Деятельность государственной думмы и опыт российского парламентаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти , Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная» .

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственная Дума РФ
1.1. Понятие и состав Государственной Думы…………………………...…5
1.2. Депутатские объединения и группы………………………………….....9
1.3. Комитеты и комиссии……………………………………………….….14
Глава 2. Опыт российского парламентаризма
2.1. Первая Государственная Дума…………………………………………18
2.2. Вторая Государственная Дума………………………………………....22
2.3. Третья Государственная Дума………………………………………....24
2.4.Четвертая Государственная Дума…………………………………...….26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      Депутат  Государственной Думы вправе  состоять только в одном депутатском  объединении. Депутат входит в  состав депутатского объединения  на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения по его письменному заявлению. Депутат выводится из состава депутатского объединения на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении его из депутатского объединения либо в случае подачи им во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы или в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменного заявления:

      а) о выходе из депутатского объединения;

      б) о  переходе в другое зарегистрированное  депутатское объединение;

      в) о  вхождении во вновь образуемую  депутатскую группу.

      Датой  выхода депутата из депутатского  объединения считается дата регистрации  заявления депутата или соответствующего решения депутатского объединения во Временном секретариате Государственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Датой вхождения депутата в депутатское объединение считается день, следующий за днем регистрации документов во Временном секретариате Государственной Думы или в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Временного секретариата Государственной Думы или Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

      В случае  досрочного выбытия депутата Государственной Думы, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных, блоков, Государственная Дума в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» принимает постановление о прекращении полномочий указанного депутата. Проект указанного постановления вносится на рассмотрение Государственной Думы Комиссией Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. На основании принятого постановления Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Комитеты и комиссии

 

В соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты Государственной Думы (далее  также – комитеты).

      Комитеты  Государственной Думы:

      – вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

      – осуществляют  предварительное рассмотрение законопроектов  и их подготовку к рассмотрению  Государственной Думой;

      – осуществляют  подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;

      – осуществляют  подготовку заключений по законопроектам  и проектам постановлений, поступившим  на рассмотрение Государственной Думы;

      – рассматривают  и исполняют поручения Совета  Государственной Думы;

      – в  соответствии с решением палаты  подготавливают запросы в Конституционный  Суд Российской Федерации;

      – в  соответствии с решением Совета  Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

      – организуют  проводимые Государственной Думой  парламентские слушания;

      – дают  заключения и предложения по  соответствующим разделам проекта  федерального бюджета;

      – проводят  анализ практики применения законодательства;

      – вносят  предложения о проведении мероприятий  в Государственной Думе;

      – решают  вопросы организации своей деятельности.

      Комитеты  Государственной Думы образуются  на срок, не превышающий срока  полномочий Государственной Думы  данного созыва. Государственная  Дума образует комитеты, как правило,  на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.

      Подкомитеты  предварительно прорабатывают направляемые  им председателем комитета законопроекты,  иные документы и материалы,  рассматривают их на своих  заседаниях и подготавливают  предложения по обсуждаемым вопросам  к заседаниям комитета.

      Депутат  Государственной Думы может быть  членом только одного подкомитета.  Член подкомитета имеет право  решающего голоса на заседании  подкомитета. Депутаты, не входящие  в состав подкомитета, вправе  принимать участие в работе  подкомитета с правом совещательного голоса.

      Председатели  комитетов, их первые заместители  и заместители избираются палатой  в порядке, предусмотренном для  избрания заместителей Председателя  Государственной Думы.

      Председатели  комитетов, их первые заместители  и заместители избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению депутатских объединений. Голосование может проводиться по единому списку кандидатур. Решение об избрании оформляется постановлением палаты.

      Общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлениям одного депутатского объединения на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 процентов от общего числа членов данного депутатского объединения.

      Решения  об освобождении председателей  комитетов Государственной Думы  и их заместителей от должности  принимаются большинством голосов  от общего числа депутатов  Государственной Думы. Решения об  освобождении оформляются постановлениями палаты.

      Состав  комитета утверждается Государственной  Думой большинством голосов от  общего числа депутатов Государственной  Думы. Решение об утверждении  состава комитета оформляется  постановлением Государственной  Думы. Изменения в составе комитета производятся постановлением Государственной Думы.

      Комитеты, комиссии Государственной Думы  имеют право вносить на заседание  Совета Государственной Думы  предложения по проекту порядка  работы Государственной Думы  на очередное заседание.

      Депутат  – представитель комитета, комиссии  по поручению комитета, комиссии  имеет право выступать на заседаниях  палаты, заседаниях других комитетов  и комиссий с докладами и  содокладами по вопросам, относящимся  к ведению представляемого им комитета, комиссии.

      В заседании  комитета, комиссии Государственной  Думы могут принимать участие  с правом совещательного голоса  депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав. На  заседании комитета, комиссии вправе  присутствовать полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также могут присутствовать статс-секретари – заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти.

      На заседание  комитета, комиссии могут быть  приглашены эксперты, а также  представители заинтересованных  государственных органов и общественных  объединений, средств массовой  информации.

      Комитеты, комиссии вправе проводить совместные  заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

      Для  выяснения фактического положения  дел и общественного мнения  по вопросам законопроектной  деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов  и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. В случае проведения указанных мероприятий в субъектах Российской Федерации командирование депутатов Государственной Думы, работников Аппарата Государственной Думы осуществляется в соответствии с установленным порядком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опыт российского  парламентаризма  

2.1. Первая Государственная  Дума

Первая Государственная Дума — российский представительный законодательный орган, действовавший с 27 апреля по 8 июля 1906 года в течение одной сессии. Принципы деятельности Государственной думы были определены Манифестом 17 октября 1905 года, который декларировал основы гражданских свобод и созыв законодательного органа, к выборам которого будут допущены все слои населения. Император Николай II Александрович обещал, что никакой закон не мог быть утвержден царем без одобрения Государственной думой; органами исполнительной власти должна была быть обеспечена возможность участия депутатов Государственной думы в надзоре за исполнением законодательства.

11 декабря 1905 года был  издан закон о выборах в  Государственную думу. Сохранив  куриальную систему, установленную  ранее для выборов в Булыгинскую  думу, закон прибавил к землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и расширил состав избирателей по городской курии. 49% всех выборщиков принадлежали к крестьянской курии. По рабочей курии к выборам допускались мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и другие ограничения лишали избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщими (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равными (один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными).

Признав за Государственной  думой законодательные права, царь стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 года высшее законосовещательное учреждение Российской империи — Государственный совет, существовавший с 1810 года, был преобразован в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной думы. Манифест 20 февраля 1906 года разъяснял, что Государственная дума не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Государственной думы изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 года, император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной думой.

Большевики призвали к бойкоту выборов в Государственную  думу, надеясь свергнуть самодержавие революционным путем. Однако в условиях спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Государственную думу проходили в феврале-марте 1906 года. Из 478 избранных депутатов кадетов было 161, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских этнических групп) — 70, октябристов — 13, беспартийных — 100, трудовиков — 107. В состав фракции трудовиков входили десять социал-демократов, в основном, меньшевиков. Они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков. В июне 1906 года, по решению Четвертого съезда РСДРП, социал-демократические депутаты выделились в самостоятельную фракцию.

Торжественное открытие Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Тронном зале Зимнего  дворца в Петербурге. Председателем  Государственной думы был избран один из лидеров кадетов, профессор Московского университета, правовед С.А. Муромцев. Центральным на заседаниях Первой Государственной думы стал аграрный вопрос. Кадеты выступали за частичное принудительное отчуждение помещичьей земли. 8 мая они внесли в Государственную думу законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Однако, правительство еще накануне созыва Государственной думы приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о принудительном отчуждении земли. Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фонда» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Это был революционный законопроект, означавший ликвидацию помещичьего землевладения. 8 июня 1906 года группа из 33 депутатов внесла проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров. Этот проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Государственная дума отказалась обсуждать радикальный «проект 33-х». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. Реагируя на проекты земельной реформы в Государственной думе, правительство 20 июня выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю.

Информация о работе Деятельность государственной думмы и опыт российского парламентаризма