Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:35, контрольная работа
Во многих европейских странах парламентские традиции складывались столетиями. К народному представительству люди стремились с древнейших времен. Продолжением Новгородского вече как формы народовластия стал Земский собор, на смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа, а затем «Уложенные комиссии» Екатерины II. Попытка открыть Государственную Думу была предпринята при Александре I.
Введение 2
2. Исторические предпосылки возникновения нового законодательного органа власти в России в период кризиса самодержавия. 3-4
3. Выборы в первую и вторую Государственную Думу. 5-6
4. Выборы в третью и четвертую Государственную Думу. 7-8
5. Структура государственного аппарата самодержавной власти в рассматриваемый исторический период. 9-11
6. Отличительные особенности Государственной думы разных созывов. 12
7. Заключение 13
8. Список источников и литературы.
Таким образом, эти курии избирали выборщиков в собрание избирателей округа, которое затем уже на избирательном съезде избирали столько депутатов, сколько полагалось законом избирать от данного округа.
Сословно-куриальная система была признана более предпочтительной, чем общие, прямые, равные и тайные выборы, так как и император, и председатель правительства С. Ю. Витте опасались, что «в крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты»9.
Было
создано 135 избирательных округов, в
том числе 26 городских (избирали 34 депутата),
33 территориально-сословных, конфессиональных,
территориально-
Среди
образованной прослойки общества бытовало
следующее мнение о избирательной
системе: выборы «не равные, не прямые,
не всеобщие»10. Это заметно из приведенных
цифр и фактов. Сама система выборов позволяла
правительству контролировать состав
депутатов и не допускать в Думу радикальные
элементы.
5.
Структура государственного
аппарата самодержавной
власти в рассматриваемый
исторический период.
Исследуем положение Государственной Думы, исходя из законов России, по которым она функционировала и взаимодействовала с субъектами законодательной деятельности. Это позволит нам дать правовую оценку места законодательного учреждения в системе государственной власти. В новой системе первенствующее значение по - прежнему занимал император – самодержавный царь - глава исполнительной власти. В его руках был Совет Министров, соответственно все министры: Военный, Морской, Иностранных дел, Финансов и т.д. Они несли личную ответственность перед монархом. Вся полнота власти, несмотря на обещание свобод, сосредотачивались в его руках. Такое положение закреплялось в Основных законах Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 года. Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России. Эта конституция состояла из двух разделов, 17 глав и 223 статей. Из них было изъято определение «неограниченное» самодержавие.
В
«Основных государственных
Сфера же деятельности Думы определялась следующими направлениями:
«1)… требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены.
2) Государственная
роспись доходов и расходов
вместе с финансовыми сметами
министерств и главных
3) отчет Государственного Контролера по исполнению Государственной росписи.
4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем высочайшего соизволения.
5) дела о постройке железных дорог непосредственно распоряжением казны и за ее счет.
6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при этом испрашиваются изъятия из действующих законов.
7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым высочайшим постановлениям.»11.
Из этого вовсе не следовало обещанное: «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».
Функции, которые определял закон, серьезно сужали обещанный 17 октября принцип. Взамен законотворческого органа, дума превратилась в место обсуждения законов, но не их принятия. К тому же уровень дел, вошедших в круг деятельности нового органа, далеко не соответствовал ее государственному статусу. Так же стоит отметить, что Дума не имела права вносить изменения в сами Основные законы (8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по Его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе. (Там же, ст. 8.))
Монарх закрепил за собой не только право вето, но и право окончательного утверждения всех законов (9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения. (Там же, ст. 9))12, таким образом, ее положение, закрепленное раз и навсегда, не давало возможности производить подлинно законодательную и реформаторскую деятельность, так как Дума оставалась в рамках своих узких функций. Кроме этого, главная функция Думы – утверждение бюджета государства (росписи доходов и расходов), была продублирована и за императором, что определялось термином «в порядке верховного управления». То есть, в том случае, если Дума не утверждала бюджет из-за неразрешимых противоречий с правительством, то император делал это «в порядке верховного управления». Таким образом, деятельность Думы была далеко не уникальна и заменяема.
Изменив
избирательный закон и
6.
Отличительные особенности
Государственной Думы
разных созывов.
Каждый из созывов Думы отличался от предыдущего. У двух первых не сложились отношения ни с императором, ни с Советом Министров, ни с Государственным Советом. По многим вопросам у Думы с верхней палатой были скорее различные взгляды. Это было вызвано накалом политических противоречий (вопрос о земле и пр.). У Думы третьего созыва (III Дума была созвана 1 ноября 1907 года и распущена 30 августа 1912 года), наоборот (в силу изменения принципа выборов, что соответственно определило и иной состав депутатов), сложились вполне рабочие отношения с монархом и с Советом министров. К тому же в период работы III Думы наметилась определенная стабилизация внутри государства, что в купе с напряженной, но мирной внешнеполитической ситуацией, определило снижение напряженности. К тому же наметился небывалый экономический рост, набиравший стремительные обороты. И эта Дума – Дума мирного времени и времени роста и успокоения - оказалась вполне адекватной своему назначению, хотя она и не обладала всей полнотой обещанной монархом власти (раз определенные законы отдавали все главные прерогативы императору).
Дума
четвертого созыва в начале своей деятельности
шла в русле работы своей предшественницы,
и начало мировой войны встретила «единением»
с царем, «забыв» обо всех противоречиях.
Но война обострила кризис империи и самодержавной
власти, что было осложнено особенностями
характера царя. В 1915 году в Думе оформился
прогрессистский блок во главе с П.Н.Милюковым,
который выдвинул требование создания
«правительства доверия», а затем уже
и «ответственного правительства». Но
монарх не только не пошел навстречу либеральным
силам, но и обострил конфликт. Нестабильность,
военные трудности, экономические и, прежде
всего социальные проблемы вызвали грозу
февральского переворота, в котором Дума
решила предпринять путем создания Временного
комитета государственной думы (ВКГД)
участие и возглавить его по возможности.
Но сама дума в условиях 1917 года существовать
перестала по объективным причинам, как
и все органы верховной власти российской
империи.
7.Заключение.
Нельзя не отметить, что Государственная
Дума России в период с 1906
по 1917 год занимала в структуре
самодержавной власти место
Государственная Дума просуществовала
в России с 1906 по 1917 год. В течение данного
периода деятельность её неоднократно
прерывалась досрочными роспусками, войной.
В целом её работа продолжалась 6 с половиной
лет, а это очень небольшой срок для работы
парламента. Но она сумела добиться у населения
осознания того, что никакое цивилизованное
государство не может существовать без
представительного органа, в том числе
и Россия. Государственная Дума завоевала
симпатии населения страны, укрепилась
в политической жизни огромной империи.
И именно в этом состоит её большое
политическое значение.
8.
Список источников и
литературы.