилизации является обширный район вокруг места впадения р. Вэйхэ в Хуанхэ, где уже в V тыс. до н.э. возникли сельскохозяйственные общины. Ее жители умели строить небольшие дома с глинобитными полами, выращивали просо, рис, ячмень, пшеницу и различные овощи, приручали собак, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Они первыми в мире стали разводить шелковичных червей, положив тем самым начало производству шелка. Их техника сельскохозяйственного производства основывалась на подсечно-огневом земледелии

        История Древнего Китая обычно делится на периоды, обозначаемые по именам царствующих династий:

  1. период Шан (Инь) (XV-XI вв. до н.э.);
  2. период Чжоу(XI-III вв. до н.э.):
    • Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.);
    • Чжаньго - "борющихся царств" (V-III вв. до н.э.),последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.).

        Внутренний  Китай орошается тремя крупными  реками — Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая), они текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. Первые города-государства возникли в долине реки Хуанхэ (длина 3000 миль), где проживали иньские племена, руководимые племенными вождями — ванами. В начале китайцы (название от средневекового названия племени киданей, самоназвание китайцев — хани) жили обособленно в силу природных барьеров, что способствовало формированию самобытной и продолжительной речной цивилизации.

        С 1583 г. до н.э. правила династия Шан (Инь) (ван  — царь — победившего племени  во главе государства). В иньском  Китае вследствие разложения  родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

        Создание первоначального  примитивного государственного  образования в Шан (Инь) было связано  с необходимостью организации  производства, орошения земель, предотвращения  пагубных последствий разлива  рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников.

        В эпоху  Инь утверждается верховная собственность  царя-вана на землю, этому способствовали  представления о ване как о  земном божестве. Основные формы  собственности в этот период  — царская и общинная. Общинное  землевладение было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными секторами потребления — царским, общинным и частным.

        Земли делились  на две категории — общественное  и частное поле. Частные поля  не являлись частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для последующей передачи царю.

        В 1027 г. до н.э. царство Шан попало под власть правителя царства Чжоу, которые жили вдоль западной границы. Они объявили, что ван — это сын Неба, а империю — Поднебесной (Срединной) империей — империя была без четких границ. Территория была увеличена, но территориальный контроль был слабый вследствие возвышения местных феодалов — князей, владевших укрепленными городами с прилегавшими землями, население облагалось повинностями. Чжоусский ван был поставлен перед необходимостью организации управления огромной территорией. С этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и соответствующие титулы.

        Первоначально  власть титулованных владельцев  уделов сдерживалась силой центральной  власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители, бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена. Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом управления.

        Таким образом, в чжоусском Китае господствует  раздробленность с характерной  ей междуусобицей, приводящей к  захвату то одним, то другим  местным царством позиций гегемона, к поглощению им более мелких царств.

        Долголетние  непрерывные войны привели к  экономическому упадку, к разрушению  ирригационных сооружений и, наконец, к осознанию необходимости мира, сближения народов Китая. Выражением  новых настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к объединению страны "без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к "собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств. Чжоусская династия закончила правление периодом смуты (эпоха «борющихся 7 царств» — V—III вв. до н.э.) и началом собирания империи из 7 царств.

        В последние  века до н.э. в Китае проявляется  противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой — формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1) через победу крупной частной собственности на землю — путь раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

        258 г. до н.э. — начало правления Циньской  династии в результате замещения  Чжоусского императора наиболее  могущественным из феодальных  владык.

        Складывается  централизованная империя по  типу «восточной деспотии». Империя  разделена на провинции. Местные владыки проживали в столицах. На роль управителей провинций царь назначал доверенных лиц. Для защиты границ от набегов варварских народов и племен (например, гуннов) начато строительство Великой китайской стены. Ее длина — 5 тыс. км при высоте и ширине от 6 до 10 м (по стене могли проехать 5-6 всадников), через каждые 200 метров расположены сторожевые башни. Стену строили 2 млн. человек.

        Правитель  Цинь Ши-Хуанди ввел единое  законодательство для всей империи, единые меры веса в торговле. Однако его наследники быстро утратили власть и уступили правителям Ханьской династии. В 221 году до н.э. Циньская династия победоносно закончила борьбу за объединение страны.

        В период  царства Цинь намечаются два  пути дальнейшего развития Китая:

  • через победу крупной частной собственности на землю, что означало путь раздробленности;
  • через упрочение государственной собственности на землю и создание единого централизованного государства.

        Второй путь  развития утверждается до буржуазных революций 1911—1913 гг.

        В период  правлении Ханьской династии (206г. до н.э.—221 г. н.э.) введена экзаменационная  система испытаний для претендентов  на государственные должности; оживился  интерес к конфуцианскому учению (551—497 гг. до н.э. — Конфуций), в I в. до н.э. в Китай проникает буддизм, а в 124 г. до н.э. открывается императорский университет, который готовит чиновников-администраторов. Расширяются торговые связи с Индией, Сирией и Римской республикой. Император У-ди (14—87 гг. до н.э.) ввел призыв-девиз, обозначавший годы правления, фиксировавшийся в официальных документах и не менявшийся во все время правления императора.

        Древний Китай, управляемый ваном-царем и огромной массой иерархически организованного чиновничества, является типичным примером восточной деспотии. Со времени императора Цинской династии Цинь Шихуанди (III в до н.э.) Китай был разделен на области и уезды, которые возглавляли гражданский и военные чиновники-губернаторы. Инспекторы центрального правительства, выезжая из центра, контролировали деятельность местных властей. Казначейство выпускало единую монету (металлическую). Налоговое обложение и налоговая политика были хорошо разработаны.

        В следующий  период, при правителях Ханьской  династии (II в. до н.э. - II в. н.э.) в государственую практику была введена продажа должностей и продолжавшаяся в течение многих веков система замещения должностей после сдачи экзамена. Это облегчало купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам проникать в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывало доступ к управлению людям из народа. Было принято новое положение о рангах знатности, которые присваивались не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем — 9 рангов и 18 степеней. В конце III в. до н.э. в империи Хань было 20 рангов чиновников: 1 ранг владел от 10 тыс. даней зерна (1 дань — 103,5 л) и денежными средствами; 20 ранг — 100 данями.

        Как уже  отмечалось, Древний Китай являлся  типичным примером восточной  деспотии. Эта форма государства была наиболее распространенной в странах Древнего Востока.

        Когда говорят о «восточной деспотии», имеют в виду обыкновенно такую форму государственной власти и одновременно такой политический режим, когда:

а) полномочия главы государства неограниченны;

б) светская и церковная власть объединены в одном лице;

в)осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата;

г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.

        Своеобразие восточной деспотии создается, прежде всего, ее социальной базой – сельской общиной, тесно связанной со своей ирригационной системой и от нее зависящей. Своей консервативностью и оторванностью от внешнего мира сельская община способствовала превращению центральной власти в деспотию.

        Военное, финансовое и публичных работ ведомства составляли государственный бюрократический организованный аппарат власти.

        Циньско-ханьский Китай делился на области или округа, те — на уезды, уезды — на волости, а волости — на общины — низшие административно-территориальные единицы. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чинов. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства, в их подчинении были расквартированные там армейские подразделения. Только в пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

        Община, несмотря  на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно  обособленной единицы. Руководство  общиной осуществляли староста  и "отцы-старейшины". Низший административный  персонал, начиная с волостных старейшин, не входил в состав чиновничества. Его представители, как и другие общинники, выплачивали налоги и несли трудовые повинности, но пользовались большой властью, вплоть до мобилизации общинников-крестьян для защиты общинной территории. Во главе городского самоуправления стоял совет старейшин (саньлао).

        В Циньской  империи существовало специальное  судебное ведомство, что свидетельствует  о выделении судебных функций  из общеадминистративных.

        Судебное ведомство  следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Во главе этого ведомства стоял тинвэй.

        Вместе с  тем в ханьском Китае почти  все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица, приводившие в исполнение судебные решения. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела.

Информация о работе Государство в Древнем Китае