Древний Рим в VIII-VI в. до н. е. : эпоха царей

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение истории Древнего Рима в эпоху царей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить источники истории царского периода, методы укрепления царской власти, социальное управление в Древнем Риме; рассмотреть вопрос о происхождении и взаимоотношениях патрициев и плебеев, о зарождении рабовладельческого строя; дать характеристику сервианской реформы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Время и история возникновения Рима………………………………..5
Глава 2.Общественный строй, социально-экономическая структура, взаимоотношения………………………………………………………………..11
§2.1 Социальное управление …………………………………………………...12
§2.2 Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя……………………………………………………….13
§2.3 Сервианская реформа: государственно-правовые причины, содержание, следствия ………………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиографический список……………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

история курсовик.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общественный строй, социально-экономическая структура, взаимоотношения

            Итак, из приведенных выше исторических сведений следует, что в Риме начала царского времени были разрозненные поселения, затем они начали объединяться между собой. Первыми объединились деревни Палантинского холма и возвышенности Велии. Затем в единую с ними общину слились поселки на холмах Эсквилине и Цэлии, потом – Виминала и Квиринала. Таким образом, начало царской эпохи знаменует собой начало истории объединенной римской общины.

            В начале царской эпохи народ Рима (populous) состоял из трех родовых триб, или племен.

           Вторым элементом общества было 30 курий. Курия – это союз мужчин-воинов. Курия выставляла 100 пеших и 10 конных воинов[1].

           Основой социальной структуры были роды (gentes). Сначала их было 100, а затем стало 300[2].

           Римский род царского времени был отцовским, экзогамным. Он характеризовался правом взаимного наследования, общим местом погребения, правом принимать в род чужаков, избирать и смещать старейшин, а так же обязанностью сородичей оказывать друг другу помощь. Родичи носили одно родовое имя, произведенное от предка.

          Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Однако, члены рода пользовались сообща лишь частью земли, основной же земельный фонд распределялся между входившими в род семьями.

         Это были большие патриархальные семьи (familia), включающие 3-4 поколения потомков главы семьи (paterfamilias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой общую хозяйственную единицу. Постепенно в ней возрастало значение главы семьи, который превращался в единственного собственника, распоряжался всем достоянием и членами семьи.

 

 

§2.1 Управление Римом

           Управление Римом состояло из сената, комиций и царя. Сенат был советом из 100, а позднее из 300 родовых старейшин.[1] Его название (senatus) происходит от латинского слова senex – старец. Комиции в переводе с латинского означает – сходку. Это народное собрание, точнее – собрание мужчин-воинов, созывавшееся по куриям, отсюда его название – куриатные комиции. На комициях выбирался царь (rex), обладавший функциями военного вождя, верховного жреца и судьи. Родичи были равны между собой. Каждый старший в роду входит в сенат, в совет отцов (patres), так что римский народ или все римляне, входящие в родовую организацию, представляли собой патрициев, т.е. людей имеющих свой совет отцов (patres).

           Таким образом, в Риме были элементы военной диктатуры. Однако римское общество с началом царской эпохи уже стало выходить за пределы союза племен и родоплеменного строя.

             Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост народонаселения способствовали подвижности населения и разрыву родственных связей. Наряду с общинами родового характера складывались соседские общины с присущими им коллективными формами землевладения, что

 

вело к появлению патриархально рабства и частного владения землей внутри родовых коллективов.

           Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов. В них выделялись более знатные и богатые семьи. Свойственные первобытности принципы авторитета по старшинству, мудрости и опытности заменялся принципом знатности, родовитости.

           В данном параграфе мной был изучен вопрос об управлении Римом. Оно состояло из сената, комиций и царя. Также следует отметить наличие в Риме элементов военной диктатуры. В следующем параграфе мы изучим происхождение и взаимоотношения патрициев и плебеев, зарождение рабовладельческого строя.

 

§2.2 Патриции и плебеи: происхождение и взаимоотношения, зарождение рабовладельческого строя

            Картина социальной жизни усложнялась тем, что растущий город пополнялся за счет завоеванного населения, а так же добровольных пришельцев, иногда целых родов, привлеченных удобством места, близостью судоходной реки, моря, солеварен. Сначала пришельцы включались в родовую организацию трех триб. Но потом доступ в нее стал прекращен, и новые поселенцы оказались

             На положении неполноправных, так как были лишены права участия в куриатных комициях и в сенате. Число их быстро увеличивалось, их стали называть плебсом (plebe – наполнять).

            Плебеи как и патриции, жили большими патриархальными семьями, составлявшими часть рода. Но в силу того, что эти семьи не входили в три римские трибы, они и не подлежали наделению землей, кроме небольшого участка при доме; не могли они пользоваться и общей землей. Потому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, земледелием, а главным образом ремеслом и торговлей. В этой среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и имущественной дифференциации. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны и искали для себя покровителей, становились клиентами, плебеи включались в состав рода и получали землю и имя покровителя.

             Таким образом, в рамках царской эпохи развилось социальное неравенство. Сначала выявились сословные различия между патрициями и клиентами, а затем началось формирование классов-сословий патрициев и плебеев. Этот процесс усилился при трех последних царях.

              Теперь, рассмотрев  происхождение и взаимоотношения патрициев и плебеев, зарождение рабовладельческого строя,  перейдем к изучению реформ Сервия Тулия.

 

§2.3 Реформы Сервия Тулия

              Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции.

              Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

              Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствии этого возникло разное несоответствие между поселением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

              Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

              Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии. [1]

              Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов. [2]

             Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семнадцать сельских[3]. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.

              Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.

             Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

             Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

            Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

            Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно.      Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

            Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.

            Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

             Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого государства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господствующего класса, был плотью от плоти этого класса.

            Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собрания по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни.

             Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

             Таким образом, в VI-V в. в. до н.э. имущественная дифференциация в Риме нашла отражение в его военной организации в системе комиций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принадлежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, принадлежащие состоятельным гражданам.

             На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она " была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишения вооружения ".

              Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом нового деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государственного единства по существу были ничем иным, как военно-административным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.

             Так на рубеже VI-V в. в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Эта политическая форма соответствовала раннерабовладельческим отношениям. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим и размеряющим земли. Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства.

Информация о работе Древний Рим в VIII-VI в. до н. е. : эпоха царей