Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:16, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Реферат (реформы органов власти в правление Петра I).docx

— 39.13 Кб (Скачать)

Введение

Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких  исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различные  историки по-разному оценивают Петра  и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся  выставить на первое место все  его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. Она  не имела выхода к морям - ни к  Черному, ни к Балтийскому, через  которые могла бы развивать внешнюю  торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который  охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия  строилась по устаревшим принципам  и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне  неохотно покидали свои поместья для  военных походов, их вооружение и  военная выучка отставала от передовых  европейских армий.

Между старым, родовитым  боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили  непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к  они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить  и подчинить себе русские земли.

Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего  и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в  то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни  общества и государства.

Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников  Петра. Вся Европа того времени наблюдала  и дивилась тому, как это государство  пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

Цель работы состоит в  том, чтобы на основе историко-правового  анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитии российской государственности.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
    • изучить процессы централизации государственного аппарата;
    • охарактеризовать перестройку центральных органов власти и управления;
    • проанализировать реформирование сферы местного самоуправления.

Объектом исследования является общественно-правовая действительность в эпоху Петровских реформ.

Предметом исследования являются Петровские преобразования и их последствия  для государственности России.

Методологическую основу исследования составили общенаучный  диалектический метод познания и  частнонаучные методы изучения правовых явлений: формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и  др.), конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, технико-юридический и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные  реформы первой  четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления

1.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I

В период сложившейся в  России абсолютной монархии времен Петра  I для более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредить органы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частично из выборных от городского населения.

Одна из главных задач  государя - создать систему хороших  законов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалось сделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем или правительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городским судьям, избранным  горожанами.

Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1726 г. по всей территории государства рядом  с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые  приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всю административную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.

Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы по всей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководили вверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала  Табель о рангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало  о возникновении ряда новых обстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое (связанное  с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения по службе.

Сформулированная Табелью  о рангах новая система чинов  и должностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты  его служебные качества. Устанавливались  сроки службы в определенных чинах.

Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чины и звания присваивались в обеих  сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными.

Подготовка кадров для  нового государственного аппарата стала  осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось в принудительном порядке (за уклонение  от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право  на вступление в брак).

Абсолютная монархия - форма  правления, при которой монарху  юридически принадлежит вся полнота  власти. В этот период ликвидируются  старые сословно-представительные институты  и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более  не собирались, вместо них правительство  созывало сословные совещания. Но уже  с начала XVIII в. и они перестали собираться, В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титул императора. Россия стала империей.

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях  и в течение длительного периода.

Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем трансформироваться в  новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие  дела в государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и ее внутренняя структура начала дифференцироваться.

Боярская дума из политического  совета превращалась в судебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии, координирующей работу центральных  органов управления.

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации  Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества, окончательно исчез.

Столь же сложный путь проделала  система центральных отраслевых органов управления - приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г. - 53, в 1684 г. - 38 приказов. При сокращении числа центральных  приказов возрастала численность приказных  губ.

В конце XVII в. было произведено укрупнение и объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главе каждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет и влиятельность органа.

Усиление административной централизации выразилось в мерах  организационного и финансового  характера. В 1678 г. была проведена новая  перепись земель и дворов, в 1679 г. введено  подворное обложение и упорядочено  взимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложение  сосредоточилось в Приказе Большой  казны, возглавившем систему финансовых приказов.

В 1680-1681 гг. была проведена  перепись разрядов (военных, округов), что послужило базой для создания системы военно-административной организации, позже использованной Петром I для организации рекрутских наборов и полковых дворов (военно-административных органов).

Таким образом, преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны.

 

1.2 Централизация государственного аппарата

В начале XVIII в. сложились две контрольные системы - прокурорская (во главе с генерал-прокурором Сената) и фискальная. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях.

Для учета средств, распределяемых по многочисленным приказам еще в 1699 г. был восстановлен Счетный приказ или Ближняя канцелярия, в который  ведомства периодически должны были представлять сведения о доходах, расходах, штатах и занимаемых ими зданиях. Работа Боярской думы часто проходила  в помещении Канцелярии, велись протоколы  заседаний, составлялись приходно-расходные  ведомости и планы.

Высшие надзорные функции  осуществлял Сенат, и Ближняя  канцелярия влилась в структуры  его контрольно-финансовых органов. Активную роль в выявлении финансовых нарушений играли фискалы.

Верховная власть установила контроль и за самим Сенатом. В 1715 г. при Сенате учреждалась должность  генерального ревизора ("надзирателя  указов"), наблюдавшего за деятельностью  высшего органа и сообщавшего  о всех замечаниях государю.

В 1720 г. принимается указ, в котором сенаторам предписывается регламентированный порядок работы.

Апрельским указом 1722 г. надзор за работой в Сенате был возложен на генерал-прокурора, который, являясь  представителем верховной власти в  Сенате, был одновременно начальником  сенатной канцелярии. Ему были подчинены  все фискалы, надзорные функции  Сената сосредоточивались в его  руках. Генерал-прокурор мог рассматривать  любое дело, проходившее в Сенате, по существу и приостанавливать его. . Генерал-прокурор был настоящим "оком государевым".

Кроме прокуратуры при  Сенате учреждались должности рекетмейстера  и герольдмейстера. Первый контролировал  прохождение дел и рассмотрение жалоб в коллегиях, наблюдая за сроками  и беспристрастностью их рассмотрения.

Герольдмейстер выполнял функции упраздненного Разрядного приказа, вошедшего в состав сенатской  канцелярии. Он контролировал прохождение  дворянами службы, замещение должностей, выполнение ими отдельных государственных  поручений и пр.

С началом Северной войны  к ямским, полонянечным и стрелецким деньгам (прямым налогам) добавляются  новые сборы: драгунские, рекрутские, корабельные, подводные и др. Перепись 1710 г. дала новые сведения об облагаемых объектах.

На инородцев (татар, мордву и др.) был наложен брачный налог, свадебный же налог взимался со всех брачующихся.

Для сбора прибылей создавались  специальные канцелярии (банная, рыбная, постоялая, медовая и др.), подчинявшиеся  главной канцелярии. Общее число  этих мелких сборов превышало 30.

Важным источником государственных  доходов стали казенные монополии  на соль, табак, мел, деготь, дубовые  гробы и т.д. Этими товарами могло  торговать только государство.

Возобновилась чеканка медных денег, серебряные при прежнем номинале уменьшались в весе.

Главное изменение налогово-финансовой политики произошло в сфере прямого  обложения: от подворного обложения  государство перешло к подушному.

Подушная подать ложилась на всех крестьян равномерно. Однако помещики одновременно с введением подушной уравнительной подати, увеличили  размеры оброков. А на государственных  крестьян (не плативших помещичьих податей) казна ввела дополнительные налоги.

Большая часть подушного  сбора уходила на содержание армии.

К денежным платежам прибавлялись различные натуральные повинности: работы по строительству каналов, верфей, портов, кораблей, новой столицы  и пр.

Военная реформа - одно из важнейших  звеньев в цепи государственных  преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I - Преображенский, Семеновский и Бутырский.

Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.

С  1699 г. началось формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения  сформированы два полка.

Набранных (по одному от 20 дворов) рекрутов распределяли по сборным пунктам, расквартировывали по постоялым  дворам, из их среды назначали капралов и ефрейторов.

Рекрутские наборы проводимые в среде неслужилых классов, делали всесословной. Вместе с тем на дворянстве оставалась обязанность сословной  и бессрочной службы, в ходе военной  реформы была проведена перепись всех дворянских недорослей.

Армией в начале XVIII в. управлял Разрядный приказ и Приказ с дел, созданный для руководства полками "нового строя". Были изданы Иноземский и Рейтарский приказы. Стрельцами занимался Приказ земских дел. После создания Сената часть военного управления перешла к нему, - к Военной канцелярии.

Итак, во главе государства  стоял абсолютный монарх, которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Он являлся  главнокомандующим вооруженных  сил страны. С подчинением церкви государству монарх стал и главой церкви.

Информация о работе Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления