Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели культуры XII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:57, реферат

Краткое описание

XII век – это период расцвета просветительской деятельности Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Наши знаменитые соотечественники внесли огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов. Они проявили беспокойство о будущем и своим творческим трудом несли духовное успокоение в жизнь.
Данная тема остаётся актуальной и сегодня. Если человек считает себя настоящим белорусом, он просто обязан знать историю своей страны, знать своих героев. Поэтому было решено рассмотреть данный вопрос, изучение которого занимались историки в прошлом и продолжают заниматься и в наше время.

Оглавление

Введение 3
1.Просветительская деятельность Е.Полоцкой 5
2.Просветительская деятельность К.Туровского 13
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

история беларуси реферат.docx

— 45.96 Кб (Скачать)

Министерство  образования республики беларусь

уо «белорусский государственный экономический университет» 
 
 

Кафедра экономической истории 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся                                                                                     деятели культуры XII в.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка

ФФБД, 1-й курс, ДФФ-3      Е.В. Лысюк   

Проверил

Ассистент         Г.В.Алексашина  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                           3

1.Просветительская  деятельность Е.Полоцкой                                              5

2.Просветительская деятельность К.Туровского                                          13

Заключение                                                                                                     18

Список использованных источников                                                             19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

XII век – это период расцвета просветительской деятельности Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского. Наши знаменитые соотечественники внесли огромный вклад в формирование системы ценностей белорусов. Они проявили беспокойство о будущем и своим творческим трудом несли духовное успокоение в жизнь.

Данная  тема остаётся актуальной и сегодня. Если человек считает себя настоящим  белорусом, он просто обязан знать историю  своей страны, знать своих героев. Поэтому было решено рассмотреть  данный вопрос, изучение которого занимались историки в прошлом и продолжают заниматься и в наше время.

Задачей, поставленной для написания реферата, является изучение жизненного пути и  подвигов Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.

При работе над рефератом использовались различные  источники, которые рассказывают нам  об общественно-культурной жизни этих великих людей.

Книга «Евфросиния Полоцкая» Орлова, кроме  популярного очерка жизни и духовных подвигов Святой, содержит её «Житие», а также рассказ о загадочном исчезновении и поисках национальной реликвии – напрестольного креста, созданного по заказу подвижницы в 1161 году.

Книга «Восточнославянские мыслители: эпоха  Средневековья» Замалеева была создана, по словам автора, для философов, историков и для всех тех, кто интересуется традициями отечественной духовности и даёт нам полное представление о литературном и духовном наследии Кирилла Туровского.

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Евфросиния  Полоцкая. Без этого имени невозможно представить не только панораму духовной жизни восточнославянских земель в  XII веке, но и всю многовековую историю Беларуси. Княжна, игуменья, первая женщина Беларуси, причисленная к лику святых, выдающаяся просветительница.

Предславе (светское имя просветительницы) светило блестящее светское будущее, но маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия — а по тем временам это было 12 лет — Предслава твёрдо решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. В монастыре настоятельницей была её тётка, она и приняла юную монахиню. 

Через некоторое время с благословения  полоцкого епископа Ильи  монахиня, теперь уже Евфросиния, поселилась в келье Полоцкого Софийского собора и «нача книгы писаты своими руками» [1, с.113].

Переписка книг была нелёгкой физической работой. Этим делом занимались почти исключительно  мужчины. Одно то, что за такой тяжёлый  труд взялась молодая женщина, было подвигом. Часть переписанных Евфросинией книг шла на продажу, а полученные деньги по её просьбе раздавали бедным.

“Житие” не даёт точных сведений о тех книгах, которые переписывала княжна. Но можно  с уверенностью говорить, что это  было Святое Писание и сочинения  отцов церкви, патерики и жития. Кроме  них, перо просветительницы могло выводить строки византийских исторических хроник и Полоцкой летописи, популярных тогда сборников афоризмов        [1, с.114]. Евфросиния уже в юности писала и собственные произведения – молитвы, проповеди, а также переводила с греческого и с латинского языков. Таким образом, некоторые произведения византийских авторов могли распространяться на восточнославянских землях в переводах полочанки.

Педагогическая  деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного  образования. Ученики её школ обучались чтению, письму, "цифири" и церковному песнопению. Для тех времен, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это был поступок, достойный святой.  Преподобная Евфросиния ввела в учебные программы изучение латыни и греческого языка, природоведения и медицины, риторики. Большое внимание уделялось истории. Ученики получали от игуменьи прекрасные уроки красноречия. С наиболее способными проводились занятия и по поэтике. Школы Евфросинии Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения, и по составу учащихся. Последние в большинстве своем были детьми простых людей.

Однажды в сонном видении Евфросинии явился Ангел Господень, который взял её за руку и отвёл за две версты от Полоцка в Сельцо, где была деревянная церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. На этом месте Ангел сказал монахине: «Здесь надлежит быть тебе!» [1, с.114] Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии.

Через некоторое время, в 1125 году епископ  Илия с подобающим торжеством передал  святой Евфросинии Спасо-Преображенскую церковь в Сельце для основания при ней женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги - "все свое имение". Год за годом Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Евфросиния учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь получает широкую известность в полоцких землях. В обители Евфросиния начала строительство каменной Спасо-Преображенской церкви на месте бывшей деревянной. Строительство Спасо-Преображенской церкви  было закончено в 1161 году, она сохранилась до нашего времени (сейчас в некоторых источниках эту церковь не совсем правильно называют Спасо-Евфросиниевской).   После постройки Спасского храма Евфросиния позаботилась о его оснащении богослужебными книгами и всем необходимым. Она пригласила художников, которые блестяще расписали стены храма библейскими сюжетами, изображениями святых. На хорах в особой кельи, предназначенной для самой преподобной, также была выполнена богатейшая роспись.

Неподалеку  от Спасо-Преображенской обители игуменья Евфросиния возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь (ни церковь, ни монастырь не сохранились). Это тоже был подвиг: тогда, в начале XII века, монастыри в Полоцком княжестве, как и в других восточнославянских землях, были наперечёт.

Для этой обители и церкви преподобная  Ефросинья приобрела с дозволения Константинопольского патриарха Луки чудотворную Одигитрию Эфесскую (икону Божьей Матери), одну из трех написанных, согласно преданию, самим  евангелистом Лукой (впрочем, различные  предания и традиции приписывают  кисти евангелиста различные  иконы Богородицы). "Видел же царь [константинопольский] любовь ее и послал в Эфес семь сот оружников своих, и принесли они икону святой Богородицы во Царьград. Патриарх же Лука собрал епископов и весь собор во Святую Софию и, благословив, дал икону слуге преподобной Ефросинии; тот же с радостию взял и принес госпоже своей Ефросинии"[3].

Монастыри, основанные Евфросинией Полоцкой, стали  центрами образования в Полоцком княжестве. При них работали школы, библиотеки, скриптории, вероятно, иконописные  и ювелирные мастерские, богадельня и др. Было положено начало знаменитой библиотеке Полоцкого Софийского собора. Со временем и при активном участии Евфросинии эта библиотека  превратилась в крупнейший культурно-просветительский центр.

Одним из ювелиров, мастером Лазарем Богшей, по заказу просветительницы,  был сделан знаменитый Крест  - со святыми частицами Господними и частицами мощей божьих угодников. Свой шедевр Богша создал в 1161 году[2,с.91].

     Крест шестиконечный. Его форма символизирует  мир, созданный Богом, как известно, за шесть дней. Основа креста – кипарисовое  дерево, из которого изготовляли особенно важные культовые предметы. Реликвия имеет высоту около 52 сантиметров; длина  верхней поперечины – 14, нижней - 21,  толщина – 2,5 [2, с.92]. Сверху и снизу дерево покрывала двадцать одна золотая пластинка с драгоценными камнями, орнаментами и двадцатью эмальными миниатюрами, ничем не уступающими всемирно известным византийским эмалям. Изображения Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, четырех евангелистов, апостолов Петра и Павла, святой Евфросинии и других святых угодников выполнены на пластинах перегородчатой эмали - это исключительно сложная ювелирная техника средневековья.

     Особую  ценность придают реликвии частицы  святых мощей, размещенных в Кресте. На лицевой стороне - Кровь Христа в верхнем перекрестье, "Древо  Животворящее" в нижнем перекрестье. На обратной стороне - камень от Гроба  Пресвятой Богородицы в верхнем  перекрестье, частица Гроба Господня в нижнем перекрестье. В Крест  вложена также кровь святого  Дмитрия, частицы мощей святого  великомученика и целителя Пантелеймона и иных угодников Божиих. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую  направила в Византию преподобная  Евфросиния[4].

     Крест Евфросинии – еще и ценный памятник нашей письменности. Краткая мелкая надпись возле мощей святого  Пантелеймона сообщает имя мастера: «Господи, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченному Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии цьркви святаго Спаса и Офросиньи» [2, с.93].

Незадолго до смерти преподобная Ефросинья  отправилась в паломничество  к Святым Местам. Паломничество было пешим. Евфросинию сопровождали троюродные сестра Евпраксия и брат Давид. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель. Во время путешествия Евфросиния встречалась с Византийским императором Мануилом Камниным, который в то время шёл воевать венгров. Император принял Евфросинию и с почестями отправил её в Царьград. Там паломники посетили собор святой Софии и поехали дальше. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы она провела несколько дней в молитвах. Вскоре Евфросиния заболела и 23 (25?) мая 1173 года её не стало [3]. 

Святая  Евфросиния была похоронена в Иерусалиме. Приблизительно в 1187г. возникла угроза захвата города мусульманами, и останки святой было перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 г. мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа, во время остановок парохода  совершались торжественные богослужения. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках. 

Во время  немецкой оккупации верующие перенесли  раку преподобной Евфросинии из музея в Свято-Покровскую церковь, а 23 октября 1943 года нетленные мощи вновь возвратились в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, где почивают и поныне.

Деятельность  Евфросинии Полоцкой - яркий след кардинальных духовных сдвигов, что происходили в культурно-общественной жизни Полоцкого княжества в течение XII в., когда закладывался и укреплялся фундамент нового мировоззрения, создавались предпосылки развития индивидуума как неповторимой личности, утверждения высоких духовности и моральности человека. Духовное влияние белорусской просветительницы Евфросинии Полоцкой вышло далеко за пределы стародавней эпохи. Её имя, дела и образ подвижницы приобрели наивысшие черты национального символа самоотверженного служения благородным идеалам, верности своей родине. 
В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в г. Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада).  
Белорусский народ чтит память Ефросиньи Полоцкой. В день её памяти - 5 июня - в Полоцк ежегодно приезжают люди поклониться мощам святой Ефросиньи. В этот день проводится служба, выносится Крест Ефросиньи Полоцкой (копия, восстановленная в 1997 году ювелиром Николаем Петровичем Кузьмичом и освященная в Свято-Симеоновском соборе            г. Бреста).

Информация о работе Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели культуры XII в