Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:38, контрольная работа
Эту женщину называют Великой, а была она невысокого роста, боялась темноты, летучих мышей и собственноручно стирала манжеты своих роскошных платьев, ибо никакая искусная прачка не сделала бы этого лучше. Екатерина II показала всему миру, на что способна женщина и на что не способна, если вдруг оказывается на самой вершине государственной пирамиды.
1. Вступление ………………………………………………………………...2
2. Создание вольного экономического общества и созыв Уложенной комиссии …………………………………………………………………..4
3. Губернская реформа в России и расширение прав губернской власти..8
4. «Устав благочиния, или полицейский». Жалованная грамота о вольности дворянской и российским городам ………………………...10
5. Развитие народного образования ……………………………………….13
6. Список используемой литературы ……………………………………..15
Реформистская деятельность императрицы Екатерины Великой продолжалась на протяжении всего ее царствования. Она стремилась всемирно «улучшить» Российскую империю. Правительство, Сенат по наставлениям государыни и ее ближайшего окружения проводили последовательный курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию государственного управления, принимали меры в интересах различных сословий. Одновременно издавались высочайшие манифесты, способствовавшие предпринимательству и торговле. Последнее отвечало интересам дворян и купцов, ремесленников и свободных крестьян.
Одним
из таких указов 1775 года разрешал беспрепятственное
открытие промышленных предприятий.
Указ 1779 года вдвое повышал оплату подневольного
труда приписных крестьян на заводах,
а их владельцев - что было гораздо существеннее
- освободил от обязательных поставок
железа и артиллерийских снарядов. Правительство
при проведении социальной политики лавировало,
давая льготы не только дворянству, богатому
купечеству, промышленникам, но и ремесленному,
крестьянскому сословиям.
Губернская реформа в России и
расширение
прав губернской власти
В 1775 году Екатерина II утвердила «Учреждения для управления губерний Российской империи», в соответствии с которыми проводилась обширная реформа на основной территории государства. Документ, впервые подробно регламентировавший всю систему местного самоуправления, состоял из 412 статей, сведенных в 28 глав. Ведущее место занимала первая глава - «Примерный штат губерний». В основе административного деления лежал принцип удобства управления. На территории губерний (к концу века их стало 50 вместо существовавших ранее 23) проживало 300-400 душ мужского пола, исключительная власть исполнялась городничим, которому помогала воеводская канцелярия. Городами управляли губернские магистраты, городовые магистраты.
При образовании губерний имелся ряд существенных недостатков. Не учитывались особенности экономики региона, его естественное тяготение к издавна сложившимся административным и торгово-промышленным центрам, игнорировался национальный состав населения. Екатерининские преобразования резали исторически сложившееся деление страны «по живому».
Областная реформа затянулась на целое десятилетие - до 1785 года. Только из одной Московской губернии было образовано несколько: Московская, Тульская, Ярославская, Владимирская, Калужская и другие. Бывшие провинциальные центры становились губернскими.
Во главе губернии стоял губернатор. Всеми делами в губернии руководило губернское управление. Казенная палата ведала доходами и расходами, промышленностью. Приказ общественного призрения, имевший целью воплотить в жизнь идею просвещенного абсолютизма, ведал школами, больницами, богадельнями, сиротскими приютами и домами для умалишенных.
«Учреждения о губерниях» вводили на губернском уровне сразу несколько судебных учреждений: палату уголовного суда, палату гражданского суда, Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат для рассмотрения дел купцов и мещан, Верхнюю расправу - для свободных, государственных крестьян. Судебные учреждения отделялись от местной администрации.
Новым явлением в государственной судебной системе стали Совестные суды, созданные по английскому образцу с целью примирения сторон. Любопытно, что Совестные суды помимо законов руководствовались началами нравственности. Императрица Екатерина II очень гордилась этим начинанием и считала, что оно станет «могилой ябедам». Надеждам государыни не суждено было сбыться.
Губернская реформа 1775 года, провозгласившая отделение суда от администрации и означавшая заметный шаг вперед в устройстве государственной судебной системы, тем не менее не смогла устранить многих принципиальных недостатков: единства суда и обвинения, тайного судопроизводства, административных принципов высших судебных инстанций.
Екатерининская судебная система строилась по принципу «суда равных», иными словами, подсудности обвиняемого представителям его же сословия. Это была система выборных судебно-сословных учреждений - в отдельности для дворян, горожан и невладельческих крестьян.
Губернская
реформа, по сути дела, перенесла коллегиальные
порядки государственного управления
из центра в области. Создавалась более
единообразная и стройная бюрократическая
система, подчиненная наместникам и губернаторам,
центральным коллегиям и в итоге - самодержавной
правительнице.
«Устав
благочиния, или полицейский»
На протяжении всего царствования Екатерина II стремилась придерживаться тех идей, которые были изложены в «Наказе», написанном для Уложенной комиссии. Поэтому многие законоведения екатерининской эпохи в основе имели именно положения «Наказа». К их числу относится «Устав благочиния, или полицейский» от 1782 года.
На основе этого высочайшего указа в городах вводились должности квартальных надзирателей и квартальных поручиков. Они подчинялись городской управе благочиния, которой вменялось в обязанность «бдение, дабы в городе сохранены были благочиние, добронравие и порядок».
Подобно законам времени Петра I, екатерининский указ предполагал вторжение в частную жизнь граждан и ее регламентацию. Впрочем, в отличие от Петра Великого императрица обошлась без суровых наказаний: денежных штрафов, физических, часто публичных истязаний и ссылки на каторгу. «Устав благочиния, или полицейский» отражал прежде всего просветительские устремления государыни.
В «Уставе» был специальный раздел «Правила добронравия». Каждый верноподданный мог добиться совершенства собственной личности, исполняя предписанные в разделе заповеди. Устав, выдержанный в традициях веротерпимости, давал верующим нормы поведения в храме. Основой семейной жизни Екатерина II провозгласила главенство мужа.
«Устав
благочиния, или полицейский» был рассчитан
на подданных из числа горожан. По основному
содержанию он был написан в духе «Домостроя»
XVI века, хотя и нес в себе просветительские
идеи середины XVIII столетия.
Императрица Екатерина Великая стала создательницей двух жалованных грамот, которым предстояла долгая жизнь. Обе грамоты - законы Российской империи - были обнародованы самодержавной государыней в один день - 21 апреля 1785 года.
Первая из них пышно называлась «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Этот документ сводил воедино ранее дарованные дворянам привилегии и добавлял новые. В Жалованной грамоте были сведены воедино и закреплены законодательно важнейшие привилегии российского дворянства: свобода от обязательной государственной службы, от податей, телесных наказаний, подсудность только дворянскому суду, монопольное право владения землей с крестьянами, права на торговлю, разработку недр и промышленное предпринимательство. Жалованная грамота запрещала лишение дворянина жизни, чести и имущества без приговора суда и последующего утверждения такого судебного решения лично монархом.
Грамота укрепляла корпоративные права дворянства: каждые три года проводить дворянское собрание в уезде и губернии, избирать губернских и уездных предводителей дворянства, возглавляющих местное дворянское общество, а также должностных лиц в судебные и административные учреждения. Дворянское общество наделялось правом ходатайствовать о своих нуждах перед губернскими властями и даже перед Сенатом и монархом.
В
каждой губернии начали вести учет проживавшего
там дворянства. Для этой цели служили
«родословные книги», которыми ведало
дворянское депутатское собрание.
Книги были известны еще и под названием
«бархатные»: их переплет состоял из бархата
и кожи.
Другой документ, обнародованный императрицей Екатериной II в день 21 апреля 1785 года, назывался «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Жалованная грамота была выдержана в духе знаменитого екатерининского «Наказа».
Подобно дворянскому, городское общество пользовалось корпоративными правами, главным из которых являлось самоуправление. По Жалованной грамоте, горожане делились на шесть разрядов: купцов и мещан - мелких торговцев и ремесленников, дворян и чиновников, духовенство. В период между собраниями городской думы ее исполнительные функции передавались так называемой шестиглавой думе, включавшей по одному гласному - выборному человеку - от каждого разряда населения. Городское население подлежало регистрации в «обывательской книге», которую составляло городское депутатское собрание.
Представители шести городских разрядов, исходя из своего сословного происхождения, имели неодинаковые права и привилегии. Более того, городское самоуправление имело гораздо меньше прав по сравнению с дворянским, подвергалось мелочной государственно-бюрократической опеке со стороны губернских властей.
Согласно Жалованной грамоте особые привилегии получало гильдейское купечество. Купцы первых двух гильдий - с капиталом от 5 до 50 тысяч рублей - освобождались от телесных наказаний и казенных торговых служб: продажи вина и соли, выручка от которой шла в государственную казну.
Императрица Екатерина II отказала именитым горожанам в дворянском праве носить шпагу - такие просьбы передавались на рассмотрение Уложенной комиссии. Зато государыня ввела купечеству градацию на средства передвижения. Купец первой гильдии ездил в карете, запряженной парой лошадей. Купец второй гильдии тоже мог запрягать пару, но ездил в коляске. В коляске же, но с одной лошадью восседал купец третьей гильдии.
В Жалованной грамоте подробно говорилось об устройстве городских цехов ремесленников. Отношения между мастерами, подмастерьями и учениками должны были строиться на основе «домашней тишины и согласия».
Акцией
просвещенного абсолютизма стал «Устав
о повивальных бабках» 1789 года. Неприметный
в ряду других высочайших указов, документ
носил всесословный характер. Пункт третий
устава предписывал повивальной бабке,
пользовавшей «роженицу убогую или низкого
сословия», не оставлять ее даже в том
случае, «ежели в то время потребуется
к какой богатой, почетной или к знакомке
своей, ни под каким видом».
Развитие
народного образования
Пожалуй, единственным высочайшим указом Екатерины Великой, от первой до последней строки подчиненным идеям просветительской идеологии, был «Устав о народных училищах», обнародованный 5 августа 1786 года. В нем прочитывается монаршая вера в то, что за успехами просвещения последуют все прочие благотворные результаты: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положе конец рабству, невежеству, суеверию.
Заботившаяся о просвещении верноподданных Екатерина II однажды заявила своему секретарю А.В.Храповицкому: «В 60 лет все расколы исчезнут; сколь скоро заведутся народные школы, то невежество истребится само собою, тут насилия не надобно». Известно и другое изречение самодержавной правительницы России: «Никогда не удивят меня образованностью народов; но когда будут образованны?». Речь шла о ее простонародных верноподданных.
Открытию широкой сети народных училищ предшествовала серьезная и длительная подготовительная работа. Специальная комиссия под руководством сенатора Завадского разработала «Устав о народных училищах» и подготовила новые учебники - как оригинальные, так и переведенные с иностранных языков. На российскую службу был приглашен известный знаток школьного дела и методист Федор Янкович, работавший ранее в Австрии. В России открылась учительская семинария, готовившая преподавательские кадры для народных училищ. Янкович издал сочинение о призвании учителя, которое в основных чертах не устарело и по сей день.
Екатерининская программа народного образования по тем временам выглядела впечатляюще. В каждом губернском городе намечалось создать главное народное училище со сроком обучения четыре года, в уездных городах - малые народные училища двухгодичного обучения. Народные училища не были сословными, в них могли обучаться дети всех горожан, в т.ч. дворовых людей.
Торжественное
открытие первых народных училищ в 25 губернских
городах состоялось 22 сентября 1786 года.
Однако через несколько лет первая же
проверка выявила убогое состояние новооткрытых
учебных заведений. К концу XVIII века в 45
губерниях России работало 49 главных и
239 малых народных училищ, где 760 учителей
обучали 22200 учеников. Результат выполнения
высочайшего указа впечатлял, если учесть,
что дело народного просвещения начиналось
с нулевой отметки.
Стремление Екатерины Великой воплотить на российской почве идеи французского просветительства и просвещенного абсолютизма получило самую различную оценку современников, историков будущего времени, писателей и поэтов. Придворный стихотворец Державин восторгался правлением Екатерины II: