Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа

Краткое описание

История государственного управления России – наука и историческая, и юридическая. Она есть часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)………………………………………………………………………….4
2. Государственное управление в СССР и в России в послевоенные годы.
Особенности аппарата государственного управления………………………9
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………...16

Файлы: 1 файл

6 Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     В 1946 г. произошли изменения в наименовании высших органов управления СССР, союзных  и автономных республик. 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон  “О преобразовании Совета Народных комиссаров СССР в Совет министров СССР”. Прежние народные комиссары стали именоваться министрами.

     С интенсивным развитием экономики  страны увеличивается количество министерств, В январе 1948 г. была реорганизована Государственная плановая комиссия в Государственный плановый комитет Совмина СССР.

     Были  реорганизованы судебные органы. В  местностях, где было отменено военное  положение, в военных трибуналах восстанавливалась их обычная процессуальная деятельность. С отменой военного положения на транспорте военные  трибуналы железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в линейные и окружные суды железнодорожного и линейные суды водного транспорта.

     Впервые в истории Советского государства  непосредственно населением в 1948-1949 гг. были избраны народные судьи  и заседатели. 19 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР.

 

  Изменения  в Вооруженных силах. «Красная  Армия была переименована в  Советскую Армию. В феврале  1946 г. Народный комиссариат обороны  СССР был преобразован в Народный комиссариат Вооруженных сил СССР. Опыт прошедшей войны, новые вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных сил СССР. Они состояли из следующих видов: Сухопутные Войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской Флот (с 1946г.) во главе со своими главнокомандующими. К 1954 году кавалерия как род войск прекратила свое существование. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии. В целях укрепления военной дисциплины в 1946 г. были утверждены Дисциплинарный устав и Устав внутренней службы вооруженных сил СССР, а также уставы строевой, гарнизонной и караульной службы». [9,с.176]

 

 Изменения в  государственном аппарате. В марте 1953 г. умер И.В. Сталин, и в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС стал Н.С. Хрущев.

     Именно  при Хрущеве стала восстанавливаться  попранная Сталиным законность. Началась реабилитация невинно репрессированных. Был восстановлен партийный и  прокурорский надзор над органами внутренних дел в органах государственной безопасности. Было упразднено Особое совещание при министре внутренних дел СССР, которое широко использовалось для незаконных репрессий. В 1954 г. был учрежден Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Значительной вехой в восстановлении законности было утверждение 11февраля 1957 г. "Положения о прокурорском надзоре в СССР", согласно которому надзор за точным исполнением законов всеми министерствами и ведомствами возлагался на органы прокуратуры. Органы прокуратуры подчинялись только Генеральному Прокурору СССР.

     12 февраля 1957 г. было утверждено "Положение о Верховном суде  СССР", в котором были расширены  права союзных республик в  области правосудия.

     Закон от 25 декабря 1958 г. установил, что народные суды избираются гражданами района или города сроком на 5 лет, а народные заседатели – на общих собраниях сроком на 2 года.

     В период 1957-1960 гг. в союзных республиках  были приняты новые положения  о местных Советах, в частности, в 1962 г. в большинстве краев и  областей было создано по 2 Совета депутатов трудящихся – промышленный и сельский, что нарушало один из основных принципов Советов – их единство.

     Для управления промышленностью  и строительством в каждом экономическом административном районе образовывался Совет Народного Хозяйства. Этим же законом была преобразована Гос. комиссия Совета Министров СССР по перспективному планированию в Государственный плановый комитет (Госплан СССР). Был также создан Государственный научно-технический комитет Совмина СССР. На территории СССР было создано 105 экономических административных районов. Большинство отраслевых министерств было упразднено.

     Существенные  изменения произошли в органах  народного контроля. В 1962 г. был образован  Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. 

     Политика  контрреформ. В октябре 1964 г. состоялся  Пленум ЦК КПСС, на котором Хрущев был  освобожден от должности 1-го секретаря  ЦК КПСС. Это место занял Л.И. Брежнев. Началась реорганизация государственного аппарата, которую можно охарактеризовать как контрреформы.

     Пленум  ЦК КПСС в ноябре 1964 г. принял постановление "Об объединении промышленных и  сельскохозяйственных областных, краевых  партийных организаций". Затем  было восстановлено единство Советов  – промышленные и сельскохозяйственные областные и краевые Советы были объединены. Стали возвращаться к отраслевому принципу организации управления промышленностью.

     2 октября 1965 г. был принят закон  СССР "Об изменении системы  органов управления промышленностью  и преобразовании некоторых других органов управления", по которому восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью. Было образовано 11 союзно-республиканских министерств. Было признано необходимым упразднить республиканские Советы народного хозяйства экономических районов, которые вскоре и были ликвидированы.

     Были  преобразованы органы партийно-государственного контроля. В эти годы происходит интенсивное развитие общесоюзного законодательства  в пределах компетенции  СССР. Издаются основы законодательства СССР и союзных республик по отраслям. С 1958 г. Верховный Совет СССР принял 16 законов об Основах законодательства.

     В связи с окончанием Великой отечественной  войны были ликвидированы трудового  нормы права, порожденные чрезвычайными  обстоятельствами военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. восстанавливались очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени. Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день. Прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства.

     В 1960 г. был завершен перевод всех рабочих  и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день. В 1966-1967 гг. была введена  пятидневная рабочая неделя с  двумя выходными днями. 27 декабря 1960 г. был принят очень важный закон "Об охране природы в РСФСР" в целях усиления охраны природы, обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие же законы были приняты в других союзных республиках.

     Большое политическое значение имел принятый Верховным Советом СССР 12 марта 1951 г. Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим  преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться  суду и судиться как опасные уголовные преступники.

     Подготовка  и принятие новой  Конституции. В 1959 г. возник вопрос о создании новой Конституции, точнее о внесении изменений и дополнений  в действующую тогда Конституцию СССР 1936 г. 25 апреля 1962 г. Верховный Совет СССР принимает постановление о выработке проекта новой Конституции и формирует Конституционную комиссию. Однако только к маю 1977 г. проект новой Конституции был создан. 4 июня 1977 г. он был опубликован в печати. Началось его обсуждение.

     В обсуждении конституции приняли участие более 140 млн. человек. По проекту конституции было высказано около 400 тыс. предложений с поправками и дополнениями.

     7 октября 1977 г. Верховный  Совет СССР принял  новую Конституцию.  Конституция СССР 1977 г. состояла из преамбулы и 9 разделов, среди которых были основы общественного строя и политики СССР, государство и личность, национально-государственное устройство СССР, Советы народных депутатов и порядок их избрания, высшие органы государственной власти и управления в союзных республиках, правосудие, арбитраж и прокурорский надзор и т. д.

     «Конституция  СССР 1977 г. содержала  новые разделы  и главы по сравнению с Конституцией СССР 1936 г., а именно: государство и личность, социальное развитие и культура, внешняя политика, защита социалистического отечества, Советы народных депутатов и порядок их избрания. Новым было и наличие преамбулы, в которой кратко был охарактеризован путь, пройденный  от Октября и до 1977 г., говорилось о построении в СССР развитого социалистического общества, о высшей цели Советского государства – построении бесклассового коммунистического общества, о преемственности идей и принципов предшествующей Советской Конституции и т. д.

     Вместе  с тем Конституция СССР 1977 г. не изменила принципиальных основ государственной  жизни. В условиях окостеневшей политической брежневской системы новая Конституция не могла остановить развитие застойных явлений в обществе. Более того, после ее принятия усилилась централизация государственных функций  в руках партийных органов. Роль государственных органов гипертрофировалась, а роль Советов принижалась». [3,с.201]

 

      Заключение 

     Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что история государственного управления России чрезвычайно богата бурными политическими потрясениями, необыкновенно сложна, противоречива и требует совместных коллективных усилий юристов, историков, политологов, социологов, экономистов, философов и т. д. Наши главные управленческие проблемы слишком глубоки, уходят корнями в далекое прошлое и требуют не политики наскока, а квалифицированного, ежедневного труда по их решению.

     После бурного десятилетия реформ Россия входит в период политической стабильности в области государственного управления. Но чтобы нынешняя политическая стабильность в конечном итоге обернулась экономическим процветанием, необходимо приложить множество усилий. Как отмечал в своем ежегодном послании к Федеральному собранию в 2001 г. Президент В.В. Путин, "нам не достичь ощутимых результатов, если не снять опасений и настороженного отношения людей к государству. Суть многих  наших проблем – в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан. В унаследованной из прошлого подозрительности граждан к государству. В отсутствии подлинного гражданского равенства и делового партнерства".

     Эффективная работа органов государственного управления России на всех уровнях – вот  в чем состоит главная задача на будущее  с учетом всех проблем  и недоработок прошлого.

 

      Список использованной литературы: 

     Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск.: Сиб. унив. изд -во.,2006
  2. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938-ноябрь 1958 гг) - М.: Гос.изд-во юридической литературы, 1959.

     Учебная литература

  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.
  2. Архипова Т.Г. Государственный аппарат РСФСР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. - М.: МГИАИ, 1981
  3. Архипова Т.Г., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России. XVIII-XX вв. Учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1999
  4. Быстренко В.И. – История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирское кн. Изд - во, 1997
  5. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юрист, 1994
  6. Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: Ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г.: Учебник для вузов по специальности История, 2-е изд., перераб. и доп. – М.:РГГУ, 1994
  7. Куликов В.И. История государственного управления России: Учебник.- М.: Издательский центр « Академия»,2003
  8. История государства и права России: Учебник. /Под ред. Титова Ю.П. – М.: Былина, 1996
  9. История отечественного государства и права: Учебник /Под ред. О.И. Чистякова– М.: Бек, 1996

Информация о работе Государственное управление в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)