Древняя Русь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

1. Объясните, что означают эти понятия
2. Кому принадлежат эти имена
3. Что означают эти названия, с какими событиями связаны соответствующие географические пункты?
Золотые ворота, Киево-Печерский монастырь, Остромирово евангелие, Переяславец, Повесть временных лет, "Поучение" Владимира Мономаха, Правда Ярославичей, Русская правда, Софийский собор, Тмутаракань, Царьград.
4. Назовите термины, обозначающие следующие исторические явления.

Файлы: 1 файл

Ответы по контрольной.docx

— 61.33 Кб (Скачать)

Золотые ворота, Киево-Печерский  монастырь, Остромирово евангелие, Переяславец, Повесть временных  лет, "Поучение" Владимира Мономаха, Правда Ярославичей, Русская правда, Софийский собор, Тмутаракань, Царьград.

 

Золотые ворота – в Киеве - построены великим князем Ярославом около 1037 года. Над воротами Ярослав устроил церковь Благовещения. Разрушены золотые ворота половецким ханом Боняком или, вероятнее, Батыем. С тех пор они были в запустении, но своды, на которых стояла церковь, существовали еще в половине прошлого столетия. В 1743 году сенат предписал: "Золотые ворота, для сохранения и вида древности, засыпать землей, как внутри, так и по сторонам и оставить в валу, а вместо них устроить другие, каменные". Зарытые в конце 1750 года, Золотые ворота отрыты вновь в 1832 году и в настоящее время остатки их облицованы кирпичом. До 1699 года на золотых воротах находился древний образ Казанской Божией Матери, перенесенный потом в Троицкую церковь.

 

Киево-Печерская  Лавра (монастырь) — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия. C 1592 по 1688 гг. был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

 

Остромирово евангелие - хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси, т.е. первым памятником церковно-славянского языка русского извода. Написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близоком» (родственником) князя Изяслава Ярославича (по гипотезе Анжея Поппэ, упомянутая в надписи жена Остромира Феофана могла быть дочерью Владимира Святославича и Анны Византийской). Тем самым «Остромирово Евангелие» — древнейший точно датированный объёмный рукописный памятник, созданный на Руси. В нем, кроме особенностей общерусских, отражены и такие языковые особенности, которые со временем стали характерными для украинского языка.

 

Переяславец - или Малый Переяслав, Малая Преслава или Преслива — древняя болгарская крепость на реке Дунае, защищавшая с севера вход в Балканские горы. При Траяне был известен под именем Марцианполя и был столицей Нижней Мизии. В 968 году он был занят русским князем Святославом, который хотел даже сделать его своей резиденцией, ссылаясь, по словам летописи, на то, что "сюда сходится все благое: от греков золото, паволоки, вина и разные овощи, от чехов и угров серебро и кони, из Руси меха, воск, мед и невольники". В 971 году Переяславец взят Иоанном Цимисхием, а русская дружина, защищавшая город, перебита, за исключением нескольких воинов. Теперь на месте Переяславца село Преслава, на правом берегу Георгиевского Дуная, к юго-востоку от Тульчи.

 

Повесть временных  лет (также называемая «Первоначальная  летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве. Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.

 

«Поучение Владимира  Мономаха» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям») — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью. До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и словах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу. Поводом к переписке Мономаха и Олега послужило убийство младшего сына Мономаха - Изяслава в битве с Олегом. Вняв совету своего старшего сына Мстислава, которого крестил Олег Святославич, Мономах послал это письмо Олегу со словами примирения.

 

Правда Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) – правовой текст, входящий в  редакцию Русской правды. Восстания конца 60-х - начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса - "Правды Ярослава"). Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий - огнищанин (от слова "огнище" - дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов. Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы. "Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов.

 

Русская правда (XI век, 1019—1054 годы) -  сборник правовых норм Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссыпка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"), "Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

 

Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких построек — Золотых ворот, монастыря Святого Георгия, церкви Святой Ирины и Софийского собора. Более поздняя Новгородская первая летопись указывает как дату закладки 1017 год. Некоторые исследователи высказывают предположения, что в 1017 году был заложен деревянный храм, а через двадцать лет каменный. Учитывая политическую обстановку на Руси, более близкой к истине считается вторая дата. В начале 2010 года сотрудники музея заявили, что «на основании многочисленных древних надписей на стенах и церковной традиции» они пришли к выводу, что собор был основан 4 ноября 1011 года, то есть во время княжения Владимира Святого, данная версия оспаривается. В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

 

 Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, София Новгородская лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045—1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София — тут и Новгород!». О новгородцах издревле отзывались как об искусных плотниках — «древоделах». В конце Х века эти новгородские «древоделы» срубили из дубовых бревен грандиозный храм Софии «о тринадцати верхах». Простояв около пятидесяти лет, этот многоглавый храм чем-то похожий на знаменитую церковь в Кижах, сгорел. На его месте был воздвигнут колоссальный Софийский собор (1045—1052 гг.), способный вместить большое количество горожан. По свидетельству Новгородской I летописи, собор Святой Софии был заложен «повелением князя Ярослава» (Мудрого) его сыном князем Владимиром Ярославичем и архиепископом Лукой Жидятой в 1045 году. До той поры каменного строительства в Новгороде не велось, и строительная артель была вызвана из Киева. Пять лет спустя, в 1050 году, постройка была закончена: «Свершена бысть Святая София в Новегороде, и сына его Володимера и архиепископа Луки». В 1051 году, в праздник Воздвижения Креста Господня, храм Святой Софии был освящен.

 

Тмутаракань - древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Тмутаракани располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату. После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем на месте Таматархи возникла Тмутаракань, которая стала политическим центром созданного здесь Тмутараканского княжества, крупным торговым городом с хорошей гаванью. Через Тмутаракань поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. В Тмутаракане жили касоги, греки, аланы, русские и армяне. В 10 веке город был обнесен мощной стеной из кирпича. В 1023 году князь Мстислав Владимирович, правивший в Тмутаракане с 988 по 1036 гг., построил церковь Богородицы. Под ударами половцев в 12 веке Тмутаракань теряет связь с русскими землями. Раскопки Тмутаракани производились с 19 века до середины 20 вв.

 

Царьград - старое название Константинополя – Стамбула. В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны Арабов и Киевской Руси. В 904 году Киевская Русь пошла на Константинополь (ЦарьГрад) однако атака была отбита. В 907 году Киевская Русь, собрав 2000 кораблей поставленных на колёса, повторила попытку. Константинополь сдался. В знак победы Князь Олег прибил свой щит к воротам. Константинополь же был обложен данью.

 

  1. Назовите термины, обозначающие следующие исторические явления.

Вяряги - выходцы из Скандинавии, приходившие на Русь в качестве наемных дружинников и купцов.

Конунг - военный предводитель у варягов.

Вервь - соседская община у восточных славян.

Вече - народное собрание в Древней Руси.

Вира - денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека.

Дань - натуральный или денежный побор с покоренных племен.

Дружина - вооруженные отряды при князе.

Рядовичи - крестьяне, попавшие в зависимость феодалу за неуплату долга (по "Русской правде").

Изгои - люди, потерявшие связь с общиной, вышедшие из своей обычной социальной среды.

Летопись - историческое произведение в виде погодной записи событий.

Князь - вождь племени, затем правитель государства.

«Повесть временных лет» - наиболее известный древнерусский летописный свод.

Полюдье - поездка князя для сбора дани.

«Русская правда» - свод правовых норм Киевской Руси.

Люди, сябры - крестьяне-общинники, вначале свободные, а затем зависимые от феодалов.

Тризна - обряд поминовения умерших.

Холопы - несвободные люди, рабы.

  1. Вспомните имена или названия:

 

Рюрик - легендарный основатель первой славянской княжеской династии в Киеве.

Боян - легендарный древний певец-сказитель у восточных славян.

Хазарский каганат - государство - сосед и противник восточных славян, население которого исповедовало иудейскую веру.

Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.

Князь Олег - князь, который по преданию прибил свой щит на "вратах Царьграда".

Князь Владимир - князь, крестивший Русь.

«Повесть временных  лет» - название наиболее известного древнерусского летописного свода.

 

  1. Знаете ли вы?

Какое историческое событие отразилось в словах летописного  рассказа: "Земля наша велика и  обильна, а наряда (порядка) в ней  нет: да поидите княжити и володети нами"?

Новгородцы, чтобы преодолеть начинавшиеся разногласия, пригласили варяжского князя Рюрика и его  братьев Трувора и Сенеуса.

Древнерусские воины  умели скрываться от врага под  водой. Как им это удавалось?

Информация о работе Древняя Русь