Государственно и социально- экономический строй Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:47, реферат

Краткое описание

Расположенное на великой Восточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента его образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важную роль в истории не только народов России, но и народов Центральной и Западной Европы. Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен. Славянские племена — одно из важнейших этнических образований Европы.Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I—II вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря.

Файлы: 1 файл

реферат история.docx

— 31.82 Кб (Скачать)

                                  1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ  РУСИ

                                                 В ПЕРИОД РАСЦВЕТА.

Расположенное на великой  Восточно-Европейской равнине Древнерусское  государство с момента его  образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло  важную роль в истории не только народов России, но и народов Центральной и Западной Европы. Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития     восточнославянских племен. Славянские племена — одно из важнейших этнических образований Европы.Самые ранние известия письменных источников о славянских племенах относятся к I—II вв. н. э. (Тацит, Плиний, Птолемей). Под именем венедов славяне населяли тогда территории в бассейне реки Вислы и побережья Балтийского моря.

Особо важно в современных условиях знать, что териториально в период наивысшего могущества Древнерусское государство распологалось от Балтийского(Варяжского) и Белого морей, а также от Ладожского и Онежского озёр на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке.На огромных териториях жило около 5 млн. человек, начался рост городов. В летописи (до XIII в.) упоминалось более 220 городов. Интересно что даже в Скандинавии Русь называли «Гардарией» - страной городов.

Основными отраслями производства на Руси были сельское хозяйство и  ремесло.Сельское хозяйство, стало уже повсеместно пашенным. Обработка земли велась с помощью тяговой силы орудиями плужного типа, возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобовые и волокнистые культуры. Подсека и перелог, игравшие еще большую роль, особенно в северных районах, начинали вытесняться двух- и трехпольной системой с паровым клином.Так же большое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота и рыболовство были распространены повсеместно.Распространение пашенного земледелия на всей территории расселения славян означало огромный прогресс по сравнению с подсечной системой, бытовавшей прежде.

Другим важным показателем  роста производительных сил у восточных славян было развитие ремесла. В некоторых славянских поселках обнаружены десятки домниц, в которых выплавлялось железо. Раскопки показывают, что в славянских домах занимались прядением, выделывали меха, кожи, производили посуду. Несомненно, часть произведенного продукта шла на обмен.

Ремесленное производство создало  предпосылки для возникновения  городов как центров ремесла. К началу X в. некоторые славянские города-укрепления, такие как Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, превратились в центры ремесленного производства.

Вместе с тем VII—IX вв. явились  временем развития внешних экономических  связей восточных славян со странами Востока, Византией, а также со странами Прибалтики. Великий Волжский торговый путь связал землю восточных славян с племенами Среднего Поволжья и  дальше — через Хвалынское (Каспийское) море — с Востоком. Днепровский  путь связал восточных славян с Византией. А к концу IX в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из  варяг в греки» получили свое продолжение  на север вплоть до Прибалтики, превратившись  тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

По археологическим данным, существенной чертой общественного  строя славян VIII—IX вв. является наличие  уже повсеместно сельской или  территориальной общины как союза  индивидуальных хозяев (малых семей), в собственности которых находятся  жилище, орудия труда, продукт труда  и обрабатываемый участок земли. Небольшой размер жилища на 4—5 человек, размещение и размер хозяйственных  построек, небольшой запас продуктов  — все это свидетельствует  об индивидуальном характере хозяйства  славян. Об этом же говорит факт сбора  дани у славян с «дыма», то есть дома.

Исходя из последующего развития крестьянской общины, можно предположить в славянской общине VIII—IX вв. наличие  коллективной собственности на землю, в известных случаях — коллективный труд и пережитки родового строя  в быту, в правосознании и идеологии.Частная  собственность и основанный на ней  индивидуальный труд с неизбежностью  вели к имущественному, а значит, и социальному неравенству. Выделение  из общины имущественной верхушки свидетельствовало  об образовании экономически сильнойгруппы, которая стремилась ослабить роль народного  собрания и передать власть своим  представителям.Этот процесс нашел  свое выражение в появлении к  концу IX — началу X в. богатых славянских погребений наряду с бедными, обнаруженных археологами в крупнейших славянских городах, и в образовании на территории славянских поселений обособленных укреплений — замков, где жили выделившиеся из общины представители экономически могущественной верхушки. Все эти  явления отразились в замечательном  памятнике древнерусского права  — Древнейшей Русской Правде, записанной в XI в. при Ярославе Мудром, но в своей  основе относящейся к кануну образования  Древнерусского государства.

Древнейшая Русская Правда рисует нам, несомненно, общество правящего  слоя и остального населения, еще  не освободившееся до конца от оболочки родового строя. Существует еще такой  важнейший институт родового строя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые связи уже начинают заменяться связями территориальными. Основная общественная организация, с  которой имеет дело Древнейшая Правда, — это «мир», территориальная  сельская община (слово «мир» сохранило  в русском языке значение территориальной  сельской общины вплоть до XX в.). Однако население этих «миров» уже перестало  быть однородным по своему социальному  составу.

Древнейшая Правда ярко отразила появление внутри славянских «миров»  привилегированного слоя. Основное внимание она уделяет защите интересов  «мужей» — термин, которым в  Древнейшей Правде обозначена социальная верхушка общества славян. «Муж» тесно  связан с общиной. Он живет «в своем  миру». Но в противоположность рядовым  общинникам «муж» не является человеком  труда — земледельцем. Это преимуще-ственно  военный человек. Живет «муж»  в «хоромах», окруженный многочисленной «челядью», которая работает на него. Основную массу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе все больше появляется и нерабов из числа  общинников, которые, разорившись, потеряли свою свободу и попали в зависимость  от богатых «мужей». «Хоромы» были не только жилищем «мужей», но и центром  владений земель, лугов и различных  угодий, на которые накладывал свою руку «муж», захватывая их у общины и превращая в свою наследственную частную собственность — «отчину» (термин, от которого произошло слово  «вотчина» — обозначение феодальной земельной собственности в России). Вместе с ростом экономического богатства  росла и политическая мощь «мужей». Возникновение имущественного неравенства  у славян шло одновременно с образованием государства.

Во главе государства  стоял великий князь.Он имел при  себе совет (думу) из наиболее знатных  князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод , а  также аппарат управления , который  ведал сбором дани и податей, судебными  делами и взысканием штрафов.В этом аппарате обязаности чиновников исполняли  младшие дружинники – мечники (судебные исполнители) , вирники (сборщики штрафов) и т. п. В подвластных великому князю землях и городах функции  управления осуществляли княжеские  наместники – посадники и их ближайшие  помошники – тысяцкие , возглавляющие  во время военных действий народное ополчение.

Для осуществления власти над насилением, расширения грниц  государства и защиты его от внешних  врагов великий князь имел значительные военные силы.Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а так же из войск вассальных князей, которые также имели собственные  дружины.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы  находились в вассальной зависимости  от великого князя.Они обязаны были поставлять великому князю войнов, являтся по его требованию с дружиной.В  тоже время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в  своих вотчинах и великокняжеские  наместники не имели права вмешиватся в их внутренние дела.

                            2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ  ДРЕВНЕЙ РУСИ

                                                           В ПЕРИОД  РАСЦВЕТА.

Как и все феодальные общества, общество Древней Руси было строго стратифицировано, то есть оно состояло из сословий, страт, права и обязанности  которых четко были определены законом  как неравные по отношению друг к  другу и государству. Однако для  Древнерусского государства характерна слабая социальная дифференциация и  поэтому основная масса населения  разделялась на свободных и зависимых  людей, что не отменяло существование  промежуточных и переходных категорий.

Главную массу населения  составляли смерды: это было общее  название для свободных жителей  городов и сел, хотя существует мнение, что смерды — это сельское население, земледельческое, противоположное  горожанам. Другое общее название для  них было люди, в единственном числе  людин.

Историк Д.И. Иловайский свидетельствует, что городское население в  Древней Руси составляло главную  основу государственного быта и решительно преобладало над сельским. Летописи упоминают в до татарскую эпоху  до трехсот городов. Но без сомнения это число далеко не соответствует  их действительному количеству, если под городом понимать всякое укрепленное  или огороженное поселение. Города эти были собственно городки или  небольшие селитьбы, окопанные валом  и рвом. В мирное время население  их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в  окрестных полях, лесах и водах.

Поэтому жители множества  городков могли постепенно расселяться  по окрестным местам в неукрепленных  хуторах и поселках, чтобы было удобнее заниматься сельским хозяйством; сами городки нередко приобретали  более мирный характер, постепенно превращаясь в открытые селения. Отсюда все больше увеличивалось  сельское население, преданное земледелию и другим хозяйственным занятиям.

Со временем города сделались  значительнее и стали вмещать  в себя население, более разнообразное  по своему делению на классы и сословия.

Сельское население Древней  Руси мало отличалось от городского. В  мирное время, в зависимости от природных  условий, оно занималось земледелием, звериным и рыбным промыслом, жило в  тех хуторах и поселках, которые  были рассеяны вблизи городов.

Со временем число хуторов  и деревень множилось, да и сами городки  превращались в открытые селения. Тогда  и название «смерд», обозначавшее вообще простых горожан и сельчан  в совокупности, постепенно усвоилось  сельским, земледельческим населением 9.

Рядом со свободным населением в городах и селах жили несвободные  люди, называвшиеся холопами (женский  род — роба), челядью (единственное число — челядин), рабами.

Как способ производства, обеспечивающий жизнедеятельность общества, рабство  на Руси не достигло такого уровня. Однако как общественный уклад, весьма распространенный на бытовом уровне, рабство получило соответствующее распространение. В.А. Рогов указывает на несколько причин, препятствующих в первом тысячелетии н. э. его развитию: невыгодность климатических условий (дорогостоимость содержания раба); упадок рабства в сопредельных странах (отсутствие наглядного примера для его модификации); высокий уровень развития производительных сил у славян (возможность получения больших урожаев своими силами); крепость общинных связей (невозможность обращения в рабство соплеменников)10.

Первоначальным источником рабства в Древней Руси, как  и везде, служила война, то есть пленных  обращали в рабов и продавали  наравне со всякой другой добычей. В  рабство попадали также за тяжкие уголовные преступления, в случае кражи в рабство обращался злостный банкрот. Были случаи, когда свободный человек становился полным, или обельным, холопом: кто куплен при свидетелях, то есть самопродажа в рабство, кто женится на рабыне без договора с ее господином и кто пойдет без договора о свободе в услужение ключником-тиуном. Холоп не имел никаких гражданских прав и считался полной собственностью своего господина. За убийство холопа или раба штраф не назначался.

Ведение сельского хозяйства  исключительно трудом челяди в пределах рассматриваемого периода изжило себя, что привело к возникновению  закупничества. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала  за «купу», то есть заем, в который  могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и т. д. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Поэтому с нарастанием  процентов на заем кабальная зависимость  усиливалась и могла продолжаться до отработки долга с процентами или уплаты его.

Закупы могли быть ролейными (пахотными) и неролей-ными, оказывавшими личные услуги господину в его  доме. Ро-лейный закуп пахал хозяйскую  пашню, получая от господина плуг и борону, смотрел за скотом, исполнял любую работу, на которую пошлет его господин.

В общественном отношении  закуп находился на грани свободы  и рабства. Хотя закуп находился  под охраной общего права, он мог  искать судебной защиты от обид господина, был огражден от продажи в холопы и от залога в обеспечение долга  господского; тем не менее его  гражданское положение, несомненно, было принижено его бытовым состоянием.

Развитие закупничества  — свидетельство нарастающей  потребности более крупных хозяйств в рабочих руках, в частности, хозяйств землевладельческих, вовлекавших  в свои отношения закупов. Вступив  в круг этих отношений, закуп значительно  принижался. Закуп попадал под дисциплинарную власть господина, под его властную опеку. В результате положение закупа становилось двойственным и внутренне противоречивым, характерным для положения полусвободных людей. Это положение, основанное на договорном обязательстве между господином и закупом, было временное, хотя далеко и не срочное.

Информация о работе Государственно и социально- экономический строй Древней Руси