Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:36, реферат
Надо заметить ,что Новгород почти не подвергался инородным набегам (по сравнению с другими русскими городами), поэтому он больше других городов смог сохранить свою самобытность, уходящую корнями в древность.
Именно поэтому Новгород так привлекает историков и археологов, благодаря которым мы узнаем все больше интересного об истории этого замечательного города.
1. Введение…………………………………………………………………… 3
2. Истоки наших знаний о древнем Новгороде……………………………3-5
3. Начала новгородской истории……………………………………………5-9
4. Новгородские земли………………………………………………………9-10
5. Экономика древнего Новгорода………………………………………..10-13
6. Республика………………………………………………………………...13-14
7. Духовная и культурная жизнь древнего края………………………..14-16
8. Военная слава Новгорода……………………………………………….16-19
9. Заключение…………………………………………………………………19
10. Список литературы………………………………………………………20
Торговля была опасным делом , поэтому купцы объединялись в гильдии , где они платили свои налоги , но зато были под защитой данной организации .
Итак , древний Новгород вёл оживлённую
торговлю. Из источников 19-20 века можно
понять , что торговля была основой
экономики города . Однако это не
так . Ввозили в Новгород предметы
роскоши и только отчасти сырьё
для ремесленников . Экспорт же предоставлял
возможности для покупки
Современные историки , не отрицая важности торговли , с полной очевидностью выяснили , что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное производство наряду с развитым ремеслом .
6. Республика.
В древнем Новгороде , в отличие от всех других русских земель была другая форма государства - республика .
До 12 столетия Новгород был практически
не отличим от других русских земель
. А в 13 веке уже налицо были республиканские
порядки . Откуда возникла республика
? Изучая этот вопрос , историки натолкнулись
на две грамоты , одна датирована 1130
годом , вторая 1148 годом . Первая начинается
весьма торжественно : " Се яз Мстислав
Володимир сын , держа Русску землю
, в своё княжение повелел есмь сыну
своеу Всеволоду отдати Буице
святому Георгию..." . Начало другой
значительно скромнее : " Се яз князь
великий Изяслав Мстиславич , по
благословению епископа Нифонта , испрошав
есми у Новгорода святому
Сравнивая обе грамоты , видно что в 1130 году Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели . В 1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования монастырю " у Новагорода " , то есть у веча .
Остаётся только выяснить какие события , происшедшие между этими двумя датами , так круто повернули ситуацию . Таким переворотом учёные с уверенностью считают восстание 1136 года . Во время восстания новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце,а потом изгнали из города .
В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки . Вече превратилось в верховный государственный орган , появились выборные посадники , а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на роль наёмного военоначальника . Им было запрещено владеть землёй на территории новгородских волостей . Они даже не имели права селиться в городе и обязаны были жить на Городище .
Таким образом в Новгороде утвердился республиканский строй , который , практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия , вплоть до присоединения Новгорода к Москве .
В 12 -13 веках на Руси одновременно правили несколько сильных князей . Новгородцы заключали союз с каким - либо из них и принимали к себе родственника то смоленского , то черниговского , то владимиро - суздальского князя . Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его , как нередко говорилось в летописи " Указывали ему путь " , что было осуществлением на деле " Вольности в князьях " .
Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто . За 2 столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз , иные придерживаясь всего несколько месяцев . Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному усилению роли посадников и расширению их функций . Они не только контролировали действия князей , но и становились главными магистратами республики , сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти .
Следует отметить , что в отдельные периоды власть князей усиливалась , и чаще всего это происходило во времена военной опасности . Так , например , в середине 13 века , когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари - крестоносцы и шведы , а с юга татары .
В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со своеволием князя , сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим новгородскую землю . Когда Александр Невский покинул Новгород , чтобы занять великокняжеский престол , новгородцы признавали его власть , вернувшись к древней традиции признавать господином Новгорода великого князя , как было во времена Киевской Руси .
Таким образом до падения новгородской самостоятельности в 1478 году новгородским князем считался тот , кто получал от татарских ханов особый документ- ярлык на великое княжение .При этом новгородцы добились от князей признание своих вольностей : князья не вмешивались во внутренние дела республики , ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредка приезжали в Новгород , оставляя там своих посадников .
7. Духовная и культурная жизнь древнего края.
Православная вера была идеологической и морально - нравственной основой жизни средневекового общества . Во главе Новгородской церкви стоял архиепископ , следует отметить , что другие русские епархии управлялись епископами . Ещё одна отличительная черта - выборность поста архиепископа . В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного архиепископа на вече происходили выборы владык .
Интересно , что обряд избрания архиепископа проводился по двухступенчатой системе . Сначала на обычном месте вечевых собраний - Ярославовом Дворе , новгородцы называли трёх кандидатов , чьи имена записывались на листках пергамента ("Жребии") и запечатывались посадником . Затем новгородцы переходили на противоположный берег Волхова и собирались у стен Софийского собора , где служилась литургия ." Жребии "во время службы находились на престоле собора , и после её окончания слепец или ребёнок наугад брал один из них . Имя написанное в " Жребии " немедленно оглашалось собравшимся .
В 14 веке стали считать , что более угоден богу тот, чей жребий остался на престоле , поэтому протопоп Софийского собора брал с престола сначала один " жребий " , а затем другой , и зачитывал имена . И только потом оглашали имя нового владыки , которого тут же с почётом возводили на сени Святой Софии .Чаще всего это были авторитетные лица из настоятелей монастырей или представителей приходского белого духовенства . Однако бывали случаи , когда избранный в архиепископы не имел даже сана священника . Так в 1359 году архиепископом был провозглашён Алексей - ключник собора Святой Софии.
Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали кровопролитные столкновения , благословляя противников и уговаривая стороны не проливать кровь своих сограждан.
Благословение владыки было обязательным
реквизитом всех договоров Новгорода
с русскими князьями и иностранными
государствами . Мощь церкви подкреплялась
огромными материальными
Любое преступление против церкви искупалось
только большим денежным штрафом , шедшим
в пользу архиепископа . Кроме того
было обязательным скрепление разных
поземельных актов печатью
Богатейшая казна новгородских владык , именовавшаяся софийской , не раз использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных стен Новгородского Кремля , укрепления Торговой стороны , возведение церквей , выплату контрибуций , выкуп взятых в плен новгородцев и.т.д.
Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом , не случайно именно в Новгороде , впервые на Руси в середине 14 века появилось еретическое движение стригольников , просуществовавшее около ста лет . Стригольники , подобно последующему движению Боголюбцев , боролось за чистоту веры.
Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры . Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки , однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты . Во второй половине 12 века новгородские зодчие создают новый тип храма . Заказчиками строительства выступают уже , как правило , не князья , а бояре .
Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361) год , Спаса Преображения на Ильине (1374 год ), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год ) . В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины 14 века , более поздние церкви отличались богатым убранством , а внутри расписывались фресками .
Следует отметить , что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая покраска , сильная , смелая , с мазками , положенными уверенной рукой . Пример тому - яркие , сочные цвета иконы " Никола " , написанной в 1294 году Алексой Петровым ; иконы " Битва новгородцев с суздальцами " созданной в 15 веке неизвестным художником .
8. Военная слава Новгорода.
В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику . Вначале основной её целью было расширение государственной территории . В 13 - 15 веках главной задачей стало сохранение в неприкосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики . Для того , чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны , отправлять посольства , заключать договора , вступать в союз и расторгать союзнические отношения . В целом , несмотря на отдельные неудачи сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач .
Особенно тяжёлые испытания
выдержал Новгород в 13 веке . Выдающейся
была роль новгородцев в отражении
крестоносной агрессии с Запада . Не
прекращались попытки немецких и
шведских рыцарей овладеть русскими
землями и в дальнейшем . Первые
века существования Новгорода
Во второй половине 12 века - первой
четверти 13 века новгородцы сталкивались
с Владимиро- Суздальскими князьями
, стремившимися подчинить
Например, в 1170 году огромное войско , посланное Андреем Боголюбским подошло к неукреплённому тогда ещё Новгороду . Победа новгородцев у стен города самим победителям казалась чудом . Они считали , что выиграли битву только благодаря помощи пресвятой Богородицы . С тех пор икона Знамения Богородицы , которая , по приданию , спасла Новгород , стала одной из самых почитаемых реликвий .
В 1216 году новгородцы вмешались в
борьбу между сыновьями владимиро-
Каким же было новгородское войско , в чём секрет его победоносности? Основу новгородского войска составляло ополчение : бояре, ремесленники , крестьяне . В него не входили только не свободные жители и священнослужители . Люди посостоятельнее отправлялись воевать на конях . Бедные бились в пешем строю . Впереди войска располагались лучники , осыпавшие врага градом стрел .
Вместе с ополчением в походы
выступал и князь . Наличие в новгородском
войске нескольких сотен княжеских
дружинников , хорошо вооружённых и
обученных укрепляло его
В 13 веке кольчугу стал вытеснять "доспех"
- рубашка с надежно
Наступательное оружие было двух видов - дальнего и ближнего боя . Главным орудием ближнего боя были прямые двухлезвийные мечи и копья . В 14-15 веке двуручный меч стала постепенно вытеснять сабля . Копья были , главным образом , ударным оружием . Наиболее мощные из них , с наконечником в виде листа лавра , назывались рогатинами . Были и лёгкие метательные копья - сулицы . В рукопашной схватке пользовались ножами , топорами , кинжалами , булавами , кистенями , шестопёрами .
В дальнем бою , при приближении противника использовали луки . Лук часто помогал и всадникам - они могли выпускать до десятка стрел за минуту. Менее скоростными , но зато более точными и мощными были арбалеты или , как говорили на Руси - самострелы . Для натягивания тетивы здесь уже использовался рычаг , зато стелы с металлическим наконечником могли "прошить" насквозь даже тяжёлые доспехи .
Однако часто до самих битв дело не доходило . Сторона , совершающая поход проводила " ослабление " - то есть проникала на территорию врага , грабила , убивала или уводила в рабство мирное население . Противоположная сторона часто производила в таких случаях ответные " подвиги " .
Однако наряду с такими " войнами " существовали и настоящие , особо ожесточённые .
С середины 12 века феодальный сосед Новгорода - Шведское государство начало проводить завоевательную политику в восточном направлении . Объектом агрессии шведских феодалов стала территория современных Финляндии и Карелии . Новгородцы собирали в то время дань с племени еми , жившего в центральной Финляндии .
Походы шведских феодалов были объединены одним поводом - окатоличивание племён суми и еми ( современных угров , финов , и ижоров ). Однако причина была совсем иная - захват земель , налаживание сбора с них дани , а при удаче , продвижение дальше , на Русскую Землю .