Вместе
с тем, были проведены преобразования
во внутренней жизни церкви. Утверждался
созданный ранее пантеон общерусских
святых, унифицировался ряд церковных
обрядов. Были приняты также
меры по искоренению безнравственности
духовного сословия.
Опричнина.
Знаменитый
русский историк В.О.Ключевский
как-то заметил об опричнине: "Учреждение
это всегда казалось странным
как тем, кто страдал от него,
так и тем, кто его исследовал".
Действительно, всего семь лет
существовала опричнина, но как
много ученых "копий" сломано
над выяснением ее причин и
целей.
В
целом, все разноликие мнения
историков можно свести к двум
взаимоисключающим утверждениям: 1)
опричнина была обусловлена личными
качествами царя Ивана и не
имела никакого политического
смысла (В.О.Ключевский, С.Б.Веселовский,
И.Я.Фроянов); 2) опричнина являлась хорошо
продуманным политическим шагом Ивана
Грозного и была направлена против тех
социальных сил, которые противостояли
его "самовластию". Последняя точка
зрения, в свою очередь, также "раздваивается".
Одни исследователи полагают, что целью
опричнины было сокрушение боярско-княжеского
экономического и политического могущества
(С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников).
Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают,
что опричнина "целилась" в остатки
удельно-княжеской старины (Старицкий
князь Владимир), а также направлялась
против сепаратистских устремлений Новгорода
и сопротивления церкви как мощной, противостоящей
государству организации. Ни одно из этих
положений не бесспорно, поэтому спор
обопричнине продолжается.
Видимо,
причины появления опричнины
надо искать не в борьбе
с определенными социальными
группами, а в реакции пытающейся
усилиться самодержавной власти
на альтернативу государственного
развития, представленную сословно-представительными
учреждениями.
Однако,
необходимо знать не только мнение исследователей,
но и ход самого опричного "действа".
3
декабря 1564 года царь неожиданно
для многих выехал из Москвы
вместе с семьей в сопровождении
заранее подобранных бояр и
дворян. Взял он также с собой
казну и "святости". После
посещения Троице-Сергиева монастыря
он направился в свою летнюю
резиденцию - Александровскую слободу
(ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку
от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года
Иван IV Грозный шлет в Москву две грамоты.
В первой - адресованной боярам, духовенству
и служилым людям - он обвинял их же в изменах
и потворстве изменам, а во второй царь
объявлял московским посадским людям,
что у него "гневу на них и опалы никоторые
нет". Послания царя, прочитанные на
Красной площади, вызвали в городе огромное
волнение. Московское "людье" потребовало,
чтобы царя уговорили вернуться на престол,
угрожая, что в противном случае они "государственных
лиходеев и изменников" сами "потребят".
Через
несколько дней в Александровской слободе
Иван Васильевич принял делегацию духовенства
и боярства и согласился вернуться на
престол с условием, "что ему своих изменников,
которые измены ему, государю, делали и
в чем ему, государю, были непослушны, на
тех опала своя класти, а иных казнити
и животы их и статки иматп, а учинити емут
на своем государстве себе опричнину,
двор ему учинить себе и весь обиход особный".
Опричнина
не была каким-либо новым делом,
ибо так назывался издавна
удел, который князь выдавал своей
вдове, "опричь" (кроме) другой
земли. Однако в данном случае
опричнина означала личный удел
царя. Остальная часть государства
стала именоваться земщиной, управление
которой осуществлялось Боярской думой.
Политическим и административным центром
опричнины стал "особый двор" со своей
Боярской думой и приказами, частично
переведенными из земщины. В опричнине
была особая казна. Первоначально в опричнину
была взята тысяча (к концу опричнины -
уже 6 тысяч) в основном служилых людей,
но были и представители некоторых старых
княжеских и боярских родов. Для опричников
вводилась особая форма: к шеям своих лошадей
они привязывали собачьи головы, а у колчана
со стрелами - метлу. Это означало, что
опричник должен грызть "государевых
изменников" и выметать измену.
Обычно
считается, что в опричнину
были взяты территории, где господствовало
княжеско-боярское землевладение.
Выселение оттуда крупных землевладельцев
на земли земщины, таким образом,
подрывало их экономическую базу и ослабляло
их позиции в политической борьбе. Однако
в последнее время выясняется, что ставшие
опричными земли были заселены в основном
либо служилыми людьми (дворянами), либо
другими верными слугами государя (западные
земли), либо были черносошными (Поморье).
Опричная часть была выделена и в Москве.
Причем, часть землевладельцев этих земель
просто перешла в опричнину. Безусловно,
были проведены и выселения. Но их масштабы
не стоит преувеличивать, к тому же пострадавшие
вскоре были возвращены на места. Опричнина
отнюдь не изменила структуру крупной
собственности на землю, пишет В.Б.Кобрин,
боярское и княжеское землевладение пережило
опричнину. Хотя нельзя не сказать и о
том, что жертвами болезненных подозрений
царя стали многие бояре. Ему постоянно
мерещились заговоры против него - и головы
зачастую невинных людей летели десятками.
Выступление
Ивана Грозного и опричников
против старых удельных институтов
достигло своего апогея в 1569-1570
годах. Церковные иерархи не
поддерживали опричную
Митрополит Филипп
Колычев (миниатюра XVII века)
политику. Митрополит
Афанасий удалился в монастырь, а
сменивший его Филипп Колычев выступил
с обличениями опричнины. Он был низложен,
заточен в монастырь.
Митрополит Филипп
Колычев (миниатюра XVII века)
Во
время Новгородского
похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов
задушил в тверском Отроческом монастыре
митрополита Филиппа (Колычева Федора
Степановича). Однако факт низложения
митрополитов и других церковников еще
не свидетельствует об ослаблении позиции
церкви в целом.
Еще
с начала 50-х годов царь Иван
повел линию па физическое
уничтожение последнего удельного
князя на Руси - Владимира Андреевича
Старицкого, который, как показали
события 1553 года, связанные с болезнью
Ивана, мог реально претендовать
на царствование. После ряда опал
и унижений Владимир Андреевич
в октябре 1569 года был отравлен.
В
декабре 1569 года войско опричников,
лично возглавлявшееся Иваном
Грозным, выступило в поход
на Новгород, , поводом к которому послужило
подозрение в желании Новгорода перейти
к Литве. Были разграблены все города по
дороге от Москвы до Новгорода. Во время
этого похода в декабре 1569 года Малюта
Скуратов задушил в тверском Отроческом
монастыре митрополита Филиппа (Колычев
Федор Степанович) (1507-69х), публично выступавшего
против опричнины и казней Ивана IV. Считается,
что число жертв в Новгороде, где тогда
проживало не более 30 тысяч человек, достигло
10-15 тысяч. Царь шел как по неприятельской
стране. Опричники громили города (Тверь,
Торжок), села и деревни, убивали и грабили
население. В самом Новгороде разгром
длился 6 недель. Подозреваемых тысячами
пытали и топили в Волхове. Город был разграблен.
Имущество церквей, монастырей и купцов
было конфисковано. Избиение продолжалось
и в Новгородских пятинах. Затем Грозный
двинулся к Пскову, и лишь суеверность
грозного царя позволила этому старинному
городу избежать погрома.
Новгородский
поход опричников позволяет сделать вывод,
что Иван IV страшился отнюдь не только
представителей аристократии (как препятствия
на пути к неограниченной власти), но и
в равной мере (а может быть в большей)
городского и сельского населения, также
представленного на Земских соборах -
учреждении сословно-представительном.
После
возвращения из Новгорода начинаются
казни самих опричников, тех, которые
стояли у ее истоков: на смену им приходят
наиболее отличившиеся в погромах и казнях,
среди них Малюта Скуратов и Василий Грязной.
Опричный террор продолжался. На 1570 год
приходятся последние массовые казни
в Москве.
В
1572 году опричнина была отменена:
"государь опричнину оставил".
Свою роль сыграло нашествие
на Москву в 1571 году крымского
хана Девлет-Гирея, которого опричное
войско не смогло остановить; были пожжены
посады, огонь перекинулся в Китай-город
и Кремль. Крымский хан, неожиданно появившись
под Москвой со 120-тысячным войском, заставил
Ивана Грозного бежать из Москвы в Александровскую
слободу, оттуда - в Ростов. 24 мая 1571 года
Москва была сожжена, за исключением Кремля.
Количество погибших в огне составило
несколько сот тысяч человек, до 150 тысяч
татары увели в плен. Впрочем, некоторые
исследователи полагают, что изменена
была лишь вывеска, а опричнина под именем
"государева двора" продолжала существовать
и далее. Другие историки считают, что
Иван IV попытался вернуться к опричным
порядкам в 1575 года, когда вновь получил
во владение "удел", а остальной территорией
поставил управлять крещеного татарского
хана Симеона Бекбулатовича, который назывался
"великим князем всея Руси", в отличие
от просто "князя московского". Не
пробыв и года на престоле, хан был сведен
с великого княжения. Все вернулось на
свои места.
Опричнина
в целом не смогла усилить на более или
менее продолжительное время самодержавное
правление (после смерти Ивана IV мы видим
деятельность не столько царя Федора Иоановича,
сколько его окружения, из которого более
других отличался Борис Федорович Годунов,
который, достигнув трона, вынужден был
утверждаться Земским собором), ни ликвидировать
центральные сословно-представительные
органы и местное самоуправление. Опричнина
не должна рассматриваться как ступень
к новой "прогрессивной" самодержавной
форме правления, как часто определяют
ее значение. В большей степени она являлась
возвращением к временам удельного правления
(если иметь в виду деление страны на опричнину
и земщину и т.д.). Опричнина была реформой,
но реформой с противоположным знаком.
Об этом свидетельствуют и ее последствия.
Ливонская война.
В
1553 году английская торговая компания
снарядила в Китай через Ледовитый
океан экспедицию, часть которой
погибла, а часть во главе
с Ричардом Чэнслором прибыла в устье
Северной Двины и добралась до Москвы,
где милостиво принята Иваном. Через два
года Чэнслор явился уже послом от английского
правительства и заключил договор о беспошлинной
торговле англичан в России, а в 1557 году
московский агент, Осип Непея, добился
в Англии того же для русских. Это оживило
в Москве мысль пробиться к Балтийскому
морю, чтобы установить непосредственные
и более удобные, чем на севере, сношения
с Западной Европой, которым решительно
препятствовал Ливонский орден, не пропустивший
в Россию набранных в 1547 году в Германии
по поручению Ивана саксонцев Шлитте мастеров
и художников.
Ливонская
война стала "делом всей
жизни" Ивана IV Грозного (И.И.Смирнов),
а К.Маркс замечал, что ее
целью "было дать России
выход к Балтийскому морю и
открыть пути сообщения с Европой".
Ливония,
созданная в XIII веке немецкими
рыцарями-меченосцами, представляла
собой в XIV веке слабое государство,
по сути разделенное между
Орденом, епископами и городами.
Орден возглавлял его лишь
формально. Вместе с тем Орден,
опираясь на поддержку других
государств, препятствовал установлению
контактов России с западноевропейскими
странами.
Непосредственным
же поводом к началу Ливонской
войны послужил вопрос о "юрьевской
дани" (Юрьев, впоследствии названный
Дерпт (Тарту), основал еще Ярослав Мудрый).
Согласно договору 1503 года за него и прилегающую
территорию должна была уплачиваться
ежегодная дань, что, однако, не делалось.
К тому же Орден заключил в 1557 году военный
союз с литовско-польским королем. В январе
1558 году Иван IV двинул свои войска в Ливонию.
Начало воины принесло ему победы: были
взяты Нарва и
Польский король
Сигизмунд II Август
Юрьев.
Польский король
Сигизмунд II Август
Летом и осенью
1558 года и в начале 1559 года русские
войска прошли всю Ливонию (до Ревеля
и Риги) и продвинулись в Курляндии до
границ Восточной Пруссии и
Литвы.
Угроза
полного разгрома заставила ливонцев
просить перемирия. В марте 1559 года оно
было заключено сроком на полгода. Начавшиеся
в 1560 году военные действия принесли Ордену
новые поражения: были взяты крупные крепости
Мариенбург и Феллин, в плен попал сам
магистр Ордена Фюрстенберг. Результатом
компании 1560 года стал фактический разгром
Ливонского ордена как государств. Однако
земли его перешли под власть Польши, Дании
и Швеции, а последний его магистр - Кетлер
- получил лишь Курляндию, да и то находившуюся
в зависимости от Польши.
Таким
образом, вместо слабой Ливонии
у России оказалось теперь
три сильных противника. Правда,
пока Швеция и Дания воевали
друг с другом, Иван IV вел успешные
действия против Сигизмунда II Августа.
В феврале 1563 года он взял
Полоцк. Но уже в начале следующего
года русские войска потерпели
ряд поражений (битвы на р.Уле
и под Оршей). Тогда Иван IV попытался восстановить
Ливонский орден, но под протекторатом
России, а с Польшей повел переговоры.
Условия мира царь обнародовал на Земском
соборе 1566 года. Они оказались неприемлемыми,
и собор высказался за продолжение войны:
"Государю нашему тех городов Ливонских,
которые взял король во обереганье, отступиться
непригоже, а пригоже государю за те городы
стояти". В решении собора также подчеркивалось,
что отказ от Ливонии повредит торговым
интересам.