Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 02:09, реферат
Феодализм - это классово антагонистическая формация, сменившая рабовладельческий строй в большинстве стран, в т.ч. и у восточных славян, - первобытнообщинный строй. Основными классами феодального общества являлись феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне. Наряду с феодальной собственностью существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и продукты частного хозяйства, основанного на личном труде. Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. Крупнейшим феодалом - землевладельцем была церковь. Классовая борьба наиболее резко проявлялась в крестьянских восстаниях и войнах. В России феодализм господствовал в 9-19вв.
Введение
Образование древнерусского государства.
Общественный и государственный строй древнерусского государства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ГУММАНИТАРНО-
(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)
Реферат
по дисциплине: история отечественного государства и права
на тему: Феодальный тип государства и права.
Выполнил студент 4 курса ИЗО
история
Плаксина Ольга Сергеевна
Введение.
Феодализм - это классово антагонистическая формация, сменившая рабовладельческий строй в большинстве стран, в т.ч. и у восточных славян, - первобытнообщинный строй. Основными классами феодального общества являлись феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне. Наряду с феодальной собственностью существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников на орудия труда и продукты частного хозяйства, основанного на личном труде. Феодальное государство существовало преимущественно в форме монархии. Крупнейшим феодалом - землевладельцем была церковь. Классовая борьба наиболее резко проявлялась в крестьянских восстаниях и войнах. В России феодализм господствовал в 9-19вв. Крестьянская реформа 1891г. отменила крепостное право, но остатки феодализма были уничтожены лишь Октябрьской революцией в 1917г.
Феодальный исторический тип государства и права сложился в Древней Руси и характеризуется дальнейшим распадом Древнерусского государства на самостоятельные феодальные государства и началом формирования крепостной зависимости крестьян.
Восточные
славяне миновали рабовладельческую
общественно-экономическую
Следующий этап - образование Русского централизованного государства, возникновение и развитие общерусского права (вторая половина XV - первая половина XVI вв.). Создание Русского централизованного государства вызывалось всем ходом экономического и социального развития страны. Важное значение имел внешнеполитический фактор - борьба с монголо-татарским игом. Москва становится центром объединения разрозненной Руси в единое Русское государство. Создается первый общерусский сборник законов - Судебник 1497 года, сыгравший большую роль в процессе централизации страны. Начинает формироваться крепостное право.
« Начало российской истории (862--879гг.), - пишет Н.М. Карамзин в книге «История государства Российского» - представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных пли хитрость честолюбивых вводили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи); в России оно утвердилось с общего согласия граждан--так повествует наш летописец: и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира.
Варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастие, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость, и славяне убежденные--так говорит предание,--советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов. Нестор пишет, что славяне новгородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам - руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет -- идите княжить и владеть нами.» Братья - Рюрик, Синеус и Трувор согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область финского народа веси, а Трувор в Изборск, город кривичей. Часть С.-Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.
Через два года, по кончине Синеуса и Трувора, старший брат Рюрик, присоединив их области к своему княжеству, основал российскую монархию. «Таким образом, вместе с верховною княжескою властию утвердилась в России, кажется, и система феодальная, поместная, или удельная, бывшая основанием новых гражданских обществ в Скандинавии и во всей Европе, где господствовали народы германские…»
Возникновение государства — закономерный этап развития общества. Главные причины cформировавшие древнерусское государство способствовали образованию ранней государственности:
• распад родовой общины;
• образование племенных союзов;
• появление соседской общины;
•
появление частной
В
882 г. два крупных политических центра
древних славян, Киевский и Новгородский,
объединяются под властью Киева,
образовав Древнерусское
2.
Общественный и
Государственный
строй характеризует
По форме государственного устройства Киевская Русь представляла собой относительно единое унитарное государство, затем отношения между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчинной. По типу государства большинство ученых относит Киевскую Русь к феодальному типу, с присущими ей особенностями (многоукладность экономики, нестабильный классовый состав общества).
Политический режим имел признаки демократии (народное собрание), с одной стороны, и авторитаризма (власть великого князя с элементами принуждения)
Характеристика
общественного строя
3.Общественный строй Древней Руси.
Социальная организация общества восточных славян в начале IX в. отражает процесс складывания феодальных отношений. В основе их лежит собственность феодала на основное средство производства- землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят им за пользование землей налог. Выделяются два основных класса - крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей. Зависимое население состояло из:
- закупов - разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем;
- рядовичей - зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»);
- изгоев - обедневших выходцев из общин;
-
холопов - зависимых людей, находившихся
на положении рабов и
- всего населения, работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.
Класс феодалов составляла военно-княжеская знать -- представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. В начале IX в. происходит объединение групп восточнославянских племен. В основе его лежали следующие причины:
- экономическое развитие;
- социальные процессы в период военной демократии;
- развитие торговых связей;
- общность языческих верований;
-
необходимость защиты от
-
осуществление завоевательной
Центрами объединения стали города Киев и Новгород. Удобно расположенные на торговом пути «из варягов в греки», они объединили две группы восточнославянских племен - северную и южную. В первую вошли славяне, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую - поляне, северяне, вятичи.
4. Правовая система Древнерусского государства. Источники права. «Русская правда»
В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В привилегированном правовом положении находились более мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья; и пр.
Боярство
выделилось из боевых соратников князя,
его старших дружинников. В XI-XII в.
происходит оформление боярства как
особого сословия и закрепление
его правового статуса. Вассалитет
формируется как система
В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вторых, участвовать в управлении и судопроизводстве.
Постепенно формируется боярская вотчина - крупное иммунитетное наследственное землевладение.
Основным источником древнерусского права были обычаи, которые существовали как в устной, так и в письменной форме и стали затем обычным правом. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским, который содержит нормы русского и византийского права. Источником права являются и договоры: межгосударственные, между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с X в. Особое значение имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда (РП), сохранившая свое значение и в следующие периоды истории. До нас дошло более ста списков РП. Наиболее распространено деление РП на три редакции: Краткую (КП), Пространную (ПП) и Сокращенную (СП). Самой древней является КП, которая представляет собой первоначальный подлинный текст РП. КП называют Правдой Ярослава. Основу КП составляют племенные обычаи, приспособленные к условиям феодальных отношений. ПП представляет собой измененную и дополненную КП. Она получила название Правды Ярославичей. КП и ПП вместе называются суд Ярослава Владимировича. Последняя редакция ПП приходится на княжение Владимира Мономаха(1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого(1125-1132 гг.). В ПП выделяется Устав Владимира Мономаха. СП является переработанной редакцией ПП и появилась в середине XV в.