Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 14:39, курсовая работа
Данная работа представляет собой вопрос об образовании, становлении и развитии Древнерусского государства. Его политическая и социально-экономическая структура представляется принципиальной проблемой, вызывающей порою противоречивые истолкования. Общий интерес, создавший великое княжество Киевское, охрана границ и внешней торговли, направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей IX и Х вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Владимире. Знакомясь с данной работой можно без особенных критических усилий уловить основные побуждения, которые направляли деятельность этих князей. Первые варяжские князья выступают у нас не столько в роли внутренних устроителей земли, сколько именно в роли вождей дружин, защищавших восточных славян от обид и нападений соседей и оберегавших их торговые интересы.
Введение 3
Глава I.Образование и развитие древнерусского государства..............5
1.1. Начало государственности у восточных славян 5
1.2.Образование Киевской Руси 8
1.3. Политический строй Киевской Руси................................................10
Глава II.Русские князья и их государственная деятельность................15
2.1.Киевское княжество. Продолжение варяжской династии 15
2.2.Направление государственной деятельности князей. 22
Заключение 26
Список литературы 28
Предпринятый им удачный поход на юг обеспечил объединение двух главных центров восточных славян - Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» и его ответвлений, освобождение земель северян и радимичей от хазарской дани. Сформировалось Древнерусское государство - Киевская Русь (882) со столицей в Киеве. Олег сказал, что Киев будет «матерью городов русских». Ему удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города на границе степи.
Но
объединением славян Олег не ограничился.
По примеру своих киевских предшественников
Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию,
Олег задумал поход на греков. С большим
войском «на конях и на кораблях» подошел
он к Константинополю (907), опустошил его
окрестности и осадил город. Греки завели
переговоры, дали Олегу «дань», т.е. откупились
от разорения, и заключили с Русью договор,
вторично подтвержденный в 912г. Удача Олега
произвела глубокое впечатление на Русь:
Олега воспевали в песнях и его подвиги
изукрасили сказочными чертами. Из песен
летописец занес в свою летопись рассказ
о том, как Олег поставил свои суда на колеса
и посуху на парусах «через поля» пошел
к Царьграду. Из песни же, конечно, взята
в летопись подробность о том, как Олег
«показуя победу», повесил свой щит в вратах
Царьграда. Олегу дали прозвище «вещего»
(мудрого, знающего то, что другим не надо
знать)6. Деятельность Олега в самом
деле имела исключительное значение: он
создал из разобщенных городов и племен
большое государство, вывел славян из
подчинения хазарам и устроил, путем договоров,
правильные торговые сношения Руси с Византией;
словом, он был создателем русско-славянской
независимости и силы.
1.3.
Политический строй Киевской Руси.
О существовании Древнерусского государства можно говорить с момента взятия Киева Олегом в 882 г. До этого справедливее утверждать о наличии начал государственности у восточных славян. Первый период развития раннефеодального государства Киевская Русь охватывает время от Олега до Святослава, примерно столетие — с 80-х годов IX в. до начала единодержавного правления Владимира Святославовича, до 980 г.
На этом этапе Русь была
объединена только механически,
Основу политического строя Киевской Руси составлял дуализм княжеской и вечевой власти. Вече — народное собрание — ограничивало княжескую власть элементами общественного самоуправления. Народные старейшины — «старцы градские» — являлись полноправными участниками княжеской думы. Компетенция веча включала избрание и призвание князя, заключение мира и объявление войны, составление договора (ряда) с князем, контроль над княжеской администрацией и судопроизводством. Однако состав веча, порядок его созыва, ход совещаний и способы выработки вечевых постановлений — все было предоставлено случаю. Фактически вече могло играть конструктивную роль только в чрезвычайных ситуациях. В обычное время его функции исполнялись князем, который наряду с вече и независимо от него обладал правом законодательной инициативы. Отсутствие определенного порядка отношений между вечем и князем открывало простор для их частых столкновений и лишало государственную жизнь устойчивости.
Наряду с вечем продолжало иметь значение народное ополчение — вои — еще один пережиток родовой старины. Оно формировалось большими торговыми городами, которые имели военное устроение. Каждый из таких городов образовывал отдельный полк, называвшийся тысячей и подразделявшийся на сотни и десятки. Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий. Сотнями и десятками командовали выборные сотские и десятские. Выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области. Весь старшинский состав летопись называет «старцами градскими». Вооруженные города активно участвовали в военных предприятиях князя наравне с его дружиной.
Еще
один правительственный орган
Княжеская дружина делилась на старшую и младшую. Первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая — из детских, или отроков. Бояре помогали князьям в делах правления и начальствовали над княжескими полками в военное время. Древнейшее собирательное название младшей дружины — «гриди» (от скандинавского grid — «дворовая прислуга») — заместилось позже словами «двор» и «слуги» (отсюда впоследствии — «дворянство»). Гриди, или отроки, детские, служили на княжеском дворе и участвовали в военных походах под началом бояр, получая от князя жалование. Вместе со «старцами градскими» они составляли правящий военный класс раннефеодального общества. На начальном этапе развития государства он в значительной своей части оставался пришлым, назывался русью и резко отличался от славянского простонародья.
Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожесточенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в X в. К середине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе. К этому времени в состав Киевского государства вошли все восточнославянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер - на севере (новгородские и ильменские славяне) до верховьев Волги - на востоке (вятичи, меря, мурома и др.), от середины Днепра - на юге (Чернигово-Северская, Киевская, Галицкая, Волынская земли северян, полян, древлян, волынян, тиверцев) до Чудского озера - на западе, включая земли дреговичей, кривичей, радимичей8.
Древнерусское государство было признано в качестве равного Византийской империи.
Таким образом, очевидно, что государство - продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организованно одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых. Тем не менее, летописное предание о призвании варяжских князей было облечено в так называемую «норманнскую теорию».
Основоположниками этой теории принято считать Г.Байера, Г.Миллера, А.Шлецера. Авторы теории и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. И уже в тот период норманнизм встретил активное возражение со стороны ряда передовых русских ученых.
Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей в качестве военных специалистов не вызывает сомнения. Однако ряд историков, начиная с М.В.Ломоносова, сомневался в неславянском происхождении Рюрика. Приглашенные предводители рюриковой рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою и гражданскую власть. Норманны, по существу, превратились из наемной (союзной) дружины в опору военной власти своего представителя - князя. Это было не завоевание, а сотрудничество, своеобразный синтез культур. Но в свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречат известным фактам. Смещение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен - характерные черты продвижения славянского общества к государству. Первые восточнославянские княжества существовали до прихода Рюрика.
Древнерусское государство, подготовленное многовековым развитием восточного славянства, по своему политическому и экономическому развитию стояло выше варягов и не могло по этой причине заимствовать у норманнов опыт государственности. Однако, именно норманны, во многом, увлекли славян в походы на Византию. Они же способствовали объединению Новгорода и Киева. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги стимулировали этот процесс.
Древнерусское государство - Киевская
Русь. Это раннефеодальное государство,
на первых этапах с режимом военной демократии;
на последующих - монархия , где власть
князя постепенно от выбранной становится
наследуемой. В руках великого князя находилась
верховная, законодательная и исполнительная
власть; он же осуществлял судебные функции.
Центральным аппаратом управления являлись
народное собрание (вече, вечевой сход)
и дружина.
Глава II.
Русские князья и их государственная деятельность.
Главной механической связью частей населения Русской земли была княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский. Киев не мог остаться стольным городом одного из местных варяжских княжеств: он имел общерусское значение как узловой пункт торгово-промышленного движения и потому стал центром политического объединения всей земли.
В
данной главе будут рассматриваться следующие
вопросы: 1) какие еще князья боролись за
формирование Киевской Руси?; 2) как проходило
крещение Руси и кто был «зачинщиком»?;
3) какую роль играли варяжские князья,
в чем заключалась их деятельность и какова
была их власть?
2.1. Киевское княжество. Продолжение варяжской династии.
Дожив до глубокой старости, Олег, как говорит предание, умер от своего любимого коня. Княжил он 33 года. Олег был первым исторически достоверным князем.
По смерти Олега вступил во власть Игорь (912-945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огонь на ладьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем.
Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.
Ольга осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945-957). По древнему славянскому обычаю, вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла о себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957). По рассказу летописи, Ольгу крестили «царь с патриархом» в Царьграде, хотя вероятнее, что она крестилась дома на Руси, ранее своей поездки в Грецию. Император Константин Багрянородный, с честью принявший Ольгу в своем дворце и описавший ее прием в сочинении «Об обрядах Византийского двора», повествует о русской княгине сдержанно и спокойно. Предание же, сложившееся на Руси о путешествии княгини, рассказывает, что император был поражен красотой и умом Ольги настолько, что даже хотел на ней женится; однако Ольга уклонилась от этой чести. Она держала себя почтительно по отношению к патриарху, но вполне независимо по отношению к императору. С торжеством христианства на Руси память княгини Ольги, во святом крещении Елены, стала почитаться и православной церковью: княгиня Ольга была причтена к лику святых.
Сын Ольги Святослав (957-972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва он успел возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», - говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с ней суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко9.
Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на реке Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников10.