Герой Великой Отечественной войны Дмитрий Семёнович Гулаев

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Летчик, о котором рассказывается в этом реферате, наш земляк, дважды герой Советского Союза – Николай Дмитриевич Гулаев.

Файлы: 1 файл

реферат Гулаев.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

ПУ№8

 

 

 

 

 

Реферат

На  Тему: Герой Великой Отечественной  войны

Дмитрии Семёнович Гулаев

 

 

 

 

 

                                                

 

Выполнила :Челпанова В.А

                                                                                Проверила: Марахинова О.Р              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

 

 

 

 

Введение

 

22 июня 1941 года, на рассвете, без объявления войны, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Тысячи немецких орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла бомбовые и штурмовые удары по аэродромам, военным и промышленным объектам. Так началась Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии.

На Дон война пришла осенью 1941 года. Гитлеровцы стремились прорваться к Ростову-на-Дону, а через  него – на Кавказ.

Дважды город Ростов-на-Дону был оккупирован и дважды, благодаря  смелости и отваги солдат, был освобожден.

Летчик, о котором рассказывается в этом реферате, наш земляк, дважды герой Советского Союза – Николай  Дмитриевич Гулаев.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрии Семёнович  Гулаев

 

В 1918 году в семье слесаря  завода "Красный Аксай" Дмитрия  Семёновича Гулаева родился первенец. Сына назвали Николаем. В семье главенствовала мать — высокая волевая казачка, черные глаза и косы которой говорили о присутствии турецкой крови... Рос он любознательным, настойчивым, очень любил спорт, увлекался плаванием. Часто выступал на соревнованиях за честь своей школы. От сверстников Николая отличало огромное трудолюбие. Он очень любил отца, во всём ему подражал. А Дмитрий Семёнович был хорошим рабочим, одним из заводских передовиков.

Когда Николай окончил  школу, проблемы выбора жизненного пути не было. Он твёрдо решил, как и отец, стать слесарем. Отправившись в Ростов - на - Дону, он был принят в школу  ФЗУ. Проучившись два года и получив  профессию слесаря, Николай пошёл  работать на Ростовский завод "Эмальпосуда".

Ещё во время учёбы в  ФЗУ, юноша увлёкся авиаспортом  и в самом конце обучения подал  заявление в аэроклуб. Придя на завод, от своего увлечения не отказался  и после рабочей смены регулярно  ходил на занятия. Видимо, в этот период у молодого рабочего и родилось желание стать профессиональным лётчиком. Завод помог ему, и в 1938 году Гулаев уезжает на учёбу в военную авиационную школу.


 

 

 

 

 

 

В Декабре 1940 года, закончив её в звании Младшего лейтенанта, он прибывает для дальнейшей службы в 423-й авиаполк. Через несколько  месяцев под Могилёвом молодой  пилот встретит известие о начале войны. Но в бой ему пришлось вступить не сразу.

По приказу командира  он перелетел на другой аэродром для  получения новых, более совершенных  самолётов, а затем встал на противовоздушную оборону промышленного центра далеко от линии фронта. В Марте 1942 года Николай Гулаев, в числе 10 лучших лётчиков, был направлен на оборону Борисоглебска. Там основные налёты вражеской авиации были ночью, и ему пришлось переучиваться на ночную работу.

В Июне 1942 года Гулаев был переведен в 487-й авиаполк, где вскоре, 3 Августа 1942 года, принял свой первый бой. Первую победу он одержал без приказа, впервые в жизни взлетев ночью, под вой воздушной тревоги и подбадривающие реплики механиков. Ему повезло.

На фоне лунного неба он увидел знакомые по таблицам и схемам силуэты - "Хейнкели". Форсируя мотор своего "Яка", сблизился с неприятельской машиной так, что отчётливо стали видны пламенеющие выхлопы двигателя, и нажал на гашетки. Очередь оказалась удачной: трасса засверкала быстрыми красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим огненными красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим огненным хвостом, бомбардировщик скользнул на крыло, извергавшее багровые клубы горящего топлива и, беспорядочно штопоря, устремился к земле... Реакция командира на его победу была неординарна: Николаю объявили о взыскании и представили к награде. Так началась одна из самых ярких ратных судеб в нашей авиации.

Шли боевые будни. Гулаев приобретал опыт. Теперь он действовал более грамотно, смело и решительно. Однажды группа истребителей под командованием Гулаева вылетев на патрулирование встретила более 20-ти, шедших без прикрытия на штурмовку наших войск. В завязавшейся схватке, Николай сбил лидера вражеской группы, а его лётчики ещё 2 самолёта. Остальные стали поспешно удирать за линию фронта, беспорядочно сбрасывая бомбы. Чуть позднее появилась новая группа - 36 самолётов, теперь уже под охраной 18-ти Ме-109. Несмотря на огромное преимущество противника в силах, наши лётчики атаковали их, врезались в строй и сбили 5 самолётов противника, принудив к бегству остальных.

В Феврале 1943 года, после  окончания курсов командиров звеньев, Лейтенант Гулаев был направлен в 27-й истребительный авиаполк. В составе этого полка он прожил свой "звездный" год, сбив в воздухе более 50 неприятельских машин, "создав" десяток асов, став Дважды Героем Советского Союза.

Говорить о "школе" Гулаева не принято, однако его особенная, вдохновенная и рискованная, внешне начисто лишённая какого бы то ни было практицизма, манера ведения боя делает его, по меньшей мере "символом" романтического направления в искусстве воздушного поединка. Как никто другой, он умел быть результативным: трижды он одерживал по 4 победы в день, ещё дважды уничтожал по 3 самолёта и в 7 боях делал дубль. На его счету 9 двухмоторных бомбардировщиков, 5 "рам" - корректировщиков FW-189, 15 "штук" - пикировщиков. Столь весомый расклад трофеев не характерен для лётчиков фронтовой авиации, список побед которых главным образом составляли истребители.

После зимних ожесточенных сражений весной 1943 года на советско-германском фронте наступило относительное  затишье. Обе стороны подтягивали  резервы, готовясь к решающим летним боям.

Германское руководство, проведя тотальную мобилизацию, давшую армии 2 млн. новых солдат, приняло  решение провести большое летнее наступление на одном из участков Восточного фронта, разгромить советские  войска и добиться перелома в ходе войны в свою пользу. Для решающего  наступления был выбран участок  Курской дуги. К операции, получившей кодовое название «Цитадель», велась тщательная подготовка. Пользуясь отсутствием  второго фронта в Европе, в район  Курской дуги были стянуты дивизии, оборонявшие побережье Франции и Голландии. Всего к участию в операции было привлечено 50 дивизий, в том числе 20 танковых.

Советское командование, получив  информацию о подготовке немцев к  наступлению в районе Курской  дуги, решило перейти к преднамеренной обороне. Заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К.Жуков, изучивший обстановку на месте, так обосновал это решение: «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки  и самолеты, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление  окончательно добьем основную группировку  противника.

Ставка сосредоточила  на Курской дуге мощную группировку  войск, превосходящую по численности  и вооружению группировку противника.

В ходе ожесточенных боев советская  авиация добилась больших успехов  и завоевала господство в воздухе.

Лётчик 27-го истребительного  авиаполка (205-я истребительная авиационная  дивизия, 2-я Воздушная Армия, Воронежский  фронт) Старший лейтенант Н. Д. Гулаев особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода.

Взлетев на перехват бомбардировщиков 14 мая 1943 г., Гулаев на бреющем полете разогнал свой "як" до предельной скорости, вышел в хвост вражескому звену и, выполнив из-под него короткую резкую горку, затруднившую прицеливание неприятельских стрелков, сверху сбил лидирующую "штучку". Без промедления он попытался атаковать второго, однако огонь с борта Ю-87 долго не позволял ему выйти на дистанцию эффективного огня. Несколькими очередями Гулаеву удалось повредить "лаптежника", убить стрелка и, наконец, зайти ему в хвост, но боезапас был исчерпан. Серый, в размытых пятнах камуфляжа фюзеляж "юнкерса" совсем рядом, ненавистная свастика жиреет на рубленой трапеции подрагивающего от скорости хвоста... Левая рука резко двигает вперед сектор газа, правая толкает ручку, ноги сдвигают педали, задавая самолету левый крен, и тот консолью разбивает плоскость вражеской машины. Обескрыленный "юнкерс" нелепо взмахивает оставшимся крылом, так что рядом мелькает протектор утопленного в обтекателе колеса и срывается вниз.

Земля и небо все быстрее  вращаются вокруг. Газ, нога, ручка - отработанными движениями Гулаев пытается вывести машину из штопора, но та лишь чуть задирает нос и на мгновение замедляет вращение... Собрав все силы, летчик сумел выброситься из кабины неуправляемого самолета и, ощутив леденящую пустоту бездны, поспешно раскрыл спасительный парашют.

Артиллеристы, на позицию  которых приземлился Гулаев, были свидетелями боя и оказали ему самый радушный прием, который хваткие политработники позднее назвали митингом. Это боевое приключение стало широко известно, и Гулаев вернулся в часть уже известным бойцом, героем, совершившим таран, уничтожившим 3 немецких бомбардировщика. Сознание собственного авторитета не только укрепило его уверенность, но значительно повысило внутреннюю дисциплину и самоконтроль, усилило требовательность к самому себе.

Внимательным образом  он изучал попадавшую ему в руки литературу, если позволяло время, мог  часами обсуждать перипетии проведенных  или представляемых воздушных боев. Он одерживает победы в каждом втором своем перехвате: 22 мая сбивает  Ю-88, 29-го - Ю-87, 8 и 25 июня - 2 Ме-109.

День начала Курской битвы, ставший самым кровопролитным днем второй мировой войны, он ознаменовал  четырьмя личными победами, одержанными  в 6 боевых вылетах на прикрытии аэродромов. На следующий день он сбил ФВ-190, 7 июля - Ю-87, а также Хш-126 и ФВ-189, записанные как групповые победы, 8-го - Ме-109, 12-го - 2 Ю-87.

12 июля он сделал свой "дубль", уже, будучи назначенным  командиром 2-й эскадрильи 27-го гиап. К середине июля, когда сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, на счету ст. лейтенанта Гулаева были 16 личных и 2 групповые победы, он был представлен к званию Героя Советского Союза. В его летной книжке записано, что к тому времени он совершил 147 посадок на Як-1 и 4 посадки на Як-7.

В июле 1943 года четвёрка истребителей, ведомая  Гулаевым, провела весьма успешный бой. Внезапно и смело они атаковали большую группу из 100 самолётов противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на свой аэродром. В этот же день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов. 9 Июля, в районе Белгорода, Николай Гулаев совершил свой второй таран и вновь благополучно приземлился на парашюте. Всего же, на Курской дуге, он уничтожил 17 вражеских самолётов.

К середине Июля, когда сильно поредевший полк был выведен с  фронта для пополнения и перевооружения, в его лётной книжке значилось, что  к тому времени он совершил 147 посадок  на Як-1 и 4 посадки на Як-7.

9 июля в районе Белгорода  совершил второй таран. Приземлился  на парашюте.

9 Августа 1943 года, после  краткого инструктажа, он совершил  свой первый полёт на "Аэрокобре". В первом же боевом вылете на новой машине Николай уничтожил очередного "лаптежника", через два дня мощной очередью по кабине сбил Ju-88, назавтра - 2 Ме-109, 29 Октября - ещё одного "Мессера" и закончил месяц, сбив модифицированный Не-111 с усиленным вооружением и бронированием.

 


 

 

 

 

 

 

 

Заметим, что все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме "свободной охоты": большинство его боевых вылетов записаны как прикрытие наземных войск, реже - аэродромов или переправ, на 28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, Николаю Дмитриевичу Гулаеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени на его счету числилось уже 27 сбитых самолётов противника.

На митинге в полку  Герой дал товарищам слово  удвоить это число. Во фронтовой  газете "Крылья победы" Николай  выступил с серией статей о передовом  опыте. В одной из них он писал:

"Хоть ты одержал  несколько побед, однако не  думай, что уже достиг совершенства, стал первоклассным лётчиком - истребителем. Пока ты сидишь и самоуверенно  подсчитываешь свои победы, противник  обгонит тебя, он найдёт то  новое, что по своей самонадеянности  упустил ты, и в очередном поединке  поймает тебя на хитром маневре".

Не успокаиваться на достигнутом, постоянно и настойчиво совершенствоваться - к этому звал товарищей Николай Гулаев. И сам он служил образцом творчески мыслящего мастера воздушного боя.

В Ноябре 1943 года с аэродрома  Зеленая, что неподалеку от Пятихаток, ему удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат корректировщика FW-189 - "рамы" и в последний день месяца сбить свой 3-й "Хейнкель-111". В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил Ju-88.

В новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил Ю-88. В ходе Корсунь-шевченковской операции и под Уманью сбил Ме-109, "раму" и транспортный Ю-52, записанный ему как сбитый в группе. В марте гвардии капитану Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину... Мать и сестра пережили оккупацию, а вот отца, его тихого всегда занятого хозяйством отца, фашисты повесили.

В начале 1944 года Гулаев становится уже командиром эскадрильи, принимает участие в освобождении Правобережной Украины. 8 Января четвёрка истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска, атаковали большую группу вражеских бомбардировщиков и истребителей (до 50 машин). Используя облачность, наши лётчики внезапно с первой же атаки сбили 4 немецких самолёта. В этом скоротечном бою Николай Гулаев уничтожил 2 вражеские машины.

Информация о работе Герой Великой Отечественной войны Дмитрий Семёнович Гулаев