Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:35, контрольная работа
Во многих европейских странах парламентские традиции складывались столетиями. К народному представительству люди стремились с древнейших времен. Продолжением Новгородского вече как формы народовластия стал Земский собор, на смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа, а затем «Уложенные комиссии» Екатерины II. Попытка открыть Государственную Думу была предпринята при Александре I.
Введение 2
2. Исторические предпосылки возникновения нового законодательного органа власти в России в период кризиса самодержавия. 3-4
3. Выборы в первую и вторую Государственную Думу. 5-6
4. Выборы в третью и четвертую Государственную Думу. 7-8
5. Структура государственного аппарата самодержавной власти в рассматриваемый исторический период. 9-11
6. Отличительные особенности Государственной думы разных созывов. 12
7. Заключение 13
8. Список источников и литературы.
Государственная
Дума – новый законодательный
орган власти в России
в период кризиса самодержавия
План работы.
№ п\п | Наименование главы | Стр. |
1. | Введение | 2 |
2. | Исторические
предпосылки возникновения |
3-4 |
3. | Выборы в первую и вторую Государственную Думу. | 5-6 |
4. | Выборы в третью и четвертую Государственную Думу. | 7-8 |
5. | Структура государственного аппарата самодержавной власти в рассматриваемый исторический период. | 9-11 |
6. | Отличительные особенности Государственной думы разных созывов. | 12 |
7. | Заключение | 13 |
8. | Список источников и литературы. | 14 |
1.
Введение.
6 августа 2010 года исполнилось 105 лет со дня учреждения первой Государственной Думы России, а 27 апреля 2006 года исполняется 105 лет со дня начала ее работы. Открытие в Петербурге 27 апреля 1906 года I Государственной Думы стало событием большой исторической важности.
Во
многих европейских странах
Интересен
вопрос не только структуры первой
Государственной думы, но и её место
в государственном аппарате Российской
власти.
2. Исторические предпосылки возникновения нового законодательного органа власти в России в период кризиса самодержавия.
Как отмечают замечательные отечественные историки: «Император хотел прислушаться к общественному мнению, учесть дух времени»1. Однако, не стоит забывать, что только крайняя необходимость заставила Николая II пойти по пути преобразований и введения народного представительства. Царь, «Хозяин земли русской», принявший трон в наследство от Александра III, олицетворявшего самодержавие, правил страной первые десять лет (с 1894 года), не особенно задумываясь о даровании подданным свобод. Но вихрь тех внешнеполитических и внутренних потрясений, которые пережила Россия к 1905 году, заставил императора принять решение в пользу введения начал парламентаризма. Поражение в русско-японской войне подорвало авторитет самодержавия, сказалось весьма плачевно на делах внутри государства. Проблемы, находившиеся до данного исторического момента в тлеющем состоянии, вспыхнули вновь. Нерешенность земельного вопроса подстегнула крестьянские волнения, проблемы рабочих вылились в стачки и выступления («кровавое воскресение»). Активизация деятельности революционных партий не могла не заставить царя решиться на учреждение органа, призванного примирить население и власть, найти выход из кризиса.
Итак, летом 1905 года вступил в
силу новый закон о введении
народного представительного
Революционный подъем не удалось преодолеть с помощью обещания Думы, и осенью, под влиянием Председателя Совета Министров С.Ю.Витте, император издает манифест еще более демократического толка. 17 октября 1905 России была дана надежда на обретение первой, как писал С.Ю. Витте, «очень умеренной и очень консервативной конституции»3. Многие либерально настроенные группы населения восприняли Манифест как итог всей революции 1905 года. «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей»4, - гласил один из 3 пунктов Манифеста. Это положение обещало действительно правовые основы для нового законодательного органа и являлось беспрецедентным для России на данном историческом этапе. Конституция, о которой мечтали еще декабристы, свершилась. Ограничение прав монарха было объявлено самим монархом. Но конституционной декларации самодержавия было не суждено реализоваться. Политика, которую повел Николай II, была направлена на преодоление собственных обещаний.
Проект,
по которому создавалась Государственная
Дума Российской империи, был подан
государю императору уже в ноябре
1905 года. Авторство проекта принадлежит
чиновнику Министерства Внутренних
дел С.Е. Крыжановскому, переработавшему
идеи Сперанского, выдвинутые еще в
начале 19 века. Именно он предлагал привести
в строгую систему органы управления государством.
Под руководством императора действовало
совещание из всех министров, обер-прокурора
Святого Синода, председателя Государственного
Совета, чинов канцелярии и великих князей5,
которое обсуждало проект учреждения
Думы.
3.
Выборы в первую и
вторую Государственную
Думу.
Согласно Основным Законам Российской империи, принятым в 1906 году, Государственная Дума России созывалась «ежегодно указом Государя императора» (ст. 98)6, продолжительность и сроки проведения занятий Думы определялись тем же путем (ст. 99). Формировалась Дума согласно «положения о выборах в Государственную Думу» и «Правил о применении и введении в действие «Учреждения Государственной Думы» от 6 августа 1905, высочайше утвержденных 18 сентября 1905 года7. Правительство Николая II, хотя манифест и озвучивал демократические тезисы, не могло пойти по демократическому пути, поэтому выборы прямые не вводились. Всех лиц, имевших право голоса, разделили по сословному принципу на 4 курии — землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую, которые получили возможность выбирать определённое число выборщиков. Были установлены следующие квоты: один выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей. Не трудно понять, что таким способом царское правительство желало пропускать в новый орган как можно меньше представителей рабочих слоев населения. А ведь в составе населения именно рабочих было гораздо меньше, чем крестьян. По закону основное количество представителей - это землевладельцы.
При этом и сами избиратели были в своих правах серьезно ограничены. Каким же критериям должны были отвечать данные лица? - Чтобы иметь избирательное право, необходимо было минимум за год до выборов соответствовать следующим критериям:
Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах - уполномоченных, последние на уездных сходах - выборщиков от волостей.
По
рабочей курии каждый завод, фабрика,
предприятие горно-заводской
Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.
Первая Дума просуществовала всего лишь 72 дня, после чего была распущена под влиянием мнения некоторых «групп лиц», публиковавших свою позицию в газетах и называвших новый представительный орган «чужеродным изобретением».
В феврале 1907 года состоялось открытие второй Государственной Думы, состав которой был угоден правительству, т.к. выборы были проведены так, чтобы не допустить в Думу радикально настроенных избранников. От выборов отстранялись крестьяне, не
являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие. Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Многие партии потеряли в ней сои позиции, завоеванные еще в первой Думе.
3
июня 1907 года вторая Дума также
была распущена Николаем II, который
обвинил депутатов в заговоре против
царской семьи и в желании ниспровержения
самодержавного строя.
4. Выборы в третью и четвертую Государственную Думу.
Выборы в третью и четвертую Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года "О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу", а также нового избирательного закона. Правила о выборах, разработанные Булыгиным, отдавали явное предпочтение крестьянским избирателям, ибо в первую и вторую Думы землепашцы выбирали из собственного сословия 1/8 численности всех депутатов8, что давало «опоре самодержавной» власти небывалые прерогативы: в некоторых губерниях до 50% выборщиков были из крестьян, а в других их количество не опускалось ниже трети. В третьей и четвертой Государственной думе число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.
Таким образом, землевладельческая курия и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось и представительство от национальных окраин.
Казачьему населению было предоставлено право отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков. Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие, проходившие действительную службу, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины.
Группы
населения, вовсе лишенные избирательных
прав, были многочисленны, прежде всего
это женщины. Так же к ним относились иностранные
подданные; лица моложе 25 лет; учащиеся;
военные, состоящие на действительной
службе; бродячие инородцы, признанные
виновными в преступлениях; лица, отрёшенные
от должности по суду (в течение 3 лет после
отрешения), состоящие под судом и следствием;
банкроты (до определения причины — все
кроме несчастных); лица, состоящие под
опекой (под опекой помимо малолетних
состояли глухонемые, душевнобольные
и признанные расточителями); кроме этого,
- лица, лишённые духовного сана за
пороки; исключенные из сословных обществ
по их приговорам; а также губернаторы,
вице-губернаторы, градоначальники и их
помощники (во вверенных им территориях)
и полицейские (работающие в избирательном
округе).
Выборы
проходили в несколько