Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:57, реферат
XII век – это период расцвета просветительской деятельности Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Наши знаменитые соотечественники внесли огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов. Они проявили беспокойство о будущем и своим творческим трудом несли духовное успокоение в жизнь.
Данная тема остаётся актуальной и сегодня. Если человек считает себя настоящим белорусом, он просто обязан знать историю своей страны, знать своих героев. Поэтому было решено рассмотреть данный вопрос, изучение которого занимались историки в прошлом и продолжают заниматься и в наше время.
Введение 3
1.Просветительская деятельность Е.Полоцкой 5
2.Просветительская деятельность К.Туровского 13
Заключение 18
Список использованных источников 19
В 2000 г. в г. Полоцке открыт памятник
святой Ефросинье. Два памятника святой
Ефросинье установлены и в столице Беларуси
г. Минске, один - на
проспекте Независимости,
а другой - во
дворе Белорусского государственного
университета[3].
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КИРИЛЛА ТУРОВСКОГО
Крупнейший
древнерусский мыслитель и
Там он не только созерцает мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения. Кириллу приписывается большое количество слов и поучений. По авторитетному мнению издателя его сочинений И.П. Ерёмина, несомненно, подлинными его произведениями в настоящий момент могут быть признаны следующие: «Притча о душе и теле (слепце и хромце)», «Повесть о беспечном царе и его мудром советнике», «Сказание о черноризчестемь чину» и восемь речей или слов на различные темы[5,с. 110].
В монастырский период для Кирилла вообще не существовало проблемы познания, постижения божественной истины: она дана изначально в откровении, изложена в Священном писании.
Слава
о святом Кирилле распространилась
по всей стране. По умалению князя Георгия
Ярославича Кирилл становится пятым
епископом в Турове. Это происходит
в 1161 году[6, с. 221]. Так начинается второй
этап его жизни. Здесь же протекала и его
исключительно плодотворная деятельность.
Пастырская деятельность способствовала
смягчению прежнего аскетизма, выработке
иных мировоззренческих ориентаций. Новым
в его убеждениях становится поиск моральных
критериев жизнедеятельности человека.
Но Кирилл продолжал не выходить за рамки
Священного писания. Он так и не смог до
конца довериться разуму и поэтому искал
опоры для собственных мыслей в евангельских
заповедях.
Деятельность Кирилла Туровского была многогранной: он занимался обустройством епархии, проповедовал, писал церковные трактаты, дидактические притчи. Его искусство оратора стало общепризнанным: послушать проповеди Туровского стекалось множество людей, а его изречения и молитвы знали за пределами Туровской земли. За ораторское мастерство современники прозвали его Златоустом.
Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского – человек. Согласно его представлениям, человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей «телесности и самовластности» обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения. Художественная проза Туровского по стилю, форме и содержанию была безупречной, его произведения распространялись в списках и были хорошо известны на Руси .
Кирилл
Туровский не оставил целостной педагогической
системы. До нас дошли его работы, в которых
содержатся ценные советы по воспитанию.
Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Кирилл считал, что всё нужное для себя человек может получить из «святых книг». Библия – источник истинного знания. Призывая свою паству учиться, тянуться к книге и почитать ее, просветитель мечтал о том времени, когда знания будут доступны не только богатым людям, но и простолюдинам.
Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества — любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога.
«Во епископстве святой Кирилл совершил еще большие подвиги во славу Церкви Божией, особенно в годину постигшего ее смятения. В 1169 году некий Феодор, который за свои преступления впоследствии укоризненно прозван Феодорцем, возмечтал занять епископскую Владимиро-Суздальскую кафедру, приложив все старания к тому, чтобы она стала особой митрополией, независимой от Киевской митрополии, которой были подчинены все епископские кафедры на Руси. В Константинополе Феодор достиг только того, что патриарх Лука Хризоверг посвятил его во епископы, в учреждении же новой митрополии Феодору было занято. Заняв кафедру, Феодор самовольно не признал власти Киевского митрополита. Сей нечестивый Феодор не захотел послушаться великого князя владимирского Андрея Георгиевича Боголюбского, приказывавшего ему идти ставиться к митрополиту в Киев. Князь был к Феодору расположен, хотел ему добра, а он не только не пожелал доставления от русского митрополита, но и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни служения. За это Феодор был изгнан. Много людей пострадало от него, одни лишились имущества, другие обращены были в рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Феодор подвергал их даже пыткам. Неустанно следя за благоденствием всей Русской Церкви, святой Кирилл обличил ересь Феодора на основании Божественных писаний и проклял его. Великий князь Андрей изгнал Феодора и послал его в Киев, к митрополиту Константину, который лишил непокорного епископского сана, после чего Феодор был казнен»[7].
В поучении святого Кирилла «о расслабленном» сохранилось непрямое осуждение лжеепископа Феодора, именно в словах: «горе согрешающему по принятии священного сана! Горе не боящимся Бога в монастыре, иерействе и самом епископстве»[7].Князю Андрею Борисоглебскому святой Кирилл написал много посланий, в которых, вероятно, поучал князя и наставлял по поводу нестроений церковных в области Ростовской. Послания эти в настоящее время неизвестны.
Во время своего пребывания в Туровском Никольском монастыре святой Кирилл составлял и молитвы. Ему, несомненно, принадлежат молитвы на всю седмицу, в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв — после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Все эти молитвы следуют установившемуся образцу обычных церковных молитв: начиная обращением или воззванием к Богу Отцу, к Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, святой Кирилл излагает прошения молящегося и оканчивает кратким славословием, при этом, в заключении каждой вечерней молитвы проводится мысль о смерти, о Страшном суде и о будущей жизни. Каждая из этих молитв святого Кирилла приспособлена к священным лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах. Во всех молитвах разумеется человек, «являющийся пред лице Божие во всей наготе своей греховной»[7].
Кирилл
Туровский снискал себе славу как блестящий
стилист и оратор, по праву считается крупнейшим
мыслителем и оратором Киевской Руси.
Ни по объёму оставленного литературного
наследия, ни по популярности и авторитету
ему не было равных среди современников.
На протяжении многих столетий произведения
Кирилла Туровского пользовались большой
популярностью на восточнославянских
землях. Они являются гордостью и достоянием
не только белорусской и восточнославянской,
но и всей славянской культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расположенная
в центре Европы, Беларусь оказалась
на границе соприкосновения двух
цивилизаций, между двумя направлениями
развития европейской культуры –
западным и восточным. Самобытность
белорусского народа состоит в том,
что он отвергает крайности полярных
цивилизационных типов и
Огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов внесли наши знаменитые соотечественники – Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский.
Евфросиния Полоцкая вошла в историю как выдающаяся просветительница. Первая женщина, причисленная русской православной церковью к лику святых. Построила на свои средства две церкви в Полоцке, основала женский и мужской монастыри. В конце своей жизни осуществила паломничество в Иерусалим. Своей просветительской деятельностью Евфросиния способствовала воспитанию у населения патриотических чувств, развитию государственности в жизни славянских племён.
Кирилл
Туровский – церковный деятель, писатель,
проповедник. Он был причислен церковью
к лику святых. Снискал себе славу как
блестящий стилист и оратор, по праву считается
крупнейшим мыслителем и оратором Киевской
Руси. Ни по объёму оставленного литературного
наследия, ни по популярности и авторитету
ему не было равных среди современников.
На протяжении многих столетий произведения
Туровского пользовались большой популярностью
на восточнославянских землях. Они являются
гордостью и достоянием не только белорусской
и восточнославянской, но и всей славянской
культуры.
Список используемой литературы
1. Евфросиния Полоцкая / В.А. Орлов. – Минск: Мастацкая літаратура, 1992, 220 с.
2. Тайны полоцкой истории / В.А. Орлов. – Минск: Беларусь, 1995.- 478с.
3. Энциклопедический
фонд России [Электронный ресурс]. - Фонд
"Руссика"- Режим доступа: http://www.russika.ru/ef.php?
4. Летопись [Электронный
ресурс]. - Letopis ltd, 2001. – Режим доступа:
http://legends.by.ru/legends/
5. Восточнославянские мыслители: Эпоха средневековья / Замалеев А.Ф. – Спб: Изд-во С-Пет. ун-та, 1998.
6. Я – гражданин Республики Беларусь / Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. Г.Я. Ковалёва. – 2-е изд. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 309с.
7. Русские святые
[Электронный ресурс]. – Фонд "Благо",
2005. – Режим доступа: http://www.saints.ru/k/11_
Информация о работе Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели культуры XII в