Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:47, реферат
Расположенное на великой Восточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента его образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важную роль в истории не только народов России, но и народов Центральной и Западной Европы. Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен. Славянские племена — одно из важнейших этнических образований Европы.Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I—II вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря.
В Древнерусском государстве были еще некоторые категории зависимого населения: рядович (или рядовик), жизнь которого защищена минимальным пятигривенным штрафом. Вероятна его связь с «рядом» (договором). Возможно, рядовичами были непошедшие в холопство и заключившие ряд тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Рядовичи также исполняли роль мелких административных агентов своих господ.
Если основной общественной
организацией у восточных славян
в предгосударственный период, который
в современной литературе принято
именовать надобщинным или
Подавляющее большинство населения Древней Руси жило в общине как городской, так и сельской. Вервь была уже не родовая община: она обладала определенной территорией, являлась субъектом права, отвечала за преступления, совершенные ее членами или хотя бы на ее территории. В ее обязанность входило искоренять в своей среде «лихих людей», охранять «всем миром» внутреннее равновесие и внешнюю безопасность бытовых отношений.
Вервь предупреждала возможные
раздоры и столкновения, которые
неизбежно возникали при
Поскольку вервь была уже
не родовая община, а территориальная,
следовательно выход из нее был
практически предрешен. Человек, вышедший
из общины, назывался изгоем. Изгой
упоминается в первых статьях
Краткой и Пространной
В Древнерусском государстве существовали большие и многочисленные города. Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т. д. Будучи свободными жителями, они имели статус свободного человека, что обеспечивало им неприкосновенность личности, жилища, имущества, участие в политической жизни общества. В городах особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно купеческая сотня действовала при какой-либо церкви. Так, купеческая сотня при Ивановской церкви в Новгороде (Церковь Иоанна Предтечи на Опоках) была одной из первых купеческих организаций в Европе.
К большой группе людей, объединенных единством правового статуса, относилась древнерусская знать:
- Лучшие мужи. С развитием
городской жизни и торговой
деятельности в составе
- Старейшие мужи. Люди
или «старцы градские»,
- Бояре. Боярство, образовавшееся
на базе дружины, смещалось
с боярством родоплеменным,
- Огнищане. Люди, принадлежащие
высшему, ближайшему к князю
слою дружинников старших, то
есть немолодых, опытных
Итак, древнерусская знать происходила из родоплемен-ной знати, военной верхушки, из приближенных слуг князя, ведавших управлением княжеским хозяйством. Экономическое положение знати, как уже подчеркивалось, определялось предоставлением ей иммунитетов, то есть передачей в ее распоряжение определенной территории с правом осуществления на ней суда или сбора податей без права князя вмешиваться в эти дела. Постепенно, к XI—XII вв., иммунитеты, не связанные первоначально с землевладением, превращаются в собственность их владельцев (вотчины).
Вотчина стала основной ячейкой
феодального хозяйства
На всю древнерусскую знать распространялись правовые привилеги.Если речь шла о боярах и дружинникак, то, вероятно, за посягательства на них применялась смертная казнь.
Правовой статус знати характеризовался неприкосновенностью личности, жилища, имущества, участием в политической жизни общества: участие в вече, международных переговорах, принятии законов, суде и т. д.
Другим господствующим классом
в Древнерусском государстве
было духовенство. Духовенство —
это социальная, особым образом организованная
группа служителей религиозного культа,
рассматриваемых церковью в качестве
посредников между богом и
людьми. Правовое положение духовенства
как привилегированной
Со времени своего возникновения
Русская Православная Церковь была
изъята из подсудности княжеской
администрации. Она имела свой особый
суд и специальное
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие весьма важную роль в истории Древнерусского государства. Монастыри создавались как добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной (мирской) жизни и посвятивших себя служению Богу. Однако на практике монастыри оказывались крупными феодалами, владели землями и селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской» и в крупных политических событиях. Игумены (игумен — греч. hegumenos — идущий впереди, ведущий — настоятель мужского православного монастыря) монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники.
В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду и без племени и выходцами из боярской или купеческой среды. Высшие церковные владыки — епископы и митрополит — могли быть выбраны только из среды монахов (греч. monachos — живущий уединенно в монастыре), которых в отличие от обычных священников и дьяков (белое духовенство) называли черным духовенством.
Некоторые центральные монастыри (например, Киево-Печерский, основанный в середине XI в.) стали своего рода духовной академией, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки, здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события.
Введение христианства на
Руси в греко-православной форме
как государственной религии
открыло гораздо более широкий
путь к приобщению Древнерусского государства
в мировую цивилизацию. Важную роль
в истории Руси домонгольского периода
в этой связи играла русская церковь.
Несомненна польза церкви как организации,
помогавшей укреплению молодой русской
государственности в эпоху
Вместе с тем религиозная идеология, распространяемая церковью, возрождала в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закрепляла в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма, то есть представления о том, что судьбами людей управляет божественная воля.
Информация о работе Государственно и социально- экономический строй Древней Руси