Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:05, доклад
исторических памятниках имя франков появилось начиная с III в., причём римские писатели называли франками многие германские племена, носившие различные наименования. По-видимому, франки представляли новое, очень обширное племенное объединение, включившее в свой состав ряд германских племён, слившихся или смешавшихся во время переселений. Франки распадались на две большие ветви — приморских, или салических, франков (от латинского слова «salum», что значит море), живших у устья Рейна, и прибрежных, или рипуарских, франков (от латинского слова «ripa», что значит берег), живших южнее по берегам Рейна и Мааса. Франки неоднократно переправлялись через Рейн, совершая набеги на римские владения в Галлии или оседая там на положении союзников Рима.
Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.
Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства.
Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода. Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.
Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII — VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация); долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.
Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов, в результате которых феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в определенных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.
Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.
Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.
Во второй половине VII в. Династия Меровингов сменилась Каролингами. Они завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии..
Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии.
По
примеру короля другие крупные магнаты
тоже стали практиковать раздачу
бенефиций, что содействовало созданию
иерархической структуры
Усиление феодальной зависимости. Важные социально-экономические сдвиги наметились в среде франкского крестьянства. Утверждается частная собственность на землю (аллод) — вначале на приусадебные, а затем и на пахотные участки. С того времени классовое размежевание общины значительно ускорилось. Быстрыми темпами возрастало число обезземеленных крестьян. Потеря крестьянином своей земли сопровождалась наступлением на его личную свободу. Чаще всего обезземеленные закабалялись посредством договора прекария (от лат.— «просьба»). Наиболее ранний вариант этой сделки предполагал передачу крестьянину участка господской земли в пользование на условиях выполнения определенных повинностей: работа на полях господина, выплата ему части урожая и т. д. Несколько позже большое распространение получил другой вид прекария — так называемый «прекарий предоставленный». Обедневший крестьянин отдавал свой небольшой участок (считалось, что он его «дарил») господину, который возвращал его обратно, иногда с дополнительным наделом, но уже в качестве держания с обязанностью выполнять в его пользу оговоренные повинности. Формально прекарный договор не устанавливал личной зависимости, но он создавал для этого благоприятные условия.
В этот период возникла система патроната («покровительства»). В условиях нарастающих притеснений и злоупотреблений крестьяне были вынуждены прибегать к защите сильных и влиятельных лиц. Нередко знать сама навязывала «покровительство» крестьянам, так как была заинтересована в этом. Отдача себя под «покровительство» (комендация) стала широко распространенным явлением. Комендировались не только слабые и безземельные, иногда сильные и многоземельные становились «под руку» еще более сильных. Комендация предусматривала: 1) передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания; 2) установление личной зависимости «слабого» от своего патрона; 3) выполнение в пользу патрона ряда повинностей.
Все
это вело к постепенному закрепощению
франкского крестьянства. Через несколько
поколений многие крестьяне были
уже крепостными (сервами). Причем значительно
раньше в числе сервов оказывалась подавляющая
часть колонов и рабов Юга.
Становление
раннефеодального права Западной Европы. "Варварские
правды".
Наиболее
полное представление о раннефеодальном
праве дают так называемые "варварские
правды", в которых были записаны многообразные
правовые обычаи, устоявшиеся образцы
судебных решений германцев. Одна из самых
древних — Салическая правда, составленная
в правление Хлодвига в конце V — начале
VI в. Рипуарская правда — судебник другого
франкского племени в своей основной части
сложился в VI в., но известен и в редакции
VIII в.
Вестготская правда в первой, полной редакции
появилась в VI—VII вв. В ее основе был свод
законов короля вестготов Эриха (466—489
гг.), расширившего свои владения в Галлии
и получившего независимость от римских
императоров. Вслед за вестготами бургунды
приступили к созданию собственного судебника.
Создавая его, они вместе с практическими
целями преследовали и цели политико-символические
— закрепления своего господства над
территориями, освобожденными от власти
Рима.
То, что готы, так же как и бургунды,
долго жили среди римлян, сказалось
на содержании их судебников, в значительной
мере отразивших влияние порядков позднеримской
империи.
Аламаннская и Баварская правды появились
в VIII в. Саксонская и Тюрингская правды
известны в редакции конца VIII — начала
IX в. Создавались "варварские правды"
королями вместе со "знатнейшими"
(епископами, герцогами, графами) и "собравшимся
народом", как записано в Аламаннской
правде, или "с князьями и всем народом
христианским", как указано в Баварской
правде.
Все судебники, написанные тремя и
более столетиями позже Салической
правды, при всей архаичности их
норм свидетельствуют о новом
этапе развития феодальных отношений.
Если Салическая правда относится к
тому периоду развития франкского общества,
когда процесс распада
Близки по содержанию "варварским
правдам" и англосаксонские записи
норм обычного права, такие как Правда
Этельберта (VI в.), Правда Инэ (около 690 г.),
а также скандинавские провинциальные
судебники XII—XIV вв.
Особое место среди судебников
занимает свод законов (эдикт) остготского
короля Теодориха, написанный в V в., содержание
которого в ряде статей явно опережает
свое время, что было связано с особыми
условиями образования остготского королевства
на Апеннинском полуострове.
Самая примечательная его черта состоит
в том, что вопреки общему персональному
принципу действия "варварских правд"
эдикт распространял свое действие на
всех лиц, проживающих на территории королевства,
т.е. в равной мере как на остготов, так
и на римлян. В центре внимания эдикта
были оформление и защита земельной собственности
частных лиц (ст. 10—12, 27, 75 и др.).
Заимствована у завоеванных римлян и мотивация
составления сборника, продиктованного,
как здесь указано, "требованиями разума".
В ст. 155 содержится ссылка на "старое
право", которое "было воспринято",
т.е. на нормы римского права, об уважении
к которым и необходимости их сохранения
постоянно заботился остготский король.
Столь
широкие временные границы
Вместе с тем однотипность той общественной среды, в которой они складывались, растущее влияние христианской идеологии и церкви, нечеткость границ расселения отдельных племенных групп, слияние элит, перемешиваемых в ходе бесконечных войн, определяли значительное сходство их содержания. Так, например, англосаксонский король Этельберт следовал во многом Салической правде, когда создавал свои законы, по крайней мере 19 из 90 статей Законов Этельберта имеют прямые параллели с Салической и другими правдами.
Для "варварских правд" характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве.
"Варварские
правды" несут на себе печать
старых родоплеменных
"Варварские
правды" не были единственным
источником раннефеодального
К источникам
раннефеодального права можно отнести
также и иммунитетные грамоты, выдаваемые
королями крупным феодалам, формулы-грамоты,
устанавливающие образцы документов,
с помощью которых оформлялись разного
рода сделки: дарение, купля-продажа и
пр.
Основным же источником права оставались
обычаи, являющиеся продуктом народного
(общинного) творчества, которые основывались
на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие,
примирение (и его цена), коллективная
ответственность и пр.
Наряду
с так называемым "народным правом"
очень рано стала вносить свою
лепту в развитие права германцев
и церковь, которая, начиная с
первых веков, накапливала огромное
количество церковных законов (канонов),
постановлений церковных
С помощью церкви и королевского законодательства вульгаризированные нормы римского Права были включены и в "варварские правды", чему способствовало в значительной мере то обстоятельство, что они писались по-латыни. Вводились главным образом нормы римского гражданского права, которые не противоречили новым историческим условиям. При этом исчезали не только способы и методы формирования правовых норм, но и четкая система институтов гражданского и процессуального права, технико-юридическое совершенство и другие достоинства римского права.