Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:04, реферат
Славяне — потомки древних индоевропейских земледельческих и скотоводческих племен — занимали огромную территорию в Восточной Европе.
1. Вступление
2. Социально-экономические и политические предпосылки образования Киевской
Руси.
3. Расцвет Киевского государства.
4. Заключение. Значение Киевской Руси.
5.Список литературы.
При князе Владимире Киевская Русь приняла от греков православие. Так называется греческое христианство в отличие от христианства западноевропейского. Крещение Руси произошло в 988 году, и с этого времени начался расцвет Киевского государства. Память о князе Владимире, которого Церковь считает святым, сохранилась в русских народных песнях и былинах. В этих былинах, в сказочной форме, могучие богатыри из дружины князя Владимира храбро защищают русскую землю от врагов - жителей степей (картина В.М. Васнецова "Три богатыря").
Рост значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.
Хозяйство Киевской Руси было натуральное, то есть такое, в котором каждое отдельное хозяйство удовлетворяло в основном свои нужды. Однако в городах в 11 веке уже существовало производство на местный рынок. Некоторые предметы первой необходимости, как платье, обувь, приобретались на рынке.
Предметы роскоши и ювелирные изделия привозились из Византии и с Востока. В то же время киевские ремесленники создали собственное высокое искусство, образцы которого сохранились до наших дней. Процветало кузнечное ремесло; оружейники выделывали прекрасные мечи и другое оружие. В городах образовалась особая группа населения - купцы, которые занимались скупкой местных товаров и перепродажей их в другие города и за границу, а взамен привозили на продажу иноземные товары. Киев стал застраиваться каменными храмами и зданиями, украшенными живописью и мозаикой; был построен Софийский собор. Иностранцы, приезжавшие в Киев, поражались его великолепию и называли его "соперником Константинополя".
Принятие христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их святыми. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии.
Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон, ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.
При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов "Русская Правда". При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.
Во второй половине XI в. (1055 г.) на степных границах Древней Руси
появился
опасный враг — орды половцев. Они
совершили набег на Русь, предварительно
напав на своем пути на узов и
торков, кочевавших в степях Приднепровья.
Появление опасного противника задержало
наметившуюся тенденцию к раздроблению
русских земель на отдельные княжества.
Половецкий натиск был отбит объединенными
силами русских земель под водительством
великого киевского князя Владимира Мономаха
(правил в 1113—1125гг.).
Он многое сделал для внутреннего устройства
Древнерусского государства. Став в 1113
г. великим киевским князем, Владимир II
ограничил бесконтрольную деятельность
сборщиков податей и ростовщиков согласно
изданному им «Уставу Владимира Мономаха»,
явившегося дополнением к «Русской Правде»,
что улучшило положение трудового населения.
Ему удалось стабилизировать внутреннее
положение Руси, преодолеть сепаратизм
князей перед лицом внешней опасности,
объединить княжества вокруг единого
центра — Киева. Великий князь приложил
все силы, чтобы искоренить «крамолу»
враждующих князей. Не случайно шапка
Мономаха стала короной русских царей,
символом преемственности власти. Владимир
Мономах объединил воинские контингенты
русских княжеств. При нем прекратились
усобицы и князья земель беспрекословно
выполняли волю великого князя Киевского.
И результаты не замедлили сказаться.
Большая часть половецких орд ушла на
Северный Кавказ; оставшиеся мирно и тихо
кочевали в низовьях Дона, не смея приблизиться
к границам Руси.
Ликвидация
набегов кочевников имела двоякое
значение. Угроза миновала и владетели
княжеств занялись «устроением своих
земель».
В условиях натурального хозяйства и с
развитием производительных сил имелась
возможность для каждого региона (княжества)
отделиться от центра. Землевладельцы
— бояре были заинтересованы в сильном
аппарате управления на местах. При их
помощи потомки князей-наместников утверждали
свою власть в Черниговском, Смоленском,
Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском
и других княжествах. Процесс выхода княжеств-земель
из повиновения Киеву после смерти сына
Владимира Мономаха Мстислава в 1132 г. принял
обвальный характер. Он начался во второй
половине XII в. и продолжался вплоть до
конца XV столетия.
Эпоха временного объединения Руси перед
лицом кочевой опасности завершилась.
Местному боярству каждого княжества
нужна была власть в лице «своего» князя.
Великий князь из Киева уже не мог контролировать
экономическую и политическую жизнь, обособившись
окраин государства, географические пределы которых
соответствовали племенным союзам, которые
складывались веками. Распалось единое
Древнерусское государство, а вместе с
ним произошло разъединение некогда могучего
сильного войска, отстаивавшего независимость
Древней Руси от посягательств завоевателей.
5. Список литературы
1. Греков Б.Д.
Киевская Русь. М., 1953.
2. Грушевский М. "Иллюстрированная история
Украины". - К., 1997. 3.Древнерусское государство
и его международное значение. М., 1965.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского.
М., 1988. Кн. 1.
5. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.
М., 1987. Т. 1.
6. Соловьев С.М. Сочинения. История России
с древнейших времен. М., 1988. Кн. 7.Толочко
П. "Київська Русь". - К., 1996.
8. Рогов В.Я. История государства и права
России. IX — начало XX веков. М., 1995.
9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские
княжества XII — начала XIII веков. М., 1982.
10. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания.
Былины. Летописи. М., 1963.