Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:22, контрольная работа
Реформы, проводившиеся в это время Петром Аркадьевичем Столыпиным, как и его личность, противоречиво оцениваются историками. Одни считают его жестоким тираном, имя которого должно ассоциироваться только со страшными понятиями, такими как «Столыпинская реакция» или «Столыпинский вагон», другие оценивают его реформаторскую деятельность, как неудавшуюся попытку спасения императорской России, а самого Столыпина называют «Гениальным реформатором».
Введение………………………………………………………стр.3
1. Ранняя биография……………………………………………..стр.4-5
2. Столыпин губернатор Гродненской губерний………………стр.5-7
3. Деятельность Столыпина в Саратовской Губернии………...стр.7-9
4. Деятельность Столыпина в Правительстве………………….стр.9-15
5. Итоги аграрной реформы……………………………………..стр. 15-16
6. Одинокий реформатор………………………………………...стр.16-17
7. Смерть П.А Столыпина……………………………………….стр.17-18
Заключение……………………………………………………..стр.19-20
Список литературы…………………………………………….стр.21
Многие историки, биографы, современники Столыпина говорят о сверх жестокости военно-полевых судов Столыпина. Обратимся к цифрам - они беспристрастны: по приговорам судов было казнено по разным оценкам от 680 до 1100. Но приговорёнными к этой высшей мере наказания было убито только в одном 1906 году 768 человек и ранено 820, а за шесть лет с 1901 по 1906 год от рук террористов погибло несколько десятков тысяч людей. Столыпину не раз советовали брать заложников, пока убийцы не пойманы. Но он считал эту меру недозволенной, даже в исключительных обстоятельствах, порочащей саму идею национального согласия. И решительно отвергал. Главная и основная задача состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства. П.А. Столыпин давно уже видел пагубность существования общины. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного и мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.
Столыпинская
реформа в большинстве случае
реализовывалась царскими указами,
что гарантировало
12 августа 1906 года появился указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии), 27 августа – о порядке продажи казенных земель, 19 сентября – о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора), 19 октября – о разрешении Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли, чем признавалась крестьянская личная собственность на землю. Этими решениями был создан национальный земельный фонд, позволявший развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения (главным образом губерний центральной части Европейской России).
Вслед за этим последовало
несколько законодательных
Наконец, 9 ноября 1906 года последовала самая важная в этом ряду мера – был издан указ о раскрепощении общины. Каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины вместе со свои, укреплённым в личную собственность, наделом, который принадлежал ему до того на правах временного владения. Крестьянин и раньше имел право выделиться из общины, но лишь с согласия «мира» и после выплаты выкупных платежей. Указ 9 ноября 1906 года свидетельствовал о том, что власть отказалась от старой своей политики сохранения общины и перешла к поддержке мелкого частного собственника. Это было необходимо в новых условиях хозяйственной деятельности, когда полноценным субъектом рыночной экономики мог стать лишь крепкий, выдержавший испытание жестокой конкурентной борьбы хозяин.
Столыпин отчетливо понимал, что российское общество расколото противоречиями, добиться добровольного согласия между разными политическими силами и социальными слоями весьма сложно. В беседе со Львом Тихомировым он доверительно поделился своими наблюдениями о состоянии, в котором пребывает Россия: «Нужно, чтобы явился «капрал», вождь, поднял знамя властно, и на знамени должен быть национальный вывод пережитого». Ясно, кем считал себя Столыпин, ведя речь о национальной идее, которая должна была выступить в качестве равнодействующей линии.
Деятельность
правительства Столыпина
Премьер не боялся вызовов оппозиционеров и нападок откровенных врагов, смело поднимался на трибуну Государственной Думы, излагая и разъясняя политику правительства, стараясь заручиться поддержкой и пониманием. Он полагал, что члены Думы являются действительными представителями населения, и будут думать о благе населения, а не о том, чтобы, пользуясь трибуной Государственной Думы, всё время вести неустанную борьбу с правительством. На заседаниях Думы Столыпин отстаивал свою программу, не останавливаясь перед самыми решительными действиями для достижения победы. Столыпин стал первым главой кабинета, которому приходилось публично выполнять сложную и неблагодарную роль защитника и пропагандиста политики власти. Приглашение к сотрудничеству услышали во Второй Думе лишь немногие. Большинство продолжало занимать резкую антиправительственную позицию, используя думскую трибуну для поношения всех аспектов государственной политики, для дискредитации высших должностных лиц. Несмотря на враждебный характер многих думских речей, П.А. Столыпин за три с небольшим месяца существования Второй Думы неоднократно выступал перед депутатами, стараясь пояснить позицию правительства. Особой заботой и попечением премьера пользовалась аграрная реформа.
Столыпин убедился:
и в Первой и во Второй Госдуме
превалируют радикальные
В Третьей Государственной Думе правительство имело солидную поддержку, которую обеспечивали октябристы и националисты. Лидер октябристов А.И. Гучков несколько лет был ближайшим союзником П.А. Столыпина. Кадетская партия в этот период тоже заметно поправела. Некоторые видные представители интеллигенции вообще публично отмежевались от левого крена в стратегии и тактике российского либерализма.
В центре работы Думы оказался аграрный вопрос. В соответствии с законом, надлежало утвердить указ от 9 ноября 1906 года, вступивший в силу с 1 января 1907 года. Этот закон, одобренный и дополненный думской земельной комиссией, начал обсуждаться на общей сессии 23 октября 1908 года. Записалось выступать 213 депутатов – около половины всего депутатского корпуса.
Выступая перед Думой 5 декабря 1908 года, премьер-министр говорил: «Была минута, и минута эта недалеко, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия, не нарушена была в эту минуту лишь вера в царя, в силу русского народа и русского крестьянства. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот, в эту тяжелую минуту, правительство приняло на себя большую ответственность, проводя в порядке статьи 87 9 ноября 1096 года, оно сделало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3 200 000 десятин земли». Обсуждение этого закона в Думе растянулось на несколько лет, и он был окончательно одобрен и опубликован 14 июня 1910 года, хотя фактически уже действовал более трёх с половиной лет.
За пять лет своего существования Государственная дума третьего созыва приняла целый ряд важных законопроектов в области народного просвещения, укрепления армии, местного самоуправления. П.А. Столыпин в общем был удовлетворён ходом государственных преобразований.
5. ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ.
Крестьяне не спешили к переходу на хутора и отруба. В реальной жизни из общины выходили в основном зажиточные крестьяне, а также беднота, стремившая улучшить своё материальное положение за счёт продажи земли. Из двух млн. выделившихся из общины дворов свой наделы продали 60%. Не смотря, на все усилия государства единоличные хозяйства на 1915 год составляло всего лишь 10.3% всех крестьянских хозяйств, занимая 8.8% надельной земли. Вместе с тем появление в деревне хуторян-фермеров вызывало зачастую ненависть к ним со стороны крестьян общественников. Их хуторян-фермеров хозяйства поджигали, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909-1910гг. полиция зарегистрировала около 11 тыс. фактов поджога хуторских хозяйств. Часто крестьянское сопротивление реформам провоцировали сами власти. Землеустроительные комиссии предпочитали, не возится с отдельными домохозяевами, а разбивать на хутора и отруба все селения. Тем не менее, за семь лет активного проведения реформы были достигнуты заметные успехи в росте сельскохозяйственного производства. Посевные площади возросли в целом на 10%, а в районах выхода крестьян из общины на 150%, на треть увеличился хлебный экспорт, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы до 40%. За эти же годы удвоилось количество применяемых минеральных удобрении, почти в 3.5 раза возросли закупки крестьянами сельскохозяйственных машин. В общем, говоря, начался голод. Для решения этой проблемы государство принимает решения о переселении крестьян на Урал. Всё это было сделано для того, чтобы ослабить земельный голод во внутренних губерниях России, а главное отправить миллионы безземельных крестьян подальше от помещичьих имений в Сибирь, где было много пустующих земель. Переселенцы освобождались от налогов на длительное время, получали в собственность участок земли(15га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежное пособие 200 рублей на семью, а мужчины освобождались от воинской обязанности. Всего за период с 1906 по 1914г. в Сибирь переселились 3 млн. 40 тыс. человек.
6.ОДИНОКИЙ РЕФОРМАТОР.
Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. В одном из интервью в 1909г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». Однако внутренняя противоречивость целей и методов осуществления реформ привела к тому, что Столыпин стал фактическим реформатором одиночкой. Его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки.
Крестьяне были разочарованы в том, что власть не отдала им помещичьи земли, предлагая ехать за землёй неизвестно куда. В крестьянском сознании всё глубже внедрялось идея революционного передела земли. Дворянство видело в Столыпине лишь разрушителя вековых устоев и узурпатора власти. Им нужен был Столыпин успокоитель, а в Столыпине реформаторе они не нуждались. Либеральная интеллигенция не могла простить Столыпину военно-полевых судов. Для революционной партий он навсегда остался душителем революции, вешателем, реакционером. Эсеры устроили за Столыпиным настоящую охоту. Единственной поддержкой Столыпина были октябристы и стоявшие за ними патриотически-настроенная русская буржуазия и часть государственно мыслящей интеллигенции и чиновничества. Однако впоследствии он лишился и этой поддержки. Столыпинский курс перестал додерживать сам Николай второй. Все ждали отставки Столыпина, но в сентябре он был убит.
6. СМЕРТЬ П.А.СТОЛЫПИНА.
В конце августа 1911 года в Киеве проходили пышные торжества, связанные с открытием памятника Александру II, в связи с 50-летием крестьянской реформы 1861 года. На эти празднества прибыла царская семья, высшие должностные лица империи. Премьер приехал заранее, чтобы организовать встречу монарха. 1 сентября, в последний день торжеств, в Киевском оперном театре шла красочная опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». На спектакле присутствовал царь со старшими дочерьми, министры, генералитет, сливки киевского общества. Во время 2-го антракта, примерно в 11 часов 30 минут, к премьеру, стоявшему перед первым рядом кресел, подошёл молодой человек во фраке и произвёл в него два выстрела. Столыпина поместили в одну из киевских клиник, где несколько дней он находился между жизнью и смертью, а 5 сентября в 10 часов 1 минут вечера Пётр Аркадьевич скончался. Через четыре дня покойный был торжественно похоронен в Киево-Печерской лавре. Убийцей премьера оказался 24-летний Д.Г. Богров, сын богатого киевского домовладельца-еврея, несколько лет, сотрудничавший с тайной полицией. Он получил хорошее образование, окончил гимназию, затем учился на юридическом факультете Киевского университета, который окончил в 1910 году. Ещё с гимназических лет увлекался чтением нелегальной эсроанархистской литературой и к моменту окончания гимназий 1905 года был настроен довольно радикально. В 1907 году, по доброй воле, Богров стал агентом Киевского охранного отделения и выдал полиции планы, имена и явки нелегалов. Этой деятельностью он занимался несколько лет, получая за свою осведомительную работу денежные субсидии. На допросах заявил, что считал Столыпина главным виновником реакции. Военный суд приговорил убийцу к высшей мере наказания. 11 сентября 1911 года он был повешен.
Дмитрии Богров из материалов дела полиции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследования последних лет позволили внести существенные коррективы в социополитический портрет Столыпина. Прежде всего, биография П.А. Столыпина тесно переплетена и взаимосвязана со сложной и противоречивой эпохой конца XIX – начала XX века. Будучи потомственным дворянином, он прошёл все ступени государственной службы: чиновника Министерств Внутренних Дел и Государственных Имуществ, уездный и губернский предводитель дворянства, губернатор двух территорий, министр внутренних дел, председатель Совета Министров.
На становление его идеалов существенное воздействие оказали семейные традиции, учёба в Петербургском университете, ближайшее окружение и тяга к самообразованию, которая сохранялась на протяжении всей жизни. Будучи министерским чиновником, уездным и губернским предводителем дворянства, губернатором, возглавляя МВД и российское правительство, Столыпин тщательно изучал историю, экономику и законодательство европейских стран. Это и предопределило сочетание в мировоззрении П.А. Столыпина, как государственного деятеля начала XX столетия традиционных начал самодержавия со стремлением разрабатывать и внедрять реформаторские идеи. Он был монархистом и патриотом, но не был фанатиком или ограниченным поместным хозяином. Он всегда выступал за сотрудничество власти с обществом в лице его представительных учреждений и общественных организаций.
На уездном и губернском уровнях он предпринимал обоснованные шаги для совместной работы с городскими думами и земствами. Его опыт взаимодействия с I и II Государственной думой свидетельствует о том, что министр внутренних дел, а затем председатель Совета Министров Столыпин стремился наполнить это взаимодействие реальным содержанием. Он пытался путём преодоления недоверия депутатов к правительству и императору Николаю II установить диалог с первым российским парламентом.
Стоить отметить и то, что в условиях нарастающего революционного движения Столыпин пытался учитывать настроения населения и поначалу отдавал предпочтение методам убеждения, но когда они не срабатывали, прибегал к наказанию зачинщиков, репрессиям. В революционном 1905 году возобладали аресты, использование полиции и войск. Практический опыт высшего администрирования в Гродно и Саратове расширил представления о грядущих реформах. В общих чертах к концу саратовского периода у Столыпина сформировалась программа обновления России.
Встав во главе правительства, П.А. Столыпин последовательно проводить свои реформистские идеи в жизнь. Это позволило ему, в отличие от своих предшественников на посту – С.Ю. Витте, И.Л. Горемыкина, достаточно долго удерживаться на политическом Олимпе. Часть широкомасштабных преобразований, хотя и не без длительной политической борьбы, П.А. Столыпину удалось претворить в жизнь. Другие же из-за интриг политических партий и придворной бюрократии, из-за несовершенства парламентской процедуры остались лишь на бумаге.
Информация о работе Государственная деятельность П.А.Столыпина