Деятельность государственной думмы и опыт российского парламентаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти , Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная» .

Оглавление

Введение
Глава 1. Государственная Дума РФ
1.1. Понятие и состав Государственной Думы…………………………...…5
1.2. Депутатские объединения и группы………………………………….....9
1.3. Комитеты и комиссии……………………………………………….….14
Глава 2. Опыт российского парламентаризма
2.1. Первая Государственная Дума…………………………………………18
2.2. Вторая Государственная Дума………………………………………....22
2.3. Третья Государственная Дума………………………………………....24
2.4.Четвертая Государственная Дума…………………………………...….26
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

история.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 Введение

Глава 1. Государственная Дума РФ

1.1. Понятие и состав Государственной Думы…………………………...…5

1.2. Депутатские объединения и группы………………………………….....9

1.3. Комитеты и комиссии……………………………………………….….14

Глава 2. Опыт российского парламентаризма  

2.1. Первая Государственная Дума…………………………………………18

2.2. Вторая Государственная Дума………………………………………....22

2.3. Третья Государственная Дума………………………………………....24

2.4.Четвертая Государственная Дума…………………………………...….26

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Революция 1905 года привела к превращению  неограниченной

самодержавной власти в конституционную  монархию. Однако, пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906 года проекта Основных законов Российской империи, в которых был определён характер царской власти , Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная» .

На пути конституционного строительства  в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. Государственный совет был преобразован в феврале 1906 года, а в апреле ему был придан государственно – правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух парламентов, двух присутствий и канцелярии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственная Дума РФ

1.1. Понятие  и состав Государственной Думы

 

Государственная дума (кратко - Госдума) - одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума и  Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

В отличие от Совета Федерации  Конституция РФ закрепляет численный  состав Государственной Думы - 450 депутатов. А в Совет Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Это указано статье 95 Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную  Думу избирается 450 депутатов. 225 депутатов  Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Государственную Думу возглавляет  Председатель Государственной Думы. Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием: Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Регламент Государственной  Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с  полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы.

Совет Государственной  Думы - коллегиальный, постоянно действующий  орган палаты, созданный для предварительной  подготовки и рассмотрения организационных  вопросов деятельности палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц; формирование проекта работы Государственной Думы на очередное заседание.

Ст. 96 Конституции РФ устанавливает  срок полномочий депутатов Государственной  Думы в 4 года, что соответствует  мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5 летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам - увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем, данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Основные полномочия Государственная Дума осуществляет на пленарных заседаниях во время сессий (весенней -- с 12 января по 20 июня и осенней -- 1 сентября -- 25 декабря). На практике, поскольку депутаты не успевают завершить рассмотрение законопроектов, сроки сессий часто продлеваются. Заседания палаты открытые, они освещаются средствами массовой информации. Решение о закрытом заседании принимается большинством голосов от общего числа. На открытых и закрытых заседаниях могут присутствовать Президент РФ, полномочный представитель Президента в Государственной Думе, члены Совета Федерации, члены Правительства и др. Статс-секретари (заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти), представляющие свои министерства и ведомства, могут присутствовать на открытых заседаниях, а на закрытых -- по специальным пропускам. На заседаниях ведутся протоколы и стенограммы, при открытом заседании они публикуются.

 

Сессия складывается из разных форм деятельности палаты: пленарных  заседаний, заседаний Совета Государственной  Думы, заседаний комитетов и комиссий, работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Все эти мероприятия расписаны парламентом по дням недели, существует график работы.

Первоочередному рассмотрению на заседании подлежат вопросы, включенные в повестку дня, но не рассмотренные на предыдущем заседании; послания Президента; законопроекты, внесенные Президентом или Правительством в качестве срочных; проекты федеральных законов о бюджете и бюджетной системе; о доверии Правительству и др.

Помимо обсуждения законопроектов, на заседаниях Думы осуществляются другие мероприятия, о которых говорилось выше: вопросы и запросы депутатов, парламентские запросы (от имени палаты), «правительственный час», час заявлений депутатов, рассматривается вопрос о доверии и недоверии Правительству, проводятся парламентские слушания и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Депутатские  объединения и группы

 

Депутатскими объединениями  являются фракции и депутатские  группы. Фракции и депутатские  группы обладают равными правами, определенными Регламентом.

      Депутатское  объединение, сформированное на  основе избирательного объединения,  прошедшего в Государственную  Думу по федеральному избирательному  округу, а также из депутатов  Государственной Думы, избранных  по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, именуется фракцией и подлежит регистрации независимо от числа ее членов.

      Фракция,  сформированная на основе политической  партии, прошедшей в Государственную  Думу в составе избирательного блока, подлежит регистрации независимо от числа ее членов.

      Депутаты  Государственной Думы, не вошедшие  во фракции, вправе образовывать  депутатские группы. Регистрации  подлежат депутатские группы  численностью не менее 55 депутатов  Государственной Думы.

      Депутаты  Государственной Думы, не вошедшие  ни в одно из депутатских  объединений при их регистрации  либо выбывшие из депутатского  объединения, в дальнейшем могут  войти в любое из них при  согласии депутатского объединения.

      Внутренняя деятельность депутатских объединений организуется ими самостоятельно. Депутатские объединения информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы о своих решениях. Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы на основании:

      а) сообщения  Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации о результатах  выборов депутатов Государственной  Думы по федеральному избирательному  округу от соответствующих политической партии или избирательного блока;

      б) письменного  уведомления руководителя фракции  об образовании фракции;

      в) протокола  организационного собрания фракции,  включающего решение о целях  ее образования, о ее официальном  названии, списочном составе, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

      г) письменных  заявлений депутатов Государственной  Думы о вхождении во фракцию.

      Фракция,  сформированная на основе политической  партии прошедшей в Государственную  Думу в составе избирательного  блока, в случае использования  в своем названии наименования  данного избирательного блока  обязана указать в названии  также свои отличительные признаки.

      Регистрацию  депутатской группы осуществляет  Временная комиссия Государственной  Думы по Регламенту и организации  работы Государственной Думы  на основании:

      а) письменного  уведомления руководителя депутатской  группы об образовании депутатской группы;

      б) протокола  организационного собрания депутатской  группы, включающего решение о  целях ее образования, о ее  официальном названии, списочном  составе, а также о лицах,  уполномоченных выступать от  имени депутатской группы и  представлять ее на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

      в) письменных  заявлений депутатов Государственной  Думы о вхождении в депутатскую  группу.

      Регистрация  депутатских объединений производится  не позднее двух рабочих дней со дня подачи во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов, перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи. Указанные документы, за исключением письменных заявлений депутатов Государственной Думы о вхождении в соответствующее депутатское объединение, рассылаются Временным секретариатом Государственной Думы во все депутатские объединения для сведения и в Аппарат Государственной Думы для внесения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

      После  прекращения полномочий Временной  комиссии Государственной Думы  по Регламенту и организации  работы Государственной Думы  регистрацию вновь образуемых  депутатских объединений, контроль  за изменениями в составах  депутатских объединений, а также принятие решения о прекращении деятельности депутатской группы в случае, предусмотренном частью третьей статьи 18 Регламента, осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. По поручению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы Аппарат Государственной Думы вносит соответствующие изменения в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

      Объединения  депутатов Государственной Думы, не зарегистрированные в соответствии с настоящей статьей, не пользуются правами депутатского объединения, определенными Регламентом.

      Депутаты, входящие в депутатские объединения,  и депутаты, не входящие ни  в одно из депутатских объединений, размещаются в зале заседаний Государственной Думы отдельно и компактно. В случае выхода депутата из депутатского объединения в соответствии с частью первой статьи 18 Регламента местом его размещения в зале заседаний Государственной Думы является место компактного размещения депутатов, не входящих ни в одно из депутатских объединений.

Информация о работе Деятельность государственной думмы и опыт российского парламентаризма