Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:28, реферат
В работе рассмотрен период правления Николая I, его внутренняя политика, социальная политика, политика в области просвещения и печати
Годы
царствования Николая I (1825 - 1855) оцениваются
историками как "апогей самодержавия".
Его царствование началось с подавления
восстания декабристов 14 декабря 1825
г. и завершилось в феврале 1855
г., в трагические дни обороны
Севастополя во время Крымской войны.
Восстание декабристов
Из
материалов дела декабристов перед
Николаем I раскрылась широкая картина
колоссальных безобразий в управлении,
суде, финансах и в других сферах.
Царь понимал необходимость
Николая
I ранее нередко изображали как
некую "самодовольную
Внутренняя политика. Политика в области управления.
Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было
укрепление
полицейско-бюрократического
Последовательное
Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство
укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои
процессам.
При Николае
I создавалась продуманная
опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью
страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой
исполнительности и беспрекословного повиновения.
В духе самодержавных начал и централизации управления Николай I
стремился укрепить режим личной власти — сосредоточив в своих руках решение
как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие
министерства и ведомства. При нём вошло в практику для решения того или
иного важного вопроса создавать многочисленные секретные комитеты и
комиссии, находившиеся под его непосредственным ведением. Компетенция
Сената и Государственного совета при Николае I была существенно ограничена,
так что они низводились до уровня "дополнения" к разросшейся
бюрократической машине.
Принцип режима личной власти воплотился в разросшейся "собственной
канцелярии" царя. Она была учреждена ещё
Павлом I и при Александре I выполняла функции личной канцелярии императора
для рассмотрения прошений на "высочайшее имя". Николай I уже в первый год
своего царствования существенно расширил состав, размеры и функции этой
канцелярии, подразделив ее на отделения и придав ей значение высшего органа
управления государством.
Прежняя, "александровская", канцелярия стала первым отделением. В
обязанности его входило представлять царю поступающие на его имя бумаги и
исполнять его, личные повеления и поручения. Второе отделение
(кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826 г.) занималось переданными в
его ведение делами александровской "Комиссии о составлении законов".
Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало органом высшей полиции. В
обязанность его входил надзор за законностью и порядком в управлении и в
общественной жизни. В 1828 г. в связи с кончиной императрицы Марии
Федоровны (матери Николая I) было учреждено четвертое отделение, которое
заменило ее канцелярию, созданную в 1797 г. Павлом I для управления
учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем были
учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое — для подготовки реформы
в государственной деревне, преобразованное в 1837 г. в Министерство
государственных имуществ, и в 1843 г. шестое — для управления
присоединенными к России территориями Кавказа.
Прерогативы III отделения были поистине всеобъемлющи. Оно собирало
информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный
надзор за "неблагонадежными" лицами и за периодической печатью, ведало
местами заключения и делами о "расколе", наблюдало за иностранными
подданными в России, выявляло носителей "ложных слухов" и
фальшивомонетчиков, занималось сбором статистических сведений и
перлюстрацией частных писем, осуществляло надзор за действиями
администрации.
Социальная политика, крестьянский вопрос.
В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления позиций
дворянства — главной своей опоры, но вместе с тем делало и уступки
нарождающейся
буржуазии, преимущественно в
Процесс обеднения дворянства в связи с ростом дробления дворянских
имений, задолженности в Опекунском совете и в других кредитных учреждениях
грозил этому "первенствующему сословию в империи" утратой своих прежних
позиций, что в конечном счете подрывало социальную базу самодержавия. Был
принят
ряд мер для улучшения
дворяне наделялись землями из государственного земельного фонда, им
выдавались на льготных условиях денежные ссуды на хозяйственные нужды, дети
дворян
бесплатно принимались в
учебные заведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве.
С
целью сохранения крупных
был издан закон о "майоратах". Суть его заключалась в том, что владельцам
имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком
передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между
другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им
воспользовались лишь немногие из крупных помещиков: к моменту отмены
крепостного права существовало всего 17 майоратов.
Была принята еще одна мера с целью ограждения дворянского сословия от
притока в него представителей из других сословных групп (купечества,
духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан Манифест о почетном
гражданстве двух категорий — потомственном и личном. Почетное гражданство давало ряд привилегий: освобождение от подушной подати, рекрутства и телесных наказаний.
Правительство
стремилось все служебные
органах власти отдавать исключительно дворянам. Были также предприняты меры
по повышению роли и авторитета дворянских корпоративных органов — уездных и
губернских дворянских депутатских собраний (введенных Екатериной II в 1785
г.). Однако ставка делалась на среднепоместное и крупно-поместное
дворянство. "Положением о дворянских обществах" 6 декабря 1831 г. был
повышен имущественный ценз для участия в дворянских собраниях. Отныне
правом голоса могли пользоваться только потомственные дворяне мужского
пола, не моложе 21 года, имевшие в данной губернии не менее 100 душ
крестьян и 3 тыс. десятин земли, а также получившие чин на военной или
гражданской службе. Они составляли не более 20% лиц дворянского сословия.
Мелкопоместные дворяне участвовали в выборах через уполномоченных: сначала
они "складывались" в группы, составлявшие в совокупности полный
имущественный ценз, и каждая группа избирала своего уполномоченного
депутата на дворянский уездный съезд. Уездные и губернские депутатские
дворянские собрания созывались один раз в три года: уездное выбирало
уездного предводителя (председателя собрания) и одного депутата в
губернское собрание, а губернское — губернского предводителя.
Николай
I в принципе отрицательно
его неприглядные стороны и считал социально опасным. Понимая необходимость
отмены крепостного права, он тем не менее указывал на несвоевременность
проведения этой меры в данный момент. Опасность он видел в том, что