Герой Великой Отечественной войны Дмитрий Семёнович Гулаев

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Летчик, о котором рассказывается в этом реферате, наш земляк, дважды герой Советского Союза – Николай Дмитриевич Гулаев.

Файлы: 1 файл

реферат Гулаев.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

Замечательный бой был  проведён им и весной 1944 года. В те дни войска 2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали  на её западном берегу плацдарм. 5 Марта  шестёрка "Аэрокобр" под командованием Гулаева вылетела на прикрытие наших наземных войск. Вскоре лётчики обнаружили большую группу вражеских самолётов. Бомбардировщики шли тремя девятками в боевом порядке "клин" под охраной 8 истребителей. С земли поступила команда: "Перехватить противника и ни в коем случае не допустить до нашей линии обороны".

Оценив обстановку, Гулаев принял дерзкое решение: самому в составе двух пар атаковать бомбардировщиков, а паре Петра Никифорова связать боем истребителей прикрытия, тем самым облегчить выполнение основной задачи - уничтожение бомбардировщиков.

Да, это  был риск, но риск трезвый, основанный на точном расчёте и его официальном  счету также до 10 перехватов и  разведок уверенности командира  эскадрильи Н. Д. Гулаева в мастерстве подчинённых, в их мужестве.

Задача, поставленная ведущему пары Никифорову, была особенно сложной. От того, как она будет выполнена, зависел успех задуманного боя. Но Гулаев прекрасно знал мастерство Никифорова и надеялся на него. И не напрасно. Отлично действовала эта пара. Она смело атаковала истребителей противника и связала их боем. Врагу быстро стало не до прикрытия подопечных бомбардировщиков.

 

Тем временем Гулаев со своими ведомыми стремительно врезался в боевые порядки бомбардировщиков и один за другим поджёг три самолёта противника. Выходя из атаки, Николай увидел, как противник в панике бросает бомбы куда попало и поворачивает обратно. Воспользовавшись замешательством врага, четвёрка сделала повторный заход по уходящим самолётам.

В этой схватке за 4 минуты боя нашими лётчиками было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 - лично  Гулаевым. Основная задача - не дать противнику сбросить бомбы на наши войска - была успешно выполнена.

В Марте 1944 года Гвардии Капитану Н. Д. Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину... Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца его, тихого всегда занятого хозяйством, фашисты повесили

Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде веселый и озорной комэск. В Апреле 1944 года он был особенно неукротим, ещё никогда с таким упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда - ни до, ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолётов за 2 недели. Тогда же он провел два своих сверхрезультативных боя: 18 Апреля, прикрывая наземные войска в районе Шера, сбил 2 Ju-87 и Ме-109, а 25-го под Дубоссарами изрядно пощипал "Фоккеров", уничтожив 4 неприятельские машины. Вот как вспоминал об этом бое год спустя сам Гулаев:

"В 15:30 шесть самолётов  "Аэрокобра" вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма. Набрав по маршруту высоту около 4000 метров, я пришёл в заданный район и установил связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом, углубляясь на территорию противника километров на 10.

Сделав два круга и  пройдя с курсом 260 - 270°, я обнаружил  группу самолётов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2000 до 2500 метров в строю колонны, состоящей из трех девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше и сзади шли, по - видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поравнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2 / 4 с дистанции 150 - 200 метров и сбил один FW-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолёт FW-190, который загорелся и отвесным пикированием пошёл к земле.

Вследствие неожиданности  атаки первая девятка потеряла четыре FW-190: два сбил я и по одному Лейтенант  Букчин, мой ведомый, и Старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолёты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230 - 250". При развороте один самолёт подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третьего FW-190...

Имея всё же превосходство  в высоте и скорости, мы продолжали вести бой, несмотря на близкий исход  горючего и боекомплекта. Младший  лейтенант Гуров атаковал Ме-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолёт резко накренился, задымил, вошёл в отвесное пикирование  и врезался в землю недалеко от нашей радиостанции. В это время  меня атаковали 2 Ме-109 сверху - сзади; но благодаря моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось  выйти из - под удара быстрым движением рулей. При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один FW-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит. Таким образом, на моем счету появился ещё один сбитый самолёт - четвертый.

Бой всё  разгорался. Старшему лейтенанту Козлову  энергичным разворотом удалось зайти  Ме-109 в хвост и с дистанции 100 - 150 метров короткой очередью зажечь его. Младший лейтенант Акиншин, ведомый Капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50 - 70 метров, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолётов "Аэрокобра". Не прошло 3 – 4 минут, как эти самолёты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестёрки.

Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких лётчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить ещё один FW-190. Наша шестёрка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом воздушном бою было сбито 7 FW-190 и 4 Ме-109".

При прочтении отрывка  возникает ощущение органичной легкости, с которой Гулаев проводит воздушный бой. Всё протекает как бы само собой: "один самолёт подставил мне живот", другой "свалился из облаков, подставив свой хвост", из - под удара пары Ме-109 удается выйти "быстрым движением рулей". Эта внешняя лёгкость и является, наверное, проявлением высочайшего мастерства, искусства, будь то воздушный бой, музыкальное произведение или спортивный поединок.

Невысокого роста, крепкий (сказались занятия атлетизмом), с золотистыми глазами, подвижный "как ртуть", скорый на острое словцо и всегда готовый к дерзкому молодечеству, Николай Гулаев был прирождённым воздушным бойцом. Его исключительная одарённость тем более полно проявилась в высокоорганизованном и сильном по составу полку, каким был 129-й Сандомирский орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого Гвардейский истребительный авиационный полк. Лётчики полка сбили в воздушных боях около 500 самолётов противника, среди них были 13 Героев Советского Союза. Командовали полком известные асы - В. И. Бобров, а с Февраля 1944 года - В. А. Фигичев.

Гулаев постоянно искал новые приемы ведения воздушного боя, дрался храбро, навязывая противнику свою волю. Нередко шёл на риск, основанный на твердом знании техники и тактики, точном расчете. Много раз ему доводилось сопровождать группы наших бомбардировщиков, вылетающих на задания в глубокий вражеский тыл.

...Авиационный полк находился  на полевом аэродроме Правобережной  Украины. Стояли тёплые весенние  дни. Однажды утром над аэродромом  появился немецкий истребитель. Как только наши самолёты поднялись в воздух, он, не принимая боя, улетел. А на следующий день в то же время появился снова. И вновь быстро улетел, увидев наши самолёты. Так продолжалось дня три - четыре. При этом немецкий лётчик появлялся всегда с особой точностью: ровно в 11 часов.

Командир полка вызвал к себе Гулаева и потребовал покончить с утренними прогулками немецкого пилота. Николай решил, во что бы то ни стало сбить его. Утром пошёл к своему самолёту и в 10 часов 50 минут запустил мотор. Взлетел, набрал высоту и, отойдя чуть в сторону, стал ждать.

Ровно в 11:00 над аэродромом появился непрошенный гость. Гулаев ринулся на врага, направив машину прямо в лоб. Расстояние быстро сокращалось. Первым дрогнул противник - резко отвернул в сторону, но не отступил. Круто развернувшись, Гулаев попытался занять выгодное положение и зайти противнику в хвост. Не удалось. Умело выполняя различные маневры, тот ушёл из - под удара. Гоняясь друг за другом, самолёты то свечой взмывали ввысь, то входили в пике.

Наконец Гулаеву удалось так построить свой маневр, что он оказался в хвосте у противника. В перекрестье прицела появился "Пиковый Туз", нарисованный на борту вражеского самолёта. Огонь! самолёт противника резко клюнул носом и рухнул вниз. Но лётчику почти у самой земли удалось выброситься с парашютом. Николай кружил над ним до тех пор, пока тот не приземлился. Было 11 часов 14 минут.

Через некоторое время  немецкого пилота доставили в  штаб. Им оказался Полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. Он оказался довольно разговорчивым: "Я  был во Франции, Италии. Везде мне  везло, а тут, на русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто  это сделал..." Вызвали Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, эдакого "русского медведя", а перед ним стоял молодой, не очень высокий человек...

       30 Мая 1944 года над Скулянами Гулаев вновь сбил 4 вражеских самолёта за один день: Hs-126, 2 Ме-109 и Ju-87. При этом Ju-87 и Ме-109 он сбил в одной атаке своим "фирменным приемом": резко развернув "Кобру" после смертоносной очереди по "Юнкерсу" навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьёзно ранен в правую руку; сконцентрировав все силы и волю, сумел привести истребитель на свой аэродром, зарулил на стоянку, и потерял сознание. Он пришёл в себя только в госпитале, после операции. Здесь же узнал о присвоении ему звания Дважды Героя Советского Союза.

Свой последний боевой вылет Николай Гулаев выполнил с аэродрома Турбя в Польше, 14 Августа 1944 года, уже, будучи Гвардии Майором штурманом 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Накануне, 3 дня подряд - 10, 11, 12 Августа, он сбивал по "Фоккеру".

В Сентябре 1944 года Гулаев был направлен на учебу. Исход войны был ясен, и прославленных асов берегли, в приказном порядке направляя их в Военно-воздушную академию.

Всего за годы войны Гвардии  майор Н. Д. Гулаев произвёл 240 боевых вылетов. В 69 воздушных боях лично сбил 57 самолётов противника и 5 - в группе с товарищами. Его "производительность", 4 вылета на один сбитый, стала одной из самых высоких в советской истребительной авиации. Отважный воздушный боец сражался на Сталинградском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в боях под Сталинградом, Белгородом, на Орловско-Курской дуге, освобождал Правобережную Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию, Чехословакию. Был рядовым пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира полка.

После окончания войны  Николай Дмитриевич продолжал служить  в авиации. В 1950 году он окончил Военно-воздушную  академию. Командовал полком, с 1954 года - авиационной дивизией в Ярославле, потом в Ельце. В 1960 году окончил  Военную академию Генерального штаба. В 1961 году был назначен командиром корпуса  в Ржев, а в 1964 - 1974 годы командовал 10-й Воздушной армией, базировавшейся под Архангельском. В 1972 году ему было присвоено звание Генерал - Полковник авиации.

В 1974 году Н. Д. Гулаев был назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.

Он освоил многие типы реактивных боевых машин. Летал на МиГ-21 до 1967 года, пока П. Батицкий, в то время главком ПВО страны, не запретил ему летать. В 1979 году Н. Д. Гулаев был отправлен в отставку. Жил в Москве. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Талантливый военачальник, он не пришёлся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые качества. Умер 27 сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен в городе Аксае, мемориальная доска - в Ростове-на-Дон1 Июля 1944 года командир эскадрильи 129-го Гвардейского истребительного авиаполка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная Армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии Капитан Н. Д. Гулаев был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

 

Заключение

 

Даже среди далеко неординарных летчиков-истребителей фигура Николая  Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боев, одну из своих побед одержал тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость он с мальчишеской непосредственностью пронес через всю жизнь, до конца сохранив и некоторые юношеские предрассудки.

 


Информация о работе Герой Великой Отечественной войны Дмитрий Семёнович Гулаев