Духовный кризис русской цивилизации – специфическая причина демографического кризиса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Краткое описание

Анализируя состояние больного пациента, медики выделяют два класса причин, следствием которых является болезнь. Одни из них они относят к классу специфических, другие – к классу неспецифических. Специфические причины – это факторы прямого, непосредственного вредоносного воздействия на организм человека (туберкулёз, инфекционный гепатит и т.п.). Наиболее успешное лечение больного достигается при выявлении как раз специфической причины. Если бы, скажем, медики смогли выявить специфическую причину такого зловещего заболевания, как канцерогенез, возможности его ликвидации оказались бы несравненно выше того, что мы наблюдаем теперь в медицинской практике. А пока тут фигурируют сотни причин, и все неспецифические.

Файлы: 1 файл

Духовный кризис русской цивилизации.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 «…Захар Павлович знал одного человека, рыбака с озера Мутево, который многих расспрашивал о смерти и тосковал от своего любопытства; этот рыбак больше всего любил рыбу не как пищу, а как особое существо, наверное знающее тайну смерти. Он показывал глаза мёртвых рыб Захару Павловичу и говорил: «Гляди – премудрость! Рыба между жизнью и смертью стоит, оттого она и немая и глядит без выражения; телόк ведь и тот думает, а рыба нет – она всё уже знает». Созерцая озеро годами, рыбак думал всё об одном и том же – об интересе смерти. Захар Павлович его отговаривал: «Нет там ничего особого: так что-нибудь тесное». Через год рыбак не вытерпел и бросился с лодки в озеро, связав себе ноги верёвкой, чтобы нечаянно не поплыть. Втайне он вообще не верил в смерть, главное же, он хотел посмотреть – что там есть: может быть гораздо интересней, чем жить в селе или на берегу озера; он видел смерть как другую губернию, которая расположена под небом, будто на дне прохладной воды, и она его влекла». И в случае отца, и в случае сына причина смерти связана с духовным напряжением, но в первом из них от избытка духовного напряжения, во втором – от его падения.  

 5. Демографический  кризис русского народа усугубляется  тем обстоятельством, что он, единый  народ в составе великороссов, малороссов (украинцев) и белорусов,  оказался  в результате перестройки  народом разделённым. Но опять-таки это – не исходная причина кризиса. Надо иметь в виду, что утрачено  единство земли русской. А земля, на которой жили (и будут, надеемся, жить) представители русской цивилизации, имеет для них, в силу высокого духовного напряжения между горним и дольним, сакральное значение. Неслучайно в «Слове о полку Игореве» звучит сокровенное восклицание «О Руская земле! Уже за шеломянем еси!», звучит  в тот момент, когда русичи расстаются с ней, готовясь на битву с половцами в чужой для них среде – поле половецком.

 Сакральный  смысл понятия Земля Русская теснейшим образом связан с представлением о располагаемых на ней водных источниках. Чистые родники и реки – плод неба и земли. Небо проливается дождями, земля впитывает дождевую влагу и выносит её на поверхность студёными ручьями. Так и Логос нисходит сверху к разуму человека  и возрождается в нём в виде творческой мысли. Поэтому неудивительно, что у ряда исследователей истории русской цивилизации мы находим тезис, характеризующий присущее ей умонастроение: «Вода – матрица и источник жизни» [10; 19].

   О.Н. Трубачёв впервые, кажется, сделал верное предположение о происхождении  этнонима Русь. Русь и русло (реки), указывал он, суть слова, имеющие один и тот же корень. [11]. Затем  как-то сразу выявилось целое гнездо близкородственных (однокоренных) существительных: река, реченька, ручей, речь, Русь, русский, Россия [11].Так что неслучайно русская речь сравнивается у нас с течением, журчанием ручья или реки, как у Пушкина:

           А сама-то величава,

           Выступает, будто пава;

           Сладку речь-то говорит,

           Будто реченька журчит.

   Близкородственная связь существительных речь и река наглядно проявляется в глаголе из-рек-ать. Но более глубинный, священный смысл водной стихии в русской цивилизации раскрывается в другом месте пушкинской «Сказки о царе Салтане»:

          Каждый  день идёт там диво:

          Море  вздуется бурливо,

          Закипит, подымет вой,

          Хлынет  на берег пустой,

          Расплеснётся  в скором беге– 

          И останутся на бреге 

          Тридцать  три богатыря,

          В чешуе златой горя,

          Все красавцы молодые,

          Великаны  удалые,

          Все равны, как на подбор;

          Старый  дядька Черномор

          С ними из моря выходит 

          И попарно их выводит,

          Чтобы остров тот хранить,

          И  дозором обходить –  

          И той стражи нет надежней,

          Ни  храбрее, ни прилежней.

 Сказочная метафора Пушкина об острове русской цивилизации и о «её страже надёжной» находит отражение в стихотворении А.С. Хомякова «Сокрыт в глуши, в тени древесной»:

          В твоей груди, моя Россия,

          Есть  также тихий, светлый ключ;

          Он  также воды льёт живые.

          Сокрыт, безвестен, но могуч.

          Не  возмутят людские страсти

          Его кристальной глубины,

          Как прежде холод чуждой власти

          Не  заковал его волны.

          И он течёт – неиссякаем,

          Как тайна жизни, невидим,

          И чист, и миру чужд, и знаем

          Лишь  Богу, да Его святым.

 «Стража надёжная» у Пушкина, «Его святые»  у Хомякова – речь об одном и том же, только разными словами.

 Русская диаспора, оказавшись рассеянной по чужим  землям, очутившись после революции  в других странах, выявила свою полную неспособность сохранить свою национальную идентичность, хотя и проявляла усилия по поддержанию в своих рядах религиозной, православно-христианской, веры. Горнее, вроде бы, с собой взяли, а духовное напряжение, присущее русским людям, удержать не смогли. И этот факт приходится принимать к сведению, добиваясь национального сплочения русского народа в деле сохранения и дальнейшего развития русской цивилизации, от которой зависит судьба многих других народов России.  Мы, русские, отличаемся принципиально, например, от тех же китайцев, которые остаются китайцами независимо от того, где, как и с кем им приходится жить. На этот факт в своё время обращал  внимание В.К. Арсеньев (1872–1930), наш замечательный писатель и, по совместительству, восточный разведчик. Касаясь проблемы, связанной с заселением китайцами наших дальневосточных территорий, Арсеньев указывал: «…Рассчитывать на обрусение китайцев не приходится. Скажу более – это наивно!.. Я видел крещёных китайцев, но не обрусевших. Ни в строе жизни, ни в обычаях, ни в одежде, ни в привычках христианин-китаец не изменяется» (из работы «Китайцы в уссурийском крае» 1914 года). Китайские колонии в США остаются кровно связанными с Китаем. О русских этого не скажешь.   

 6. Пара  терминов, присущая только языковой  реальности русской цивилизации,   характеризуют специфику её связи с общемировой культурой. Это – правда и истина. В правде, в ведении заключена национальная мудрость, в истине – интернациональное знание. Необходимым условием  преодоления демографического кризиса в России являются, по нашему глубокому убеждению, условия преодоления духовного кризиса русского народа. Для этого, в первую очередь, надо ведать и знать о том, каковы основные черты, особенности русской цивилизации. Если при изучении русской цивилизации мы пойдём по линии исследования отношения между правдой и истиной, мы натолкнёмся на феномен полушарной асимметрии человеческого мозга. Люди, вообще говоря, обладают  правосторонним образным мышлением, присущим правому полушарию мозга, и абстрактным логическим мышлением, присущим левому полушарию мозга. Факт равновесия того и другого есть как раз то, что характеризует именно представителей русской цивилизации. Это – титаны, появившиеся на Земле приблизительно 26 тыс. лет тому назад. Их принято называть кроманьонцами и отличать от неандертальцев, которые, вопреки расхожему мнению, выжили и до сих пор обитают и действуют среди нас. Палеоантропологи отмечают заметную разницу между кроманьонцами и неандертальцами древней эпохи. Пещерные рисунки кроманьонцев отличаются наличием в них идеальной символики (идеально-символьное мышление), чего нет у неандертальцев.

 Но  что даёт нам основание отождествлять  кроманьонцев с титанами и считать  их предшественниками русской цивилизации? Такое основание мы находим в  русском языке, языки других народов  на этот счёт молчат. Стоит обратить внимание на  особую  лингвистическую константу человеческой культуры, сохранившуюся  в русском (старославянском, индоевропейском) языке. Такой константой служит само слово люди.  В индоевропейском корне *leudh–  «взрасти» кроется указание как раз на тех титанов в мире себе подобных, что когда-то смогли подняться, пойти в рост, потянулись кверху. Язык наш свидетельствует о том, что люди становились  людьми,  преодолевая  излишний груз земной тяжести, приобретая  большую степень свободы, ощущая себя освобождёнными.  «Делается понятным, – пишет по этому  поводу Эмиль Бенвенист, – что образ завершённого процесса роста, результатом которого является телосложение и лицо человека, в иных местностях мог давать собирательное понятие, такое, как родство, корень, происхождение, и переходил на обозначение этнической группы, совокупности людей, совместно родившихся и развившихся. Социальная значимость такого существительного как *leudho–, могла облегчить переход к значению ‘народ’ (как в старославянском ljudije ’народ‘ и в германском  leod  ‘народ’). Из существительного *leudho–  (или *leudhes–) легко вытекает *(e)leudhero–  для обозначения принадлежности к «этническому корню» и состоянию свободного человека» [12; 213]. Те, кто поднялись над землёй, потянулись к небу, увидели над собой звёздный небесный купол, смогли прочитать на нём звёздную символику, вот те и понесли на себе титаническую ношу, стали настоящими людьми.

 К сожалению, Э. Бенвенист, как и следующий за ним Юрий Степанов (см. [13; 136]), не смог избежать вульгарно–социологической окраски термина люди, примешивая к нему понятие свободы от рабства. Ясно, что в те времена – времена седой древности,– когда образовался данный термин, никакого деления людей на свободных и рабов не было и быть не могло. Классовый подход часто сбивает с толку даже очень крупных специалистов в области антропологии и палеоантропологии.   

 7. Представителей  нынешнего Титанового века объединяет  деятельность, которую они ведут  на границе двух пространственно-временных  многообразий – пространства-времени живого вещества (Земной биосферы) и пространства-времени вещества неживого, безжизненной материи. С нашей стороны ведётся борьба за сохранение Земной биосферы – единственной доступной нам на сегодняшний день среды, пригодной для жизни и творческого созидания жизни. Имена наших предшественников – В.Н. Муравьёв, Н.В. Устрялов, П.С. Боранецкий и ряд других. Сформулированная ими установка – освоение времени, овладение временем. К сожалению, до сих пор она оставалась для многих не совсем понятной по той причине, что они категорию времени несколько отрывали, абстрагировали из единого пространственно-временного конгломерата. Этот недостаток был  устранён В.И. Вернадским, у которого диссимметрия времени (поляризация времени на энтропийную и зктропийную компоненты) выступает вместе с диссимметрией пространства.    

Литература   

    1.      А.Н. Тюрюканов, В.М. Фролов. Н.В. Тимофеев-Рессовский: биосферные раздумья. М., 1996.

    2.      В.В. Болотов. Собр. церковно-историч. трудов,т.2. М.: «Мартис», 2000.

    3.      В.А. Садовничий. Знание и мудрость в глобализирующемся мире. М.: МГУ, 2005.

    4.      С.Н. Трубецкой. Курс древней философии. М., 1997.

    5.      И. Ильин. О тьме и просветлении // Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелёв.  М.: Скифы, 1991.

    6.      И.А. Ильин. Собр. соч., т.6, кн. 1. М.: Русская книга, 1996.

    7.      А.А. Алибеков. Полоса жизни. М.: Наука, 1991.

    8.      П.А. Флоренский. Соч. в 4-х томах, т.1. М.: Мысль, 1994. 

    9.      Ю.Н. Давыдов. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М.: «Мартис», 1998.

    10.  Жан  Дюран. Уникальная Россия. М.: Центр международных культурных связей и иностранных языков, 2006.

    11.  О.Н. Трубачёв. В поисках единства. М., 1992.

    12.  Эмиль Бенвенист. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс,  Универс, 1995.

    13.  Юрий Степанов. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект,       2001.  

    [1] В своём автореферате Флоренский писал: «Основным законом мира Ф/лоренский/ считает второй принцип термодинамики – закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос – начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству – смерти» [8; 26].  

Информация о работе Духовный кризис русской цивилизации – специфическая причина демографического кризиса в России