Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:39, реферат
Летчик, о котором рассказывается в этом реферате, наш земляк, дважды герой Советского Союза – Николай Дмитриевич Гулаев.
Замечательный бой был проведён им и весной 1944 года. В те дни войска 2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали на её западном берегу плацдарм. 5 Марта шестёрка "Аэрокобр" под командованием Гулаева вылетела на прикрытие наших наземных войск. Вскоре лётчики обнаружили большую группу вражеских самолётов. Бомбардировщики шли тремя девятками в боевом порядке "клин" под охраной 8 истребителей. С земли поступила команда: "Перехватить противника и ни в коем случае не допустить до нашей линии обороны".
Оценив обстановку, Гулаев принял дерзкое решение: самому в составе двух пар атаковать бомбардировщиков, а паре Петра Никифорова связать боем истребителей прикрытия, тем самым облегчить выполнение основной задачи - уничтожение бомбардировщиков.
Да, это был риск, но риск трезвый, основанный на точном расчёте и его официальном счету также до 10 перехватов и разведок уверенности командира эскадрильи Н. Д. Гулаева в мастерстве подчинённых, в их мужестве.
Задача, поставленная ведущему пары Никифорову, была особенно сложной. От того, как она будет выполнена, зависел успех задуманного боя. Но Гулаев прекрасно знал мастерство Никифорова и надеялся на него. И не напрасно. Отлично действовала эта пара. Она смело атаковала истребителей противника и связала их боем. Врагу быстро стало не до прикрытия подопечных бомбардировщиков.
Тем временем Гулаев со своими ведомыми стремительно врезался в боевые порядки бомбардировщиков и один за другим поджёг три самолёта противника. Выходя из атаки, Николай увидел, как противник в панике бросает бомбы куда попало и поворачивает обратно. Воспользовавшись замешательством врага, четвёрка сделала повторный заход по уходящим самолётам.
В этой схватке за 4 минуты боя нашими лётчиками было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым. Основная задача - не дать противнику сбросить бомбы на наши войска - была успешно выполнена.
В Марте 1944 года Гвардии Капитану Н. Д. Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину... Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца его, тихого всегда занятого хозяйством, фашисты повесили
Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде веселый и озорной комэск. В Апреле 1944 года он был особенно неукротим, ещё никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда - ни до, ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолётов за 2 недели. Тогда же он провел два своих сверхрезультативных боя: 18 Апреля, прикрывая наземные войска в районе Шера, сбил 2 Ju-87 и Ме-109, а 25-го под Дубоссарами изрядно пощипал "Фоккеров", уничтожив 4 неприятельские машины. Вот как вспоминал об этом бое год спустя сам Гулаев:
"В 15:30 шесть самолётов "Аэрокобра" вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма. Набрав по маршруту высоту около 4000 метров, я пришёл в заданный район и установил связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом, углубляясь на территорию противника километров на 10.
Сделав два круга и пройдя с курсом 260 - 270°, я обнаружил группу самолётов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2000 до 2500 метров в строю колонны, состоящей из трех девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше и сзади шли, по - видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поравнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2 / 4 с дистанции 150 - 200 метров и сбил один FW-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолёт FW-190, который загорелся и отвесным пикированием пошёл к земле.
Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре FW-190: два сбил я и по одному Лейтенант Букчин, мой ведомый, и Старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолёты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230 - 250". При развороте один самолёт подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третьего FW-190...
Имея всё же превосходство
в высоте и скорости, мы продолжали
вести бой, несмотря на близкий исход
горючего и боекомплекта. Младший
лейтенант Гуров атаковал Ме-109 на
встречных курсах в лоб; в результате
атаки самолёт резко
Бой всё разгорался. Старшему лейтенанту Козлову энергичным разворотом удалось зайти Ме-109 в хвост и с дистанции 100 - 150 метров короткой очередью зажечь его. Младший лейтенант Акиншин, ведомый Капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50 - 70 метров, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолётов "Аэрокобра". Не прошло 3 – 4 минут, как эти самолёты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестёрки.
Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких лётчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить ещё один FW-190. Наша шестёрка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом воздушном бою было сбито 7 FW-190 и 4 Ме-109".
При прочтении отрывка возникает ощущение органичной легкости, с которой Гулаев проводит воздушный бой. Всё протекает как бы само собой: "один самолёт подставил мне живот", другой "свалился из облаков, подставив свой хвост", из - под удара пары Ме-109 удается выйти "быстрым движением рулей". Эта внешняя лёгкость и является, наверное, проявлением высочайшего мастерства, искусства, будь то воздушный бой, музыкальное произведение или спортивный поединок.
Невысокого роста, крепкий
(сказались занятия атлетизмом)
Гулаев постоянно искал новые приемы ведения воздушного боя, дрался храбро, навязывая противнику свою волю. Нередко шёл на риск, основанный на твердом знании техники и тактики, точном расчете. Много раз ему доводилось сопровождать группы наших бомбардировщиков, вылетающих на задания в глубокий вражеский тыл.
...Авиационный полк находился
на полевом аэродроме
Командир полка вызвал к себе Гулаева и потребовал покончить с утренними прогулками немецкого пилота. Николай решил, во что бы то ни стало сбить его. Утром пошёл к своему самолёту и в 10 часов 50 минут запустил мотор. Взлетел, набрал высоту и, отойдя чуть в сторону, стал ждать.
Ровно в 11:00 над аэродромом появился непрошенный гость. Гулаев ринулся на врага, направив машину прямо в лоб. Расстояние быстро сокращалось. Первым дрогнул противник - резко отвернул в сторону, но не отступил. Круто развернувшись, Гулаев попытался занять выгодное положение и зайти противнику в хвост. Не удалось. Умело выполняя различные маневры, тот ушёл из - под удара. Гоняясь друг за другом, самолёты то свечой взмывали ввысь, то входили в пике.
Наконец Гулаеву удалось так построить свой маневр, что он оказался в хвосте у противника. В перекрестье прицела появился "Пиковый Туз", нарисованный на борту вражеского самолёта. Огонь! самолёт противника резко клюнул носом и рухнул вниз. Но лётчику почти у самой земли удалось выброситься с парашютом. Николай кружил над ним до тех пор, пока тот не приземлился. Было 11 часов 14 минут.
Через некоторое время немецкого пилота доставили в штаб. Им оказался Полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. Он оказался довольно разговорчивым: "Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал..." Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, эдакого "русского медведя", а перед ним стоял молодой, не очень высокий человек...
Свой последний боевой вылет Николай Гулаев выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 Августа 1944 года, уже, будучи Гвардии Майором штурманом 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Накануне, 3 дня подряд - 10, 11, 12 Августа, он сбивал по "Фоккеру".
В Сентябре 1944 года Гулаев был направлен на учебу. Исход войны был ясен, и прославленных асов берегли, в приказном порядке направляя их в Военно-воздушную академию.
Всего за годы войны Гвардии майор Н. Д. Гулаев произвёл 240 боевых вылетов. В 69 воздушных боях лично сбил 57 самолётов противника и 5 - в группе с товарищами. Его "производительность", 4 вылета на один сбитый, стала одной из самых высоких в советской истребительной авиации. Отважный воздушный боец сражался на Сталинградском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в боях под Сталинградом, Белгородом, на Орловско-Курской дуге, освобождал Правобережную Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию, Чехословакию. Был рядовым пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира полка.
После окончания войны Николай Дмитриевич продолжал служить в авиации. В 1950 году он окончил Военно-воздушную академию. Командовал полком, с 1954 года - авиационной дивизией в Ярославле, потом в Ельце. В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1961 году был назначен командиром корпуса в Ржев, а в 1964 - 1974 годы командовал 10-й Воздушной армией, базировавшейся под Архангельском. В 1972 году ему было присвоено звание Генерал - Полковник авиации.
В 1974 году Н. Д. Гулаев был назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.
Он освоил многие типы реактивных боевых машин. Летал на МиГ-21 до 1967 года, пока П. Батицкий, в то время главком ПВО страны, не запретил ему летать. В 1979 году Н. Д. Гулаев был отправлен в отставку. Жил в Москве. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Талантливый военачальник, он не пришёлся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые качества. Умер 27 сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальная доска - в Ростове-на-Дон1 Июля 1944 года командир эскадрильи 129-го Гвардейского истребительного авиаполка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная Армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии Капитан Н. Д. Гулаев был награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Заключение
Даже среди далеко неординарных летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боев, одну из своих побед одержал тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронес через всю жизнь, до конца сохранив и некоторые юношеские предрассудки.
Информация о работе Герой Великой Отечественной войны Дмитрий Семёнович Гулаев