Годы царствования Николая I

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрен период правления Николая I, его внутренняя политика, социальная политика, политика в области просвещения и печати

Файлы: 1 файл

Годы царствования Николая I.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

   Годы  царствования Николая I (1825 - 1855) оцениваются  историками как "апогей самодержавия". Его царствование началось с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825 г. и завершилось в феврале 1855 г., в трагические дни обороны  Севастополя во время Крымской войны. Восстание декабристов произвело  сильное впечатление на Николая I. Он рассматривал его как следствие  влияния западноевропейских революций  и "разрушительных" идей. И все  же он не мог не задумываться и над  внутренними причинами вероятных  в будущем революционных выступлений  в России. Именно поэтому он входил во все детали следствия по делу декабристов, сам выступал в роли искусного следователя, чтобы докопаться до корней заговора. По его приказу  был составлен Свод показаний  декабристов о внутреннем состоянии  России, куда были включены основные положения  планов и проектов декабристов, записки  подследственных на его имя с  критикой современного состояния страны. Этот свод постоянно находился в  кабинете Николая I.

   Из  материалов дела декабристов перед  Николаем I раскрылась широкая картина  колоссальных безобразий в управлении, суде, финансах и в других сферах. Царь понимал необходимость проведения преобразований. 6 декабря 1826 г. был  учрежден Секретный комитет для  обсуждения программы преобразований в управлении и социальной сфере.

   Николая I ранее нередко изображали как  некую "самодовольную посредственность с кругозором ротного командира". В действительности это был достаточно образованный для своего времени, волевой, прагматически мыслящий самодержец. Он профессионально знал военно-инженерное дело с приемами тактики, любил архитектуру и сам участвовал в проектах многих общественных зданий, хорошо разбирался в литературе и искусстве, был неплохим дипломатом. Был искренне верующим человеком, но чуждым мистицизма и сентиментализма, присущих Александру I, не обладал и его искусством тонкой интриги и притворства, ясный и холодный ум Николая действовал прямо и открыто. Поражал иностранцев роскошью двора и блестящими приемами, но был крайне непритязателен в личном быту, вплоть до того, что спал на походной солдатской койке, укрывшись шинелью. Удивлял огромной работоспособностью. С семи часов утра весь день он трудился в своем скромном кабинете Зимнего дворца, вникая во все мелочи жизни огромной империи, требуя подробных сведений обо всем случившемся. Любил внезапно инспектировать казенные учреждения в столице и в провинции, неожиданно являлся в присутственные места, в учебное заведение, суд, таможню, сиротский дом.

   Внутренняя  политика. Политика в области управления.   

 Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая  I  было

укрепление      полицейско-бюрократического       аппарата       управления.

Последовательное

Проведение  принципа централизации  рассматривалось  как  важнейшее  средство

укрепления  самодержавия   и   противодействия   расшатывающим   его   устои

процессам.

При Николае I создавалась продуманная система  всесторонней  государственной

опеки  над  общественно-политической,  экономической  и  культурной   жизнью

страны. В практике управления  последовательно  проводился  принцип  строгой

исполнительности  и беспрекословного повиновения.   

 В  духе  самодержавных  начал  и  централизации  управления  Николай   I

стремился укрепить режим личной власти —  сосредоточив в своих руках  решение

как общих, так  и  частных  дел,  нередко  минуя  при  этом  соответствующие

министерства  и ведомства. При нём вошло  в  практику  для  решения  того  или

иного  важного  вопроса  создавать  многочисленные  секретные   комитеты   и

комиссии,  находившиеся  под  его  непосредственным  ведением.   Компетенция

Сената  и Государственного совета при Николае I была существенно  ограничена,

так   что   они   низводились   до   уровня   "дополнения"   к   разросшейся

бюрократической машине.   

 Принцип  режима  личной  власти  воплотился  в  разросшейся  "собственной

канцелярии" царя.  Она  была  учреждена  ещё

Павлом I и при Александре I выполняла  функции личной  канцелярии  императора

для рассмотрения прошений на "высочайшее имя". Николай I уже  в  первый  год

своего  царствования существенно расширил состав, размеры  и    функции  этой

канцелярии, подразделив ее на отделения и  придав ей значение высшего  органа

управления  государством.  

 Прежняя,  "александровская",  канцелярия  стала  первым  отделением.   В

обязанности его входило представлять царю поступающие  на его  имя  бумаги  и

исполнять   его,   личные   повеления   и   поручения.   Второе    отделение

(кодификационное, учрежденное 4 апреля 1826  г.)  занималось  переданными  в

его  ведение  делами  александровской  "Комиссии  о  составлении   законов".

Созданное 3 июля 1826 г. третье отделение стало  органом  высшей  полиции.  В

обязанность его входил надзор за законностью  и порядком  в  управлении  и  в

общественной  жизни.  В  1828  г.  в  связи  с  кончиной  императрицы  Марии

Федоровны (матери Николая I) было  учреждено  четвертое  отделение,  которое

заменило  ее  канцелярию,  созданную  в  1797  г.  Павлом  I  для  управления

учебными, воспитательными  и  благотворительными  учреждениями.  Затем  были

учреждены два временных отделения: в 1835 г. пятое — для подготовки  реформы

в  государственной  деревне,  преобразованное  в  1837  г.  в   Министерство

государственных  имуществ,  и  в   1843   г.   шестое   —   для   управления

присоединенными к России территориями Кавказа.

Прерогативы III  отделения  были  поистине  всеобъемлющи.  Оно  собирало

информацию  о настроениях  различных  слоев  населения,  осуществляло  тайный

надзор  за "неблагонадежными"  лицами  и  за  периодической  печатью,  ведало

местами  заключения  и  делами  о  "расколе",  наблюдало   за   иностранными

подданными   в   России,    выявляло    носителей    "ложных    слухов"    и

фальшивомонетчиков,   занималось   сбором    статистических    сведений    и

перлюстрацией   частных   писем,   осуществляло   надзор    за    действиями

администрации.

Социальная  политика, крестьянский вопрос. 

В социальной политике самодержавие преследовало цель укрепления  позиций

дворянства  —  главной  своей  опоры,  но  вместе  с  тем  делало  и  уступки

нарождающейся буржуазии, преимущественно в экономической  сфере.    

 Процесс  обеднения дворянства в  связи  с  ростом  дробления  дворянских

имений, задолженности в Опекунском совете и в других  кредитных  учреждениях

грозил  этому "первенствующему сословию  в  империи"  утратой  своих  прежних

позиций, что в конечном счете подрывало социальную  базу  самодержавия.  Был

принят  ряд мер для улучшения материального  положения дворянства:  обедневшие

дворяне  наделялись  землями  из  государственного  земельного   фонда,   им

выдавались  на льготных условиях денежные ссуды  на хозяйственные нужды,  дети

дворян  бесплатно принимались в специальные  дворянские военные и  гражданские

учебные заведения, дворянам давались преимущества при чинопроизводстве.  

 С  целью сохранения крупных помещичьих  имений от раздробления в  1845  г.

был издан  закон о "майоратах". Суть его  заключалась в  том,  что  владельцам

имений  свыше 1000 душ разрешалось объявлять  их  "заповедными".  Они  целиком

передавались  по наследству старшему сыну  в  семье,  а  не  дробились  между

другими наследниками. Закон  носил  рекомендательный  характер,  поэтому  им

воспользовались  лишь  немногие  из  крупных  помещиков:  к  моменту  отмены

крепостного права существовало всего 17 майоратов.  

 Была  принята еще одна мера с  целью ограждения  дворянского  сословия  от

притока  в  него  представителей  из  других  сословных  групп  (купечества,

духовенства, разночинцев). 10 февраля 1832 г. был издан  Манифест о  почетном

гражданстве двух категорий — потомственном и  личном. Почетное  гражданство  давало  ряд   привилегий: освобождение от подушной подати, рекрутства и телесных наказаний.   

 Правительство  стремилось все служебные посты  в  местных  и  центральных

органах власти отдавать исключительно дворянам. Были также предприняты  меры

по повышению  роли и авторитета дворянских корпоративных  органов — уездных  и

губернских  дворянских депутатских собраний (введенных  Екатериной II  в  1785

г.).  Однако  ставка  делалась   на   среднепоместное   и   крупно-поместное

дворянство. "Положением о  дворянских  обществах"  6  декабря  1831  г.  был

повышен имущественный  ценз  для  участия  в  дворянских  собраниях.  Отныне

правом  голоса  могли  пользоваться  только  потомственные  дворяне  мужского

пола, не моложе 21  года,  имевшие  в  данной  губернии  не  менее  100  душ

крестьян  и 3 тыс. десятин земли, а  также  получившие  чин  на  военной  или

гражданской службе. Они составляли не более 20%  лиц  дворянского  сословия.

Мелкопоместные  дворяне участвовали в выборах  через  уполномоченных:  сначала

они  "складывались"   в   группы,   составлявшие   в   совокупности   полный

имущественный  ценз,  и  каждая  группа  избирала   своего   уполномоченного

депутата  на дворянский  уездный  съезд.  Уездные  и  губернские  депутатские

дворянские  собрания  созывались  один  раз  в  три  года:  уездное  выбирало

уездного  предводителя  (председателя  собрания)   и   одного   депутата   в

губернское  собрание, а губернское — губернского  предводителя. 

 Николай  I в принципе отрицательно относился  к крепостному  праву,  видел

его неприглядные стороны и считал социально опасным.  Понимая  необходимость

отмены  крепостного права, он тем  не  менее  указывал  на  несвоевременность

проведения  этой меры  в  данный  момент.  Опасность  он  видел  в  том,  что

Информация о работе Годы царствования Николая I