Государственность в США в 18 в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение процесса формирования государственности в США в 18в. с акцентированием внимания на принятие политически важных решений и документов, которые стали результатом войны за независимость и влиянии, оказанным ими на дальнейшее становление США как самостоятельного государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Предпосылки образования США
1.1 Государственно-политическое становление колоний.
1.2 Причины конфликта между колониями и английской короной
1.3 Война за независимость 1775-1783 гг.
1.4 Декларация независимости 1776 г.
Глава 2. Генезис правовых норм государственности США
2.1 Статьи конфедерации и вечного союза 1777-1781 гг.
2.2 Конституция США 1787 г.
2.3 Билль о правах 1791 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 54.08 Кб (Скачать)

    Провозглашение  Декларацией независимости бывших английских колоний “свободными  и независимыми штатами” означало появление на Атлантическом побережье  Северной Америки 13 независимых суверенных государств. Хотя в декларации и  содержатся слова “Соединенные Штаты  Америки”, это не значит, что были созданы США в современном  смысле слова как единая федеративная республика. Сам акт объявления бывших британских колоний независимыми суверенными государствами был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.

    В декларации было сказано: “Мы считаем  самоочевидными следующие истины: что  все люди созданы равными и  наделены Творцом определенными  неотъемлемыми правами”. Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, принцип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых  мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки — индейцы, которые  не были рабами, не включались в политическую общность, как и рабы.

    К числу “определенных неотъемлемых прав” декларация относит право  на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной  собственности. Т. Джефферсон не случайно “забыл” включить частную собственность в декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мнению, она была продуктом исторической эволюции. Исключение права частной собственности из перечня естественных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.

    В декларации сказано, что для обеспечения  естественных прав “люди создают  правительства, справедливая власть которых  основывается на согласии управляемых”. Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения  государства. Согласно декларации государство  основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.

    Важнейшее значение имело положение декларации о праве и даже обязанности  народа изменить или свергнуть неугодное  ему правительство: “Но когда  длинный ряд злоупотреблений  и насилий... обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному  деспотизму, то право и долг народа — свергнуть такое правительство  и создать новые гарантии обеспечения  своей будущей безопасности”. Декларация независимости никогда не была юридическим документом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа. (Севостьянов Г.Н.; Уткин А.И. Томас Джефферсон. - М: Мысль, 1976.) 

    Глава 2. Генезис правовых норм государственности США

        2.1 Статьи конфедерации  и вечного союза  1777-1781 гг.

    После провозглашения независимости каждая колония стала в принципе самостоятельным  государством (штатом). Вскоре почти  все штаты выработали и приняли  новые писаные конституции. Составными частями преамбулы конституций  являлись билли о правах, или декларации прав, которые содержали перечисление буржуазно-демократических прав и  свобод, а также гарантий неприкосновенности личности (свобода совести, свобода  печати, право на скорый и беспристрастный  суд присяжных, право на то, чтобы  не давать показаний против самого себя). Несмотря на то, что конституции  провозглашали принцип народного  суверенитета, на деле они учреждали  цензовый политический строй, при котором  избирательными правами пользовалась только небольшая группа собственников. Все конституции штатов предусматривали  республиканскую форму правления. Законодательные органы, за исключением  Пенсильвании, были двухпалатными. Исполнительная власть вручалась либо губернатору, либо совету, глава которого именовался президентом. Одновременно с разработкой  проекта декларации независимости  специальная комиссия Континентального конгресса разрабатывала проект Конституции «Объединенных колоний», который был представлен конгрессу 12 июля 1776 г., а утвержден им в 1777 г. Однако этот документ, именовавшийся  «Статьи конфедерации и вечного  союза», вступил в силу только 1 марта 1781 г., после утверждения его всеми штатами. «Статьи конфедерации» являлись скорее международно-правовым договором об образовании союза 13 независимых государств — конфедерации, созданной для «общей обороны, обеспечения своих свобод, а также взаимного и общего благосостояния». Каждое государство (штат) сохраняло свой суверенитет во внутренних и внешних делах. Члены конфедерации обязывались оказывать друг другу помощь в случае любого рода посягательства на одного из ее членов. Для руководства общими делами конфедерации (объявление войны и заключение мира, международных договоров, назначение и прием послов, установление правил чеканки монеты, создание общеконфедеральных вооруженных сил и др.) учреждался однопалатный конгресс из делегаций (2—7 чел.), выбираемых законодательными органами штатов. Каждая делегация в конгрессе имела один голос. В период между сессиями конгресса его полномочия должен был осуществлять «комитет штатов», состоящий из делегатов от каждого члена конфедерации. Полномочия конфедеративных органов были весьма ограничены не только по объему, но и по способу осуществления. Эти органы не могли принимать решения по важнейшим вопросам без согласия большинства (9 членов конфедерации). Они не имели права, да и не были в состоянии принуждать членов конфедерации к выполнению принятых решений. В их руках не было собственных финансовых средств, ибо они не могли устанавливать и собирать налоги. Конгресс, после победоносного завершения войны за независимость, принял знаменитые Северо-Западные ордонансы 1784, 1785, 1787 гг., которые создали юридическую базу для территориальной экспансии США и установили процедуру создания новых штатов и принятия их в союз. Конфедерация со слабым правительством не отвечали потребностям развития капитализма, нуждавшегося в сильной центральной власти, способной преодолеть политическую и экономическую разобщенность отдельных штатов, осуществить централизованное руководство внешней торговлей и торговлей между штатами, проведение единой таможенной политики и т.п. Создание такого правительства диктовалось также и внешнеполитическими соображениями — необходимостью повышения международного авторитета нового государства. Решение этого вопроса ускорилось обострением классовой борьбы в штатах после окончания войны за независимость. Широкие народные массы ничего не получили от победы над Англией и внутренней контрреволюцией. Значительная часть мелких фермеров оказалась в долговой кабале у ростовщиков. Тюрьмы были переполнены должниками, земли фермеров продавались за долги и т.п. В нескольких штатах вспыхнули восстания, наиболее сильным из которых было восстание бедноты под руководством Даниэля Шейса в штате Массачусетс (1786—1787 гг.). Эти восстания, подавленные с большим трудом, показали господствующим классам необходимость создания сильного центрального правительства, способного держать массы в узде. В этих условиях в 1787 г. в Филадельфии собрался конвент, которому было поручено внести поправки и необходимые изменения в «Статьи конфедерации», чтобы они могли «удовлетворять требованиям управления и охранять существование союза». Делегаты конвента были избраны законодательными органами штатов, представлявшими всего лишь 120 тысяч человек из трехмиллионного населения страны. Этот конвент состоял из земельных спекулянтов, купцов, ростовщиков и плантаторов-рабовладельцев. В нем не было ни одного фермера, ни одного рабочего. В тайне от народа конвент разработал и принял Конституцию, основной идеей которой являлось создание сильной центральной власти. Конституция (всего 7 статей) исходила из создания единого союзного государства — федерации. Сохранив широкую автономию при решении своих внутренних вопросов, члены федерации (штаты) передавали решение общих вопросов центральным органам федерации. К ведению федерации относилось: устанавливать и взимать пошлины и налоги, чеканить монету, делать займы, регулировать внутреннюю (между штатами) и внешнюю торговлю, учреждать суды, объявлять войну, заключать мир, набирать и содержать армию и флот, ведать внешними сношениями. Под впечатлением восстаний, имевших место перед принятием конституции, ее создатели предоставили федеральной власти право подавлять в штатах внутренние беспорядки и мятежи. Конституция не содержала перечня прав, сохраняемых за штатами, констатируя лишь то, чего штаты не вправе делать: заключать международные договоры, вступать в конфедерацию или любой другой союз, чеканить монету и выпускать кредитные бумаги, жаловать дворянские титулы и прочее, а также отменять республиканскую форму правления. В результате за штатами сохранились довольно широкие права, в том числе, издание законов по всем вопросам, которые не отнесены к компетенции федерации. Штаты вправе также принимать и изменять собственные конституции. Они сохранили свою судебную систему и вооруженные силы (милицию).

    (История  государства и права зарубежных  стран Часть 2 Митин А.В., Кемниц В.Э.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Конституция США  1787 г.

    Разделение  властей, система  сдержек и противовесов.

    Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью конституционного правительства является создание правительства  законов, а не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или  пристрастиями, которые свойственны  человеку. Для Адамса великой идеей  к наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению его букве закона, стал принцип  разделения правительственных полномочий. Эта концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой французского философа Монтескье, предотвратила  злоупотребление властью путем  отказа от концентрации власти в одной  ветви или одном институте  правительства. Амбиции одной ветви  будут всегда сдерживаться амбициями  других. Таким образом, независимая  судебная система как один из примеров считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права для подавления политических оппонентов.

    В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей правительства (исполнительной, законодательной и  судебной) функционирует относительно независимо от других. Вместе с тем  «встроенная» в этот принцип система  сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью контролировать действия других. Например, Конгресс может  осуществлять контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент  может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип  разделения властей с учетом системы  сдержек и противовесов вошел  в историю как Мэдисоновская модель правительства.

    Относительная независимость властей связана  и с различным способом их формирования: Конгресс - прямым голосованием избирателей ( правда, на различные сроки для  обеих палат); Президент – через  избираемую прямым голосованием коллегию выборщиков; Верховный Суд – пожизненным  назначением судей Президентом  с согласия Сената.

    Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает «разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и исполнительную власть.

    Нередко (например, при президентах Рейгане  и Буше) большинство в Конгрессе  принадлежало оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении  оказалась в 1995 г. администрация  президента-демократа Клинтона.

    Несмотря  на многие проблемы, связанные со сложностью механизма разделения властей (например, затягивание на столетие принятия Закона об избирателях, который расовой  дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградила США от диктатуры (ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, к примеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основы демократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношении человеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмам являются одним из главных вкладов основателей в образование системы, которая была эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании. 

(Мишин А.А., Язьков Е.Ф. Конституция США: история и современность М. 1988 г.) 

    Федерализм

    Урегулирование  отношений между штатами, как  субъектами федерации, с одной стороны, и центральной властью - с другой, оказалось едва ли не самым трудным  делом Конституции. Развиваясь сначала  как английские колонии, затем как  независимые государства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел свои особенности государственного устройства, только ему присущие традиции. Неоднородны были штаты по социальному  и расовому составу населения. Исторически  сложилось так, что дворяне - эмигранты  поселялись на юг от реки Потомак, а  крестьяне и ремесленники - на север от нее. В результате на юге возникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров - рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождались капиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции, действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Юге господствовали монархические порядки, губернатор назначался королем. Тем не менее, штаты пошли на объединение. Необходимость подобного шага была осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, а впоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую   роль в этом процессе сыграла Конституция США 1787 года. Опираясь на принцип “дуалистического федерализма”, Конституция устанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечисления вопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросы были отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того, Конституция предусматривает ограничения полномочий Конгресса (ст.1,разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) и отдельно рассматривает вопрос “Штаты и союзное правительство” (ст.4). Из практики применения Конституции США можно выделить:

    а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации, и штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т.д.;

    б) сферу, где запрещены действия и  федерации, и штатов: обложение налогом  экспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже - рабовладение;

    в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов, неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговли одному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже - ограничение применения Билля о правах;

    г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международные договоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишение граждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнение федеральных законов.

    В полномочия штатов были включены: организация собственного правительства и все местные дела, в том числе полиция и суд, уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, торговля внутри штата   и рабочее законодательство, собственные Вооруженные  Силы. Конституция разрешила правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и “беспорядков”. Таким образом были разграничены сферы деятельности федеральных и местных органов власти, определены сферы, где решения федеральных органов имели приоритет над решениями магистратур. Согласно ст. Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимает Конгресс. Главным арбитром, разрешающим любые спорные вопросы между федеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами федерации, Конституция определила Верховный суд. В дальнейшем единство федерации в США подверглось серьезному испытанию во время гражданской войны 1861 - 1864 гг. между рабовладельческим Югом и промышленным Севером. Но, в результате победы Севера, федеративное устройство страны было не только сохранено, но и упрочено. Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерасторжимым союзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательно закреплена роль принципа федерализма, как стабилизирующего фактора в жизни общества, основы единства нации, государственного устройства США. 

    В заключении хотелось бы отметить, что  опыт разработки, принятия и претворения  в жизнь положений Конституции  США 1787 года может быть полезен сегодня   при рассмотрении вопросов, связанных с принятием новой Конституции Украины. Разумное сочетание консервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиять друг на   друга, не ограничивая при этом самостоятельность друг друга, американский опыт федеративного устройства государства и многое другое может быть взято на вооружение нашими законодателями. Хотя сами американцы далеки от идеализации своей Конституции, отмечают недеспорность многих ее положений, указывают на множество недостатков и компромиссов, заключенных в ней, но факт остается фактом - по ней живет и развивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира.  И именно эта стабильность, приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает прежде всего нашего внимания и уважения.

Информация о работе Государственность в США в 18 в.