Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 23:30, реферат
В правление Владимира Святославича Русь достигла неслыханного величия и могущества. Недаром его имя известно не только в литературных источниках отечественного, но и зарубежного происхождения. К сожалению, тезис о крещении Руси в результате озарения великого князя отодвинул на задний план более важные мероприятия. Реформы Владимира охватили широкий круг проблем. Наибольшее значение имела, вероятно, административная реформа, сущность которой заключалась в ликвидации ”племенных” княжений. До конца Х в. Киевская Русь состояла из ряда ”племен”, сохранявших автономию. Всего было семь или восемь главных ”племенных” образований: поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, ильменские словены, вятичи и, возможно, радимичи. Каждое из них, в свою очередь, состояло из нескольких меньших.
В правление Владимира Святославича Русь достигла неслыханного величия и могущества. Недаром его имя известно не только в литературных источниках отечественного, но и зарубежного происхождения. К сожалению, тезис о крещении Руси в результате озарения великого князя отодвинул на задний план более важные мероприятия. Реформы Владимира охватили широкий круг проблем. Наибольшее значение имела, вероятно, административная реформа, сущность которой заключалась в ликвидации ”племенных” княжений. До конца Х в. Киевская Русь состояла из ряда ”племен”, сохранявших автономию. Всего было семь или восемь главных ”племенных” образований: поляне, северяне, древляне, дреговичи, кривичи, ильменские словены, вятичи и, возможно, радимичи. Каждое из них, в свою очередь, состояло из нескольких меньших.
Каждое из ”племен” имело собственную общественную структуру. Во главе его стояла ”племенная” знать и княжеская династия, которая лишь формально подчинялась Киеву, а практически держала в своих руках всю полноту власти. Зависимость от Киева и великого князя ограничивалась уплатой дани и обязанностью в случае необходимости выставлять в распоряжение сюзерена определенное количество воинов. Такая политическая система была чревата серьезными конфликтами. Местная знать стремилась к полной независимости, а великокняжеский стол — сохранить и усилить свое господство. На протяжении всего Х в. шла острая внутренняя борьба: вступление на киевский престол очередного правителя обычно начиналось с подавления выступлений в том или ином ”племенном” образовании.
Владимир ликвидировал саму систему ”племенных” княжений . Территорию Руси он разделил на восемь административных округов (по количеству главных ”племен”, но в иных географических границах). Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости [там же]. В каждую из них назначалось доверенное лицо из числа ближайших сподвижников великого князя, а впоследствии — его сыновей.
Военная реформа Владимира была направлена на усиление оборонного потенциала государства. Сущность ее заключалась в ликвидации ”племенных” военных объединений и слиянии военной системы с системой феодального землевладения. Великий князь раздавал в порубежных районах Руси земельные владения, понятно, с правом эксплуатации местного населения, конкретным лицам с единственной обязанностью военной службы и организации обороны в масштабах этих владений. Конечно, подобные бенефиции также носили условный характер, что обеспечивало тщательное соблюдение интересов киевского великокняжеского стола.
Последствия военной реформы проявились очень скоро и оказали большое влияние на дальнейший ход государственных дел. С одной стороны, она позволила создать могучий заслон на южных рубежах страны против кочевников, а с другой — способствовали созданию новой, или младшей, знати — дружины, полностью зависимой от великого князя.В древнерусском эпосе новосозданная знать выступает опорой Владимира в противовес старому родовитому боярству.
Смысл судебной реформы Владимира заключался в установлении и размежевании судов епископского и градского. Единственным юридическим документом, дошедшим до нас в чрезвычайно деформированном виде, является Церковный устав. Первый опыт кодификации права (как гражданского, так и церковного) приходится на время Ярослава Мудрого, в правление которого составлена древнейшая редакция ”Русской Правды”.
Попытка ввести на Руси смертную казнь за особо тяжкие преступления (”разбои”) потерпела фиаско. Изданное постановление было упразднено через несколько лет. Русь, едва ли не единственное из европейских феодальных государств, не знала юридически санкционированного убийства как метода предупреждения преступления или наказания за совершенный противоправный акт.
В исторической литературе особой популярностью пользуется осуществленная Владимиром религиозная реформа, состоявшая в окончательном утверждении христианства в роли официальной, государственной религии на Руси.
Внутренняя политика.
- Влади
- Языче
- Посад
Внешняя политика.
- 981 г. – походы на Ляхов (поляков, Пермышль, Червень (юго-западная Русь)).
- 982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена большая дань.
- 983 г. – захват земель ятвягов (граничили с Полоцким княжеством – областью между средним течением р. Неман и верховьем р. Нарев, т. н. Судовией)
- 984 г. – покорение Радимичей, после битвы на реке Пишане. Они потеряли полностью политическую самостоятельность.
- 985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.
- Меры по укреплению границ государства: Четыре оборонительных рубежа на юге, крепости стояли на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли из крепостей, из валов, сигнальных вышек. Владимир за час мог узнать о приближении печенегов.
Значение крещения Руси недооценить невозможно. Вместе с новой религией пришла письменность, получила развитие живопись, строительство, зодчествои иконопись. Стала развиваться церковная и художественная литература, появилась система образования.
Среди последствий
крещения Руси можно выделить такие:
- укрепилась государственной
великокняжеской власти
- религия защитила
частную собственность и права феодалов
- началось приобщение
к византийской культуре
- ускорилось развитие
ремесла, в первую очередь строительного
и ювелирного
- церковь сплотила
население, земли, укрепила семейные отношения
на основе христианской морали
- появились церковные
крестьяне, положение которых было легче,
так как они платили десятину
- окрепли международные
связи Киевской Руси