Государственная Дума – новый законодательный орган власти в России в период кризиса самодержавия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:35, контрольная работа

Краткое описание

Во многих европейских странах парламентские традиции складывались столетиями. К народному представительству люди стремились с древнейших времен. Продолжением Новгородского вече как формы народовластия стал Земский собор, на смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа, а затем «Уложенные комиссии» Екатерины II. Попытка открыть Государственную Думу была предпринята при Александре I.

Оглавление

Введение 2
2. Исторические предпосылки возникновения нового законодательного органа власти в России в период кризиса самодержавия. 3-4
3. Выборы в первую и вторую Государственную Думу. 5-6
4. Выборы в третью и четвертую Государственную Думу. 7-8
5. Структура государственного аппарата самодержавной власти в рассматриваемый исторический период. 9-11
6. Отличительные особенности Государственной думы разных созывов. 12
7. Заключение 13
8. Список источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Государственная Дума.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, эти курии избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.

     Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты»9.

     Было  создано 135 избирательных округов, в том числе 26 городских (избирали 34 депутата), 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов (40 депутатов).  

      Среди образованной прослойки общества бытовало следующее мнение о избирательной  системе: выборы «не равные, не прямые, не всеобщие»10. Это заметно из приведенных цифр и фактов. Сама система выборов позволяла правительству контролировать состав депутатов и не допускать в Думу радикальные элементы. 

     5. Структура государственного аппарата самодержавной власти в рассматриваемый исторический период. 

           Исследуем положение  Государственной Думы, исходя из законов России, по которым она функционировала и взаимодействовала с субъектами законодательной деятельности. Это позволит нам дать правовую оценку места законодательного учреждения в системе государственной власти. В новой системе первенствующее значение по - прежнему занимал император – самодержавный царь - глава исполнительной власти. В его руках был Совет Министров, соответственно все министры: Военный, Морской, Иностранных дел, Финансов и т.д. Они несли личную ответственность перед монархом. Вся полнота власти, несмотря на обещание свобод, сосредотачивались в его руках. Такое положение закреплялось в Основных законах Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 года. Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России. Эта конституция состояла из двух разделов, 17 глав и 223 статей. Из них было  изъято  определение «неограниченное»  самодержавие.

   В   «Основных государственных законах  Российской Империи»  устанавливалось так же,   что   император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным  советом  и Думой. Прерогативами императора  объявлялись: 

  • пересмотр  основных  законов,
  • высшее государственное управление,
  • руководство внешней политикой,
  •   верховное командование  вооруженными  силами,
  •   объявление  войны и заключение  мира,
  • объявление местности на военном и исключительном  положении,
  •   право чеканки монеты,
  • увольнение и назначение министров,
  • помилование осужденных,
  • общая амнистия.
 

     Сфера же деятельности Думы определялась следующими направлениями:

«1)…  требующие издания законов и  штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия  и отмены.

2) Государственная  роспись доходов и расходов  вместе с финансовыми сметами  министерств и главных управлений, равно как денежные из казны  ассигнования, росписью не предусмотренные,- на основании установленных правил.

3) отчет Государственного Контролера по исполнению Государственной росписи.

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем высочайшего соизволения.

5) дела о постройке железных дорог непосредственно распоряжением казны и за ее счет.

6) дела  об учреждении компаний на  акциях,  когда при этом испрашиваются изъятия из действующих законов.

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим постановлениям.»11.

     Из этого вовсе не следовало обещанное: «никакой закон не мог  восприять  силу  без  одобрения Государственной думы».

  Функции, которые определял закон, серьезно сужали обещанный 17 октября принцип. Взамен законотворческого органа, дума превратилась в место обсуждения законов, но не их принятия. К тому же уровень дел, вошедших в круг деятельности нового органа,   далеко не соответствовал ее государственному статусу. Так же стоит отметить, что Дума не имела права вносить изменения в сами Основные законы (8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе. (Там же, ст. 8.))

       Монарх закрепил за собой не  только право вето, но и право  окончательного утверждения всех законов (9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения. (Там же, ст. 9))12, таким образом, ее положение, закрепленное раз и навсегда, не давало возможности   производить подлинно законодательную и реформаторскую деятельность, так как Дума оставалась в рамках своих узких функций. Кроме этого, главная функция Думы – утверждение бюджета государства (росписи доходов и расходов), была продублирована и за императором, что определялось термином «в порядке верховного управления». То есть, в том случае, если Дума не утверждала бюджет из-за неразрешимых противоречий с правительством, то император делал это «в порядке верховного управления». Таким образом, деятельность Думы была далеко не уникальна и заменяема.

     Изменив избирательный закон и предоставив  большие права Думе,  царское правительство осуществило реформу Государственного Совета (царский  указ  от  20 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения  Государственного  Совета»).  Из совещательного органа он был преобразован  в  верхнюю  палату,   стоявшую над   Государственной   Думой.    Но   при   формальном    равенстве    прав Государственный  Совет  имел  приоритет  относительно  думы:   законопроект, обсужденный в Думе и  в  Совете,  представлялся  на  утверждение  императора председателем  Государственного   Совета.   Реорганизация   Государственного Совета,  создание  верхней  палаты,  стоявшего   над    Думой,   существенно ограничивали права последней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Отличительные особенности Государственной Думы разных созывов. 

     Каждый  из созывов Думы отличался от предыдущего. У двух первых не сложились отношения ни с императором, ни с Советом Министров, ни с Государственным Советом. По многим вопросам у Думы с верхней палатой были скорее различные взгляды. Это было вызвано накалом политических противоречий (вопрос о земле и пр.).  У Думы третьего созыва (III Дума была созвана 1 ноября 1907 года и распущена 30 августа 1912 года), наоборот (в силу изменения принципа выборов, что соответственно определило и иной состав депутатов), сложились вполне рабочие отношения с монархом и с Советом министров. К тому же в период работы III Думы наметилась определенная стабилизация внутри государства, что в купе с напряженной, но мирной внешнеполитической ситуацией, определило снижение напряженности. К тому же наметился небывалый экономический рост, набиравший стремительные обороты. И эта Дума – Дума мирного времени и времени роста и успокоения - оказалась вполне адекватной своему назначению, хотя она и не обладала всей полнотой обещанной монархом власти (раз определенные законы отдавали все главные прерогативы императору).

     Дума  четвертого созыва в начале своей деятельности шла в русле работы своей предшественницы, и начало мировой войны встретила «единением» с царем, «забыв» обо всех противоречиях. Но война обострила кризис империи и самодержавной власти, что было осложнено особенностями характера  царя. В 1915 году в Думе оформился прогрессистский блок во главе с П.Н.Милюковым, который выдвинул требование создания «правительства доверия», а затем уже и «ответственного правительства». Но монарх не только не пошел навстречу либеральным силам, но и обострил конфликт. Нестабильность, военные трудности, экономические и, прежде всего социальные проблемы вызвали грозу февральского переворота, в котором Дума решила предпринять путем создания Временного комитета государственной думы (ВКГД) участие и возглавить его по возможности. Но сама дума в условиях 1917 года существовать перестала по объективным причинам, как и все органы верховной власти российской империи. 
 
 
 
 
 
 

     7.Заключение. 

       Нельзя не отметить, что Государственная     Дума России в период с 1906 по 1917 год занимала в структуре  самодержавной власти место далеко  не главенствующее и даже не  равное в отношении других ветвей власти. Страна была не готова к тому, чтобы в ней появился  настоящий парламент. Царь подавлял любые попытки преобразовать ту систему, на которую он с большим трудом согласился. Реформы были фактически невозможны. А в тех условиях, которые существовали, Дума не смогла сыграть решительной исторической роли, оставаясь демократической драпировкой гранитного оплота самодержавия, которое, однако,  рухнуло и погребло под собой те благотворные начала конституционализма и правовой культуры, которые разрешило в свое время. Но при всем том несовершенстве своих возможностей, появившаяся раз на свет Дума оказала ярчайшее влияние на политическую культуру России и осталась навсегда замечательнейшим явлением русской истории.

       Государственная Дума просуществовала в России с 1906 по 1917 год. В течение данного периода деятельность её неоднократно прерывалась досрочными роспусками, войной. В целом её работа продолжалась 6 с половиной лет, а это очень небольшой срок для работы парламента. Но она сумела добиться у населения осознания того, что никакое цивилизованное государство не может существовать без представительного органа, в том числе и Россия. Государственная Дума завоевала симпатии населения страны, укрепилась в политической жизни огромной империи. И именно  в этом состоит её большое политическое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Список источников и литературы. 

  1. Кризис  самодержавия в России. 1895-1917. Л., «Наука». – 1984. Б.В. Ананьич, Р.Ш. Ганелин, Б.Б. Дубенский, В.С. Дякин.- с.285.
  2. Полное собрание законов Российской империи. Собр. III. Т. XХV. Отд-ние 1-е. СПб., 1908. Ст. 26656. С. 637-638.
  3. Витте С.Ю. Воспоминания. М. 1996 – с.524.
  4. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41.
  5. Государственная Дума Российской империи. 1906-1917. Историко-правовой очерк. М. «Книга и бизнес»., 1998 . Смирнов А.Ф. – с.29.
  6. Основные законы Российской империи. Цитируется по публикации http://ru.wikisource.org/wiki/Основные_Законы_Российской_Империи#.
  7. Солунская Н.Б., Бородкин Л.И. Становление Российского парламентаризма начала  XX века. М. 1996 – с.16.
  8. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи.- М., 1998. –с.336
  9. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. С. 73
  10. Солунская Н.Б., Бородкин Л.И. Становление Российского парламентаризма начала  XX века. М. 1996 – с.16.
  11. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. , М., 2000. – с.197.
  12. Лукоянов И.В. У истоков российского парламентаризма., СПб – с. 384.

Информация о работе Государственная Дума – новый законодательный орган власти в России в период кризиса самодержавия