Духовная жизнь восточных славян в эпоху раннего средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:28, реферат

Краткое описание

В княжении Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства.

Начав княжить в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

Оглавление

1.Принятие христианства на Руси. Распространение христианства на белорусских землях. Значение принятия христианства……………………………3

2. Развитие письменности и просвещения на белорусских землях. Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский, Клемент Смолятич…………………6

3. Храмовое строительство. Декоративно – прикладное искусство………..8

Список использованной литературы…………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Контр. по истории.docx

— 34.04 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                               Вариант 4

            

Духовная  жизнь восточных  славян в эпоху  раннего средневековья 

1.Принятие  христианства на  Руси. Распространение  христианства на  белорусских землях. Значение принятия  христианства……………………………3 

2.   Развитие письменности  и просвещения  на белорусских  землях. Ефросиния  Полоцкая, Кирилл  Туровский, Клемент  Смолятич…………………6

3. Храмовое строительство.  Декоративно –  прикладное искусство………..8 

Список  использованной литературы…………………………………………………….10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Принятие христианства на Руси. Распространение христианства на белорусских землях. Значение принятия христианства. 

   В княжении Владимира Святославича произошло  крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие христианства.

   Начав княжить в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа воинственного бога.

   Христианство  было следующим после язычества  этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей  религиозной сущностью, сколько  той классовой идеологией, которая  наслоилась за тысячу лет на примитивные  верования, уходящие корнями в такую  же  первобытность, как и верования, древних славян. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к письменности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христианизация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.).                   

   Самые первые известия о проникновении  христианства на Руси относятся еще  к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз  при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

   После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

  • Это нужно было в интересах развития государства,  чтобы избежать изоляции от всего мира.
  • Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
  • Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
  • Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.
  • Социальное расслоение требовало новой идеологии.

   В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии  же нужна  была помощь русских в борьбе с  мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять  крещение и подавить восстание. Русский  отряд  был направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешили  выполнять условия договора о  браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму Херсонес (Корсунь). Осада  длилась несколько месяцев. Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь  гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять  крещение.

   В 988 г. Владимир крестился сам, крестил  своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских.

   Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются  епархии. При князе Владимире  подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

       Большое сопротивление в принятии христианства оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима в 991 году. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов - волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия.

          В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.

   Одной из проблем, после формального крещения, было просвещение подданных в  христианском духе. Эту задачу выполняли  священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии. Болгарская церковь  обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности, могла избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому  императору, Владимир решил подчинить  русскую Церковь болгарским, а  не греческим иерархам. Такой порядок  сохранялся до 1037 года и был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке, близкому разговорному русскому.

   Понадобилось  несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало - возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом. В том, что Русь приняла христианство, было много положительных моментов:

  • Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего - монастыри: обет безбрачия, уход от всего земного. Со временем монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества.
  • Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.
  • При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.
  • Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.
  • Содействуя развитию культуры и грамотности, церковь подавила культуру, основанную на язычестве, преследуя веселые праздники Коляды и Масленицы, как бесовские.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие письменности  и просвещения  на белорусских  землях. Ефросиния  Полоцкая, Кирилл  Туровский, Клемент  Смолятич. 

   Очень рано появилась в Беларуси письменность. Первой датированной надписью на всей территории Восточной Европы является надпись на печати полоцкого князя  Изяслава. Имя князя передано кириллическими буквами, но в греческом произношении — "Изяславос". И в этом нет ничего удивительного. Дело в том, что в 60-е гг. IX в. известный болгарский просветитель Кирилл Салунский создал азбуку-глаголицу, не имеющую ничего общего с современной. Его ученики, в том числе архиепископ Охридский Климент, адаптировали современные им греческие буквы под славянскую фонетику. В таком виде и попали к нам из Болгарии первые переводные книги и книжная письменность.

   Первые  бытовые надписи также появились  на этнических кривицких землях. Во время раскопок курганов под Смоленском найден большой горшок-корчага с  надписью "гороушна" горчица.

   В XII в. христианская культура и письменность постепенно охватили почти все слои общества. Письмом начали пользоваться не только церковники и князья, но и простые люди. Археологами найдены берестяные грамоты в Мстиславле и Витебске, а также в Новгороде и Смоленске, принадлежавшие полочанам. Есть образцы письма "полоцкого производства" на стенах Софийского собора в Киеве. Прекрасным образцом древней эпиграфики является надпись на кресте, который в 1161 г. сделал полоцкий мастер Лазарь Богша по заказу Евфросиньи Полоцкой. В этой надписи перечисляется, сколько материала пошло на производство креста, сколько было заплачено мастеру за работу, а также страшное заклятие-заговор против возможных грабителей. В 30 —40-е гг. XX в. этот крест исчез и пока не найден. Прекрасными памятниками письменности являются так называемые "Борисовы" и "Рогволодовы" камни. Это были языческие культовые камни, на которых полоцкие князья приказывали высекать надписи христианского содержания. Таким образом они добивались поклонения язычников христианским святыням, а также увековечивали свои имена.

   Книжная культура достигла высшей точки своего развития в творчестве Ефросиньи  Полоцкой, Кирилла Туровского, Авраамия Смоленского, Клима Смолятича, неизвестного автора "Слова о полку Игореве".

   Наиболее  известным среди них был Кирилл Туровский, которого еще при жизни  прозвали Златоустом. Выходец из зажиточной городской семьи, он добровольно стал монахом. Кирилл Туровский пользовался таким уважением среди современников, что они сами просили его стать епископом туровским. Он знал много языков и читал книги в оригиналах. В его лице Древняя Русь имела выдающегося церковного оратора и знатока византийской литературы. Сохранилось несколько его философских притч, восемь "Слов", 30 молитв, два канона. Эти произведения Кирилла Туровского постоянно переиздаются и сейчас. Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия.

   Религиозно  – просветительской деятельностью  занималась Ефросинья Полоцкая. Еще  в раннем возрасте, не желая выходить замуж, она убежала из дома и приняла  монашество. Она посвятила себя, главным образом, переписке книг. Вскоре Ефросиния основала свой женский  монастырь близ Полоцка на урочище Сельце, подаренном княжне полоцким епископом Ильей. Здесь уже была деревянная церковь Спаса, служившая усыпальницей полоцких епископов. Вскоре монастырь разросся, и на месте деревянной церкви была построена каменная. Затем Евфросиниею был еще основан мужской Богородичный монастырь для подготовления священнослужителей для женского. В пожилом возрасте Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим (в апреле 1167 года). Там она получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме княжна, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла. В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в г. Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада).

   Климент Смолятич, митрополит Киевский, православный мыслитель. В киевские митрополиты  Климента возвели 27 мая 1147 без благословения  константинопольского патриарха, но по инициативе вел. кн. Изяслава Мстиславича. Климент Смолятич стал вторым русским  по происхождению митрополитом (после  Илариона). Однако Климент оставался  митрополитом только до тех пор, пока Изяслав Мстиславич был жив. После  его смерти началась борьба за киевскую кафедру и, в конце концов, в 1156 Климент был «испровергнут» с  митрополитства прибывшим из Византии Константином, а священникам, поставленным Климентом, было запрещено служить, пока они не отрекутся от бывшего  митрополита. Климент был плодовитым писателем, но до настоящего времени  открыто только одно его послание к своему старому другу — смоленскому  священнику Фоме. Это послание вскрывает нам кругозор и интересы тогдашнего смоленского образованного общества. Оказывается, что Климент и его последователи допускали иносказательные толкования священного писания, опираясь в своих объяснениях на творения Гомера, Платона и Аристотеля. Кроме этого, он написал множество сказаний, посланий, толкований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Храмовое строительство.  Декоративно –  прикладное искусство. 

  Введение  христианства способствовало развитию культуры на белорусских землях. Ярким примером древнерусской культуры является монументальная архитектура. В Х-ХШ вв. в архитектуре Европы господствовал романский стиль. Гражданские и культовые строения, выполненные в этом стиле, отличаются массивностью, суровой монументальностью и крепостными очертаниями. В кладке обязательно использовался обтесанный и природный камень, нередко в сочетании с кирпичом. На начальном этапе русские зодчие перенимали византийские архитектурные формы, которые в дальнейшем переосмысливали в соответствии со своими художественными вкусами и традициями. Черты романского стиля наблюдаются во многих памятниках белорусского зодчества.

Информация о работе Духовная жизнь восточных славян в эпоху раннего средневековья