Феодальный город, его возникновение и экономическая роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:09, контрольная работа

Краткое описание

У истоков феодализма стояли две социальные системы античная, рабовладельческая, и варварская, родоплеменная. Разрыв между ними был огромным. Первая была достаточно высоко развита, вторая еще не знала классового строя. С одной стороны, в античном обществе в IV-V вв. начали складываться протофеодальные элементы, с другой – многие народы приходили к феодализму путем самостоятельною внутреннею развития. Поэтому развитие феодальных отношений и возникновение городов с феодальным обществом в государствах происходило в разные периоды.

Оглавление

I. Феодальный город, его возникновение и экономическая роль. 3
1. Западноевропейский город - как классическая модель феодализма. 3
1.1. Причины возникновения городов и их борьба за независимость. 4
1.2. Цеховая организация и её роль. 5
1.3.Роль городов в развитии товарно-денежных отношений и зарождение капиталистического производства. 7
2.Особенности восточных феодальных городов. 8
3.Феодальные города на Руси. 9

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Конт.работа по истории экономики - копия.docx

— 64.16 Кб (Скачать)
    1. Иностранные инвестиции и их роль для России.

             В настоящее время вопрос об  иностранных инвестициях очень  актуален для экономики страны. Восстановление экономического  роста в России требует привлечения  большого объема  иностранного  капитала, который способствует  ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкурентоспособности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики.

             Страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы, число которых увеличивается. Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности. Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем. Однако привлечение иностранного капитала - дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику, - различие российской и западной систем бухучета. Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России, но их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.

              Высокие мировые цены на нефть снижают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний. Следует отметить, что почти 80% всех ежегодно поступающих в РФ инвестиций приходится на 10 государств, ставших за пореформенные годы основными вкладчиками капитала в нашу страну. Абсолютным лидером по притоку капитала в РФ является Кипр (21% всего притока). Второе и третье место практически поделили Нидерланды  и Люксембург(20 и 18,0%). Далее Великобритания, Германия, США, Ирландия, Франция, Виргинские острова, Швейцария. Значительная часть иностранных финансовых ресурсов из-за рубежа представляет собой ранее вывезенные из страны капиталы, контролируемые российским бизнесом.

 По-прежнему главными препятствиями на пути иностранных инвестиций в Россию служат высокий уровень коррупции и административные барьеры. Инвестиционная политика государства нестабильна - статус инвестора имеет неопределенный характер. Государству так и не удалось предложить четкие правила игры в сфере привлечения иностранных инвестиций в стратегические объекты на территории Российской Федерации. Основной проблемой остается низкий уровень политической стабильности, качества законодательства и открытости рынков капитала.

В настоящее  время решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.

    1. Теневая  экономика и её последствия.

            В России параллельно официальной экономике сложилась теневая, сопоставимая с ней по масштабам. В ней действуют свои правила ценообразования и расчетов, способы обеспечения выполнения контрактов и т.д. Масштабы и характер деятельности в сфере внелегальной экономики варьируются в очень широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до элементарных подарков и вознаграждений. Если попытаться типологизировать  внелегальную экономическую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к"белой" (официальной) экономике, то вокруг нее формируются три сектора внелегальной экономики

               Наиболее тесно с «белой» экономикой связана внелегальная (скрываемая) деятельность самого легального бизнеса. В основном этой деятельностью занимаются люди из руководящего персонала ("белые воротнички"), поэтому эту разновидность внелегальной экономики также называют "беловоротничковой". Она не производит никаких товаров или услуг, здесь происходит только негласное перераспределение общественного дохода. Хотя "беловоротничковая" внелегальная экономика наиболее эффективно разрастается в условиях разваливающейся экономики, государственный сектор рыночного хозяйства тоже не свободен от нее. Например, коррупция является бичом практически всех стран мира. Кроме того, в коммерческом секторе хозяйства также существует внелегальная экономическая деятельность - в нем наиболее распространены уклонение от налогов, нечестная конкуренция, коммерческие взятки, нарушение прав потребителей,«двойная бухгалтерия».

              Серая внелегальная экономика (неформальный сектор экономики) – это разрешенная законом (легальная или полулегальная) экономическая деятельность (преимущественно, малый бизнес), которая не учитывается официальной статистикой. В этом секторе внелегальной экономики производятся в основном обычные товары и услуги (как и в "белой"экономике), но производители уклоняются от официального учета, не желая нести расходов, связанных с получением лицензии, уплатой налогов и т.д.

              Если серая экономическая деятельность в основном одобряется гражданами, то черная всегда служит мишенью для всеобщего осуждения. Черной внелегальной экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но и производство остродефицитных товаров и услуг(.организация наркобизнеса, проституции, азартных игр, рэкета и т.д.). К ней также относится организованная преступность.

             Сложившаяся в современной России социально-экономическая и социально-политическая обстановка является нестабильной и напряженной. Коррумпированность чиновничества, теневая экономика, теневое право стали представлять значимую опасность для нормальной жизнедеятельности общества. Увеличение масштабов теневых явлений вызвало резкое расслоение общества на богатых и бедных, подтолкнуло рост преступности, подорвало авторитет федеральных и региональных органов власти. Проблема борьбы с коррупцией становится сегодня одной из важнейших и первоочередных задач укрепления российской государственности и стабилизации положения в стране. В то же время существующая в настоящее время правовая база не дает необходимых законодательных инструментов в локализации теневых отношений.

             Для повышения эффективности  использования демократических  методов в борьбе с внелегальной  экономикой необходимо осуществить  целый комплекс социальных, экономических  и политических преобразований  в стране. В связи с этим  предлагается активизировать социальные  и политические процессы, направленные  на дальнейшую демократизацию  общественных отношений и консолидацию  общества. Главным в борьбе внелегальной  экономикой, является не ужесточение  суровости мер пресечения правонарушений, а неукоснительное соблюдение  принципа неотвратимости наказания.

    1. Новые тенденции в развитии частного бизнеса: государственно-частное партнерство.

              В России, как и в других развивающихся и трансформирующихся странах, государство сыграло важнейшую роль в рождении крупного частного бизнеса. Именно оно в 1991-1992 годы преобразовало громоздкие, управляемые из центра министерства и ведомства СССР в автономные,  действующие по законам рыночной экономики субъекты, но которые по-прежнему оставались подконтрольными  государству (со временем они могли обрести независимость). Тогда появились крупнейшие государственные компании. В них были включены предприятия нефтегазового сектора, научно-производственные объединения, предприятия машиностроения, естественные монополии, весьма и весьма важные для функционирования всей экономики страны. Появились государственные компании и на уровне отдельных регионов, которые, по сути, тоже играли роль естественных монополий. Государственные концерны создавались на основе постановлений правительства и указов президента РФ: в этих документах обозначались состав и структура компании, особенности управления ею. Наиболее характерный пример - компании нефтяного сектора, особенно три крупнейшие из них: Лукойл, Сургутнефтегаз и ЮКОС. Не подчиняясь напрямую создавшим их ведомствам, они располагали значительной свободой в выборе стратегии и тактики поведения на рынке

              В последние годы характер ведения бизнеса в нашей стране сильно изменился. Большая часть этих изменений носит положительные черты. Трансформируется формат крупнейших бизнес-групп. Стремление заимствовать капитал на западных рынках дисциплинировало многие из них , сделало более прозрачными, более специализированными, научило контролировать свое поведение, аккуратно обращаться с кредиторами и миноритарными акционерами. Логика естественного развития рынка такова, что когда-то должен наступить предел расширения бизнеса в рамках одной организации, поскольку издержки дальнейшего расширения оказываются выше издержек инвестирования в развитие. Эта тенденция наблюдается в течение последних двух-трех лет, когда многие группы сменили стратегию расширения концентрацией усилий на развитии ключевых направлений, приносящих наибольший доход. Примерами могут служить российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР, планомерно избавляющаяся от ненужных нефтяных месторождений, или Северсталь-групп, которая постепенно выделила из своего состава подразделения, занимающиеся производством автомобилей и перевозками. По этому же пути пошел Лукойл, избавившийся от части своих буровых мощностей, а сегодня мы наблюдаем тот же процесс в Норильском Никеле: он отделяет от себя золотодобывающий бизнес.

             Другой качественный признак, характеризующий особенности современной структуры собственности, - снижение максимального пакета акций в руках мажоритарного владельца, дающего ему гарантии сохранения контроля над активами. Иначе говоря, снизился риск несанкционированного отъема собственности. Если раньше для такой гарантии был необходим 100-процентный контроль (даже 85% акций не всегда давали гарантии от конфликта с миноритарным захватчиком), то в последнее время этот показатель снижался, и у крупных игроков, таких, как Альфа-групп, появилась возможность ограничиваться блокирующим пакетом (51%). Такое положение вещей свидетельствует и о другом положитель ном изменении: растет значимость фондового рынка в финансировании деятельности компаний.

             Еще одна важная тенденция - улучшение отношений между властью и крупным бизнесом, появление первых признаков сотрудничества между ними. И та и другая сторона все более убеждаются, что без такого сотрудничества наш бизнес в условиях глобализации останется неконкурентоспособным. Неслучайно все большее внимание специалистов привлекает такая форма сотрудничества, как государственно-частное партнерство - ГЧП, то есть способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которая формально остается в руках государства. Выгода здесь обоюдная - и для бизнеса, и для государства, а следовательно, и для граждан. Различные виды ГЧП получили огромное распространение в развитых странах Запада, прежде всего в инфраструктурных отраслях экономики - в коммунальном хозяйстве, транспорте и связи. Теперь их стремятся внедрять и у нас. Можно надеяться, что именно на этой основе государство начнет наконец активно вкладывать деньги в инфраструктуру: в строительство дорог, каналов, мостов, портов, в трубопроводный транспорт...

             Особой формой ГЧП в сфере нефтяного бизнеса стали соглашения о разделе продукции, названные СРП и широко используемые в мировой практике. Иначе говоря - это соглашение между государством и частной компанией, по которому последняя расплачивается с государством частью добытой продукции (после возмещения всех затрат). Подобная форма партнерства особенно важна для России при переходе к освоению новых районов нефтедобычи, особенно на арктическом шельфе. К сожалению, нынешние процедуры достижения подобных соглашений предельно забюрократизированы.

             Подводя итог, можно сказать, что  за время реформ российский  крупный бизнес, образовав вполне  современный корпоративный сектор  экономики, пережил много преобразований, пройдя через дезинтеграцию, интеграцию, кризис. То, что он не только  успешно прошел через эти стадии, но и сумел выйти на внешний  рынок, а в ряде отраслей  научился на равных конкурировать  с ведущими западными компаниями, свидетельствует о значении крупного  частного капитала в развитии  российской экономики. И неслучайно  в самые высокие правительственные  делегации, отправляющиеся на  важные торгово-экономические переговоры  со странами Запада, Востока или  Африки, включают руководителей  крупных корпораций.

5.Вступление России в ВТО.

             1 октября президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама констатировали успешное окончание российско-американских переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Теперь вступление — вопрос нескольких месяцев. Плюсы принятия в ВТО почувствуют не все россияне и не сразу. Зато минусы коснутся почти всех и довольно скоро. Вступление в ВТО немедленно коснется всего населения России. Хотя бы потому, что это должно отразиться на стоимости коммунальных услуг. Одно из требований ВТО как раз и состоит в том, чтобы внутренние тарифы на газ и электроэнергию не сильно (не более чем на 7-10%) отличались от внешних. Если строго следовать требованиям ВТО, действующие тарифы на газ для населения нужно повысить на 211%, а на электроэнергию — на 96%Если строго следовать требованиям ВТО, тарифы для граждан РФ должны составлять не менее 90% экспортных цен. Если при нынешнем уровне зарплат ввести такие цены единовременно, население просто взбунтуется. Есть, правда, слабая надежда, что Россия сумела выторговать эксклюзивные условия. Такое в истории ВТО бывало: некоторые страны (в частности, Великобритания) приводили свои субсидии сельскому хозяйству в соответствие с требованиями организации не семь, а целых двадцать лет. Если и для России сроки увеличили, то рост тарифов для населения будет более умеренным — близким к нынешнему.

Информация о работе Феодальный город, его возникновение и экономическая роль