Духовная жизнь восточных славян в эпоху раннего средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

В княжении Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства.

Начав княжить в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

Оглавление

1.Принятие христианства на Руси. Распространение христианства на белорусских землях. Значение принятия христианства……………………………3

2. Развитие письменности и просвещения на белорусских землях. Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Клемент Смолятич…………………6

3. Храмовое строительство. Декоративно – прикладное искусство………..8

Список использованной литературы…………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Контр. по истории.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

  Строительству соборов на Руси придавалось государственное  и политическое значение. Церкви были не только культовыми учреждениями, но и важными центрами информации о  политических событиях, религиозных  и общественных делах. Возле церковных  стен проходили собрания горожан. При  храмах и монастырях обучали грамоте, тут составлялись летописи и переводились книги, хранилась казна, размещались  архивы и библиотеки.

  В середине XI в. в Полоцке, вслед за Киевом и  Новгородом, был построен самый древний  из известных на территории Беларуси каменный Софийский собор (София - это олицетворение Слова Божьего, второго лица Троицы). Он имел много общего с новгородской Софией. В качестве строительного материала использовалась плинфа - плоский кирпич, а также камень. План храма отличался строгой симметрией. Внутреннее пространство шестнадцатью колоннами разделялось на пять нефов. Вокруг главного купола, возвышающегося в центре здания, группировались еще четыре, меньшие по размеру. Стены собора были расписаны фресками и украшены мозаикой. Собор неоднократно перестраивался, последний раз - в XVIII в. в стиле виленского барокко.

  В XII в. в Витебске была построена Благовещенская церковь, которая сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны и окончательно была разрушена в 1961 г. Церковь относится к одноапсидным, трехнефным, шестистолпным храмам, похожа на западноевропейские базилики. Она имела богатую фресковую роспись: фигуры святых, иллюстрации к библейским сюжетам. Не исключено, что греческих мастеров - строителей храма привезли с собой полоцкие князья, когда возвращались в 1140 г. из византийской ссылки.

  В середине XII в. в Полоцке была построена  Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиньевская) церковь, сохранившаяся почти целиком. Храм считается вершиной полоцкой архитектуры. Он представляет собой башнеподобное вытянутое в плане шестистолпное здание с одной полукруглой апсидой. В пригороде Полоцка - Бельчицах, которые, вероятно, были загородной резиденцией полоцких князей, в XII—XIII вв. были построены Большой собор, Пятницкая и Борисоглебская церкви, а также Монастырский дом, имевший вытянутую форму и, кроме восточной апсиды, еще два открытых внутрь полукруглых выступа (конхи). Подобного типа храмы (три конхи) были распространены на Балканах и на Афоне.

  Из  строений XII в. необходимо отметить трехапсидную четырехстолпную Борисоглебскую церковь в Новогородке (на остатках древнего каменного строения в XVI в. возведена новая) и церковь в Турове, построенную из плинфы способом равнослойной кладки на растворе с примесью цемянки (мелкотолченого кирпича). В 1949 г. при раскопках Минского Замчища был обнаружен фундамент древней каменной церкви, строительство которой по неизвестным причинам не было завершено.

  Яркой и самобытной являлась гродненская  архитектурная школа. В XII в. были построены  церковь Бориса и Глеба (Коложская церковь) на окраине древнего Гродно, Крепостные башни, Нижняя церковь на территории гродненского детинца, гродненская Пречистенская церковь, а также храм, который заложили на Волковысском Замчище. Сочетание красного фона кирпичной кладки с вмурованными цветными керамическими майоликовыми плитками и полированными камнями придавало архитектурным ансамблям красочность и неповторимость. Для улучшения акустики в стены вмуровывали кувшины-голосники.

  Значительное  развитие на белорусских землях получило декоративно - прикладное искусство. Даже обыкновенные предметы из дерева, кости, глины, металла украшались резьбой, инкрустацией. Своеобразна керамика 11-13 вв. В ней мы не найдем ярких живописных сочетаний эмали, переливов солнечного спектра стекла. Ее красота проявляется в строгости и сдержанности звучания цвета, шероховатости и бархатистости грубо сделанной фактуры.

  Несколько иной характер имели предметы, предназначенные  для феодальной аристократии, богатых  горожан. Они часто украшались изображениями  фантастических зверей и птиц, выполненными в особенной манере - «зверином  стиле». Любимыми сюжетами восточнославянского  прикладного искусства были геральдические львы. Примерами тонкой резьбы по камню  и кости являются шахматные фигурки, найденные в Гродно и Волковыске.

  О высоком  художественном мастерстве тогдашних  умельцев говорят предметы христианского  культа. Среди них тончайшей художественной резьбой выделяются образки из серого шифера, найденные во время раскопок на городище Минска. На одном из этих образков в полный рост представлены почитаемые в древности святые с  фигурой Христа в верхней части. Лица и обличие святых во многом напоминают нам белорусских крестьян.

  Для создания предметов домашнего быта, оружия, орудия труда и украшений  использовались разные металлы: железо, бронза, медь, серебро, золото. Техника  обработки в 11 – 13 вв. достигла высокого уровня.

 

  Список  использованной литературы 

  1. Асветнікі зямлі Беларускай Х-пачатак XX ст.: энцыклапедычны даведнік. - Мінск, 2006.
  2. Гісторыя Беларусі / пад рэд. С.А. Парашкова. – Мінск, 2003.
  3. Гісторыя Беларусі: у 2 ч. / пад рэд. Я.К. Новіка, Г.С. Марцуля. - Мінск,

2007.

4.   История Беларуси  / М. В. Довнар – Запольский. – Беларусь, 2003.

5.   История Беларуси: Учебн. пособие / под ред. А. Г. Кохановского и др. – Минск, 1997.

Информация о работе Духовная жизнь восточных славян в эпоху раннего средневековья