Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа
1. Объясните, что означают эти понятия
2. Кому принадлежат эти имена
3. Что означают эти названия, с какими событиями связаны соответствующие географические пункты?
Золотые ворота, Киево-Печерский монастырь, Остромирово евангелие, Переяславец, Повесть временных лет, "Поучение" Владимира Мономаха, Правда Ярославичей, Русская правда, Софийский собор, Тмутаракань, Царьград.
4. Назовите термины, обозначающие следующие исторические явления.
Даждьбог - один из главных богов в восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света. Согласно «Повести временных лет» идол Дажьбога (вероятно деревянный) вместе с идолами Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши стоял на холме в Киеве во времена князя Владимира. Дажьбог упоминается третьим в списке божеств (после Перуна и Хорса), идолы в честь которых были установлены. Имя Дажьбога в этом списке упоминается вместе с именем Хорса и не отделяется от него союзом, в отличие от других имён — это может свидетельствовать о сходных функциях божества, либо вообще о разных (иранского и славянского происхождения) именах одного солнечного божества.
Игорь - (год рождения неизвестен — ум. 945), великий князь киевский с 912 года (летописец приписывает Игорю происхождение от полулегендарного Рюрика). Игорь продолжал деятельность своего предшественника Олега, в годы правления подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем, подавил восстание древлян. В 941 году совершил неудачный поход на Константинополь. Во время похода 944 года византийское правительство предложило Игорю выкуп, между греками и русскими был заключён договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами, с которыми заключил перемирие на 5 лет. Убит древлянами при попытке вторично собрать с них дань.
Илья Муромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.
Коляда - бог, давший Родам переселившимся в западные земли: календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до нашей эры), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию.
Нестор - древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры. Из самой «Повести временных лет» известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 году : в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется. Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».
Олег - князь новгородский с 879 года и великий князь киевский (с 882 года). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее. Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию. Князь Олег стремился всеми силами расширить свои владения. Олегу подчинились славянские племена, среди которых были весь и кривичи. Из люда подчиненных племен, и варяжских наемников Олег собрал большое сильное войско. Путь князя Олега лежал на юг. Олег захватил Смоленск, и оставил там править одного из своих приближенных. Дальше путь дружины Олега лежал в землю северян, где был взят город Любеч. В 882 году Олегово войско двинулось на Киев, где еще со времен Рюрика правили Аскольд и Дир. С помощью хитрости, Олег выманил Аскольда и Дира, убил их. После взятия Киева, Олег провозгласил город столицей своего государства. «Се буди мати городам русских». Именно с него пошло это распространенное выражение. С момента взятия Олегом Киева, начинается история Киевской Руси. Князь Олег совершил удачный поход на Константинополь, наведя ужас на греков и не пролив ни капли русской крови, Олег получил богатые дары и выгодные торговые условия для русских купцов. За сей успеха князя Олега стали именовать Вещим. Князь Олег правил 33 года, с 879 по 912 года. В 911 князь Олег совершил благое дело, подтвердив все прежнее договоренности с Византией, это позволило еще долгие годы русским купцам иметь неплохие условия торговли. Место захоронения Киевского князя Олега подлинно не известно. В историю нашей страны князь Олег вошел как строитель городов русских, собиратель славянских племен и талантливый полководец.
Ольга – (ок. 890 — 11 июля 969), княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Псковa. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуто Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Княгиня Ольга – одна из немногочисленных правителей женщин в истории России. Её роль в укрепление мощи древнерусского государства недооценить невозможно. Княгиня Ольга – это образ русской героини, мудрой, умной и в тоже время хитрой женщины, которая как настоящая воительница смогла отомстить за смерть своего мужа Игоря Старого. Ольга была достойной женой киевского князя, имел в своем владении Вышгород, что под Киевом, села Будутино, Ольжичи и другие русские земли. Пока Игорь Старый был в походах, Ольга занималась внутренней политикой русского государства. У Ольги была даже своя дружина, и свой посол, который был третьим в списке лиц, участвовавших в переговорах с Византией, после удачного похода Игоря. В 945 году от рук древлян погибает муж Ольги Игорь Старый. Их сын Святослав был еще мал, и поэтому вся тяжесть управления государством ложится на плечи княгини. Первым делом Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. После расправы с древлянами Ольга начинает активно заниматься внутренней политикой древнерусского государства. Во внешней политике, во время правления Ольги было затишье. Не было крупных походов, нигде не лилась русская кровь. Позднее княгиня приняла православие и стала первой правительницей – христианкой на Руси. Крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси, но её внук, Владимир Святославович продолжит дело княгини. Ольга первая русская святая. Именно с неё на Руси пошло православие.
Перун - бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Его представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы - золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах - «богомерзкие вещи»).
Путята Вышатич - воевода киевского князя Святополка II Изяславича, сын Вышаты Добрынича, внук Добрыни Никитыча, брат воеводы Яна Вышатича. Участвовал в Витичевском съезде князей. В 1097 году возглавил войско Святополка, посланное против князя Давида Игоревича, в 1104 году — поход против минского князя Глеба. Участвовал в успешном походе 1106 году на половцев. Путята занимался, видимо, ростовщичеством, чем вызвал ненависть со стороны киевлян. В ходе Киевского восстания 1113 двор Путяты был разграблен.
Рюрик - (?-879), варяг, основатель русского княжества династии Рюриковичей. Впервые упомянут в русской летописи в 862 году. Не исключается отождествление Рюрика с Хрериком Ютландским, одним из известных, по западно-европейским письменным источникам, предводителей датских викингов. До 850-х гг. владел крупным торговым центром во Фрисландии - Дорестадом, затем обосновался в Ютландии, участвовал в военно-политических событиях Швеции. По летописи, в 862 году Рюрик вместе с братьями Трувором и Синеусом был приглашен на княжение конфедерацией восточно-европейских племен. Рюрик обосновался в Ладоге, Трувор — в Изборске, Синеус — "на Белоозере". После смерти Трувора и Синеуса вся власть сосредоточиласть в руках Рюрика. Он построил Новгород и раздал своим мужам волости и города (Полоцк, Ростов, Муром). В 870 году возвращается на Запад для урегулирования отношений с французским и немецкими королями, а около 874 года вновь появляется в Новгороде, где подпаляет сопротивление оппозоции во главе с Вадимом Храбрым и вступает в брак с Ефандой — дочерью одного из знатных новгородцев. После смерти Рюрика, его сын Игорь в 882 году утверждается в Киеве. Имя «Рюрик» носили многие представители княжеского рода. В микротопономии окрестностей Новгорода его имя закрепилось за названием поселения у истоков Волхова — Рюриково городище.
Синеус - русский князь, родной брат Рюрика, прибыл в русскую землю 862 году, поселился на Белоозере, умер в 864 году. Он же, вероятно, покорил Мерю и Мурому.
Стрибог - в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями - возможно бог ветров или связан с атмосферой. Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих главных богов. Стрибог - старый (дядя, брат отца), старый бог, дед ветров, упомянут в «Слове о Полку Игореве» что, вероятно, указывает на атмосферные функции Стрибога. Он упоминается также в древнерусских поучениях против язычества.
Трувор - по русским летописным преданиям, один из трех братьев-конунгов (Рюрик, Синеус, Трувор), предводителей варяжских дружин, призванных «из-за моря» новгородскими славянами для прекращения междоусобиц и основавших Древнерусское государство. Трувор в 862 году стал княжить в Изборске, но вскоре скончался. Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»).
Ярослав Мудрый – (ок. 978 - 19 или 20 февраля 1054 гг., Вышгород) — Ростовский князь (987—1010 гг.), князь новгородский в (1010—1034 гг.), великий князь Киевский (1016—1018 гг., 1019—1054 гг.). Сын крестителя Руси, князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси. После примирения Ярослава с Мстиславом в 1024 году, междоусобицы прекратились и, по словам летописца, "бысть тишина велика в земли", ещё раз доказав преимущество единой самодержавной власти. За 30 лет правления Ярослав много сделал для укрепления русского государства, за что был назван "Мудрым". Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека). При Ярославе были возвращены русские земли до реки Сана, отвоёванные у восточных славян Болеславом Храбрым. Также были окончательно разбиты печенеги, часть которых совсем ушла из южнорусских степей, а остальные подчинились Ярославу и вошли в состав русского государства. В последний раз славянам пришлось воевать с греками. Ярослав много делал для развития отношений с иностранными государствами. Так, сам он был женат на шведской королевне; три его сына - на германских принцессах, а один, Всеволод - на дочери византийского императора, Константина Мономаха. Три его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Анна Ярославовна, королева Франции, его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Ярослав также, для предотвращения споров и войн за великокняжеский стол, попытался ввести определённый порядок княжения: вся семья Рюриковичей княжит сообща; каждый князь получает в управление "волость", т.е., какой-то район страны.
Ярило (Ярила) - в славянской мифологии божество весеннего плодородия. Вопрос о том, кем же являлся Ярило - божеством или всего лишь ритуальным персонажем - остаётся открытым. Часть исследователей считает, что нет никаких данных, что Ярило был славянским божеством. Н. Гальковский пишет: «Древние памятники совершенно не упоминают о Яриле. Одно из первых упоминаний о Яриле содержится в увещениях Тихона Задонского, жителей города Воронежа» (относится к 1763 году). Другие исследователи не разделяют этого скептицизма, и склоняются к тому, что Ярило был всё-таки божеством (его нередко, основываясь на сходстве имён, связывают с Яровитом балтийских славян).