Годы царствования Николая I

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрен период правления Николая I, его внутренняя политика, социальная политика, политика в области просвещения и печати

Файлы: 1 файл

Годы царствования Николая I.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

упразднение  власти  помещиков  над   крестьянами   неизбежно   затронет   и

самодержавие, опиравшееся на эту  власть.   Правительство  также  опасалось,

что  отмена  крепостного  права  не  пройдет   мирно   и   неизбежно   будет

сопровождаться  народными волнениями. Поэтому проводимые меры в  крестьянском

вопросе  носили  паллиативный  характер:  они  были  направлены  на   отмену

наиболее  одиозных и вопиющих  сторон  крепостничества  и  преследовали  цель

снять остроту социальных отношений в  деревне.      

Был  издан  ряд  законов, направленных  против  обезземеливания  крестьян.  Так,  по  указу  1827   г. помещикам запрещалось продавать  крестьян  без  земли  или  одну  землю  без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных  крестьян

на заводы. Указ 2 мая 1833 г. запрещал  продавать  крепостных  с  публичного

торга, а также переводить крестьян в  дворовые, отбирая у них наделы. В  1841

г. было запрещено дворянам, не имевшим имений, покупать крестьян без земли.  

 В  число мер, направленных  на  некоторое  смягчение  крепостного  права,

входили: указ 1828г., ограничивавший  право  помещиков  ссылать  крестьян  в

Сибирь  по  своему  усмотрению,  предоставление  указом  12  июня  1844   г.

помещикам права отпускать дворовых на волю по  обоюдному  с  ними  договору,

указ  1853  г.  запрещал  сдавать  в  аренду  помещичьи  населенные   имения

недворянам. Все эти куцые указы в виду  их  необязательности  для  помещиков

оставались  мертвой буквой или находили весьма ограниченное применение.  

 Предпринимались  и  попытки  более  общего  подхода  к  решению  проблемы

крепостного права, для  чего  создавались  специальные  секретные  комитеты.

Всего в царствование Николая I было образовано 9 таких комитетов  

 Определённое  значение к подходу решения  крестьянского вопроса имели  два

— комитеты 1835 и 1839  гг.  "Секретный  комитет  для  изыскания  средств  к

улучшению состояния крестьян разных званий" 1835  г.  поставил  перед  собой

широкую,  но  весьма  осторожно  сформулированную  задачу   —   постепенного

перевода  крестьян от состояния крепостного  до  состояния  свободного.  Было

намечено  три этапа  этого  процесса:  на  первом  предполагалось  ограничить

работу  крестьян на помещика тремя днями  в неделю; на втором этапе  крестьяне

оставались "крепкими  земле",  но  их  повинности  четко  регламентировались

законом; на третьем этапе крестьяне получали право  свободного  перехода  от

одного  владельца  к   другому,   надельная   земля   продолжала   считаться

собственностью  помещика, но крестьяне могли арендовать ее по  договоренности

с  ним  на  определенных  условиях.  Какого-либо  срока   завершения   этого

безземельного освобождения крестьян комитет  не  устанавливал.  Однако  даже

это предложение  не вышло за рамки его обсуждения.   

 Новая  попытка общего решения крестьянского  вопроса  была  предпринята  в

секретном  комитете  1839г.  Итогом  занятий  секретного  комитета  1839  г.

явилось издание указа 2 апреля 1842 г. об  "обязанных  крестьянах".  Он  был

призван исправить указ 1803 г. о  вольных  хлебопашцах  —  отчуждение  части

земельной собственности помещиков (надельной  крестьянской  земли)  в  пользу

крестьян. По этому указу, крестьянин по  воле  помещика  получал  свободу  и

надел, но не в  собственность,  а  в  пользование,  за  который  был  обязан

выполнять  по  соглашению  с  помещиком  по  сути  дела  те  же   феодальные

повинности (барщину или оброк), но с условием, что  помещик  впредь  не  мог

изменять  ни  виды,  ни  размеры   этих   повинностей.   Предоставленный   в

пользование крестьянина надел помещик не  мог  уже  ни  отнять  у  него,  ни

обменять  или уменьшить. Никаких  определённых  норм  наделов  и  повинностей

закон  не  устанавливал  —  всё  зависело  от  воли  помещика.  В   селениях

"обязанных  крестьян" вводилось выборное  "сельское  самоуправление",  однако

сохранялась вотчинная власть помещика в имении.     

 Характерно, что несмотря на  стеснительные  условия  выкупа,  от  многих

крестьянских  общин, к удивлению правительства, стали поступать  заявления  о

предоставлении им возможности  выкупиться  на  волю  на  основании  указа  8

ноября 1847 г.  

3 марта  1848 г. был издан закон, предоставлявший  помещичьим  крестьянам

право покупать землю. Однако и этот закон  был обставлен рядом  стеснительных

для  крестьян  условий.  Крестьянин  мог  купить  землю  только  с  согласия

помещика, о чем он его заранее должен  был  известить.  Но  и  приобретенная

таким путем  крестьянином  земля  законом  не  была  защищена.  Помещик  мог

безнаказанно  завладеть ею, ибо закон запрещал крестьянам  возбуждать  против

своего  владельца иск.  

 В  1844 г. был образован Комитет  западных губерний для  выработки  "Правил

для  управления  имениями  по  утвержденным  для  оных   инвентарям".   Были

составлены  инвентари  —  описания  помещичьих  имений  с  точной  фиксацией

крестьянских  наделов и общего для всех  имений  количества  барщинных  дней,

которые впредь нельзя было изменять.   

 Инвентарная  реформа вызвала недовольство  помещиков,  выступавших  против

правительственной   регламентации   их   владельческих   прав,    а    также

многочисленные  волнения  крестьян,  положение  которых  она  практически  не

улучшила. 

Политика  в области просвещения  и печати.  

Рассматривая  события 14 декабря 1825 г. как "пагубное последствие ложной системы воспитания", Николай I при вступлении на престол  отдал распоряжение министру народного  просвещения А. С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. 19 августа 1827 г. последовал рескрипт Шишкову  о запрещении принимать в гимназии и тем более в университеты крепостных крестьян. Усилился надзор за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы. Сам Шишков считал, что "науки полезны только тогда, когда, как соль, употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание имеет", что "обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы".

В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой  сословности и бюрократической  централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных  заведений. Согласно ему начальное  и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей "низших" сословий (главным образом, крестьянства) предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой обучения; 2) для "средних сословий" (мещан и купцов) трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история); 3) для детей дворян и чиновников - семиклассные гимназии, окончание которых давало право для поступления в университеты. Устав ликвидировал преемственную связь между этими ступенями, поскольку уровень образования должен был соответствовать социальному положению учащегося. В уставе откровенно говорилось, что такое деление школьного обучения сделано для того, чтобы "никто не стремился возвыситься над тем состоянием, в коем ему суждено оставаться". По новому положению 1835 г. об учебных округах последние изымались из подчинения университетам, существенно расширялись права попечителей учебных округов.

Университетский устав 1835 г. поставил задачу "сблизить наши университеты с коренными и  спасительными началами русского управления" и ввести в них "порядок военной  службы и вообще строгое наблюдение установленных форм, чиноначалие  и точность в исполнении самомалейших постановлений". Университеты попали в полную зависимость от попечителей  учебного округа, а в Виленском, Харьковском и Киевском учебных округах (как наиболее "беспокойных") находились в ведении генерал-губернаторов. Устав 1835 г. ограничил автономию университетов, хотя университетскому совету предоставлялось право выбора ректора и замещения вакантных профессорских мест на кафедрах, утверждение избранных лиц на соответствующие должности становилось прерогативой министра народного просвещения. Устанавливался строгий полицейский надзор за студентами, вводились должности инспектора и его помощников, исполнявших административно-полицейские функции.

Еще при  Александре I (в 1824 г.) в обстановке усиления его реакционного политического  курса был подготовлен проект нового цензурного устава, который  содержал такие жесткие правила, что, изданный уже при Николае I в 1826 г., он получил у современников  название "чугунного". По этому  уставу цензоры обязывались не пропускать в печать ни одного произведения, в  котором прямо или косвенно "колебалась христианская вера", порицалась монархическая  форма правления, рассуждалось о конституциях или высказывались мысли о необходимости преобразований. На цензуру возлагалась обязанность следить не только за политическим направлением печати, но даже и за литературными вкусами, "ибо разврат нравов приуготовляется развратом вкусов". Однако введенные в 1828 г. новые цензурные правила несколько смягчили требования цензурного устава 1826 г. Тем не менее борьба с передовой журналистикой рассматривалась Николаем I как одна из первоочередных задач.

Один  за другим сыпались запреты на издание  журналов. Николай I усмотрел в статьях  и рецензиях, помещенных в этих журналах, пропаганду "крамольных" идей и  нападки на произведения, проповедовавшие "официальную народность". В  связи с этим в 1837 г. устанавливается  проверка произведений, уже прошедших  цензуру. В случае "недосмотра" цензора сажали на гауптвахту, отрешали от должности, могли отправить в  ссылку. Поэтому цензоры старались  превзойти друг друга в служебном  рвении, придираясь не только к словам, но и к тому, что подразумевалось  между строк.

Информация о работе Годы царствования Николая I