Детская больница имени Карла Андреевича Раухфуса в дни блокады

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:47, реферат

Краткое описание

Великая Отечественная война по сей день является той темой, изучением которой заняты многие историки и писатели. Постоянно переиздаются многотомные справочники и энциклопедии. Разного рода иллюстрированные издания, посвящённые как всей войне, так и её отдельным битвам, дают наиболее полное представление о боевых действиях и состоянии гражданского населения.

Оглавление

Введение.
1.Детская больница им. К.А. Раухфуса в судьбах детей блокадного города.
2.Врачи больницы в борьбе за юные жизни в дни блокады Ленинграда.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение.

Файлы: 1 файл

Реферат.«ДОРОГИ И СУДЬБЫ».doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение  
            «Санкт-Петербургское суворовское военное училище 
               Министерства обороны Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ

научно-практическая конференция воспитанников

довузовских образовательных учреждений Санкт-Петербурга

«ДОРОГИ И СУДЬБЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема работы: Детская больница им. К.А. Раухфуса в дни блокады.

 

 

Выполнил: Детков Юрий Вячеславович.

 

научный руководитель: Пыж В.В.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение.

1.Детская больница им. К.А. Раухфуса в судьбах детей блокадного города.

2.Врачи больницы в борьбе за юные жизни в дни блокады Ленинграда.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Великая Отечественная война по сей день является той темой, изучением которой заняты многие историки и писатели. Постоянно переиздаются многотомные справочники и энциклопедии. Разного рода иллюстрированные издания, посвящённые как всей войне, так и её отдельным битвам, дают наиболее полное представление о боевых действиях и состоянии гражданского населения.

Существуют и специальные серии изданий, объединённые общей темой или общим смыслом. В серии «Города-герои» есть том, раскрывающий перед читателем всю историю героической борьбы за Ленинград: от летних месяцев 1941 года, когда город готовился достойно встретить врага, до долгожданного салюта в честь полного снятия блокады.

Однако наибольший интерес представляет литература об обычных людях ─ свидетелях того страшного учинённого фашистами «блицкрига», который растянулся почти на четыре года.

Кто знает, что такое блокада? У каждого, кто её пережил, она своя, неповторимо трагичная, неповторимо безжалостная. Тем же, кому повезло не знать, что такое блокада, остаётся лишь одно: основываться на самых разных данных, читать самые разные высказывания и задавать себе вопрос «Что такое блокада, какой она была?»

Для меня - блокада Ленинграда – это  героическая  и яркая, но  в  то  же  время   кровопролитная  и  тяжёлая  страница  нашей  истории.  На  мой  взгляд, блокада  Ленинграда- это один из самых  великих  и  ярких  моментов Великой  Отечественной  войны. Я  выбрал  именно  эту  тему  для  реферата  потому, что  меня  всегда  привлекала  эта столь  героическая  страница  нашей  истории.

Я недавно узнал, посетив музей в городской детской больнице им. К.А.Раухфуса, что после окончания Великой отечественной войны  в Берлине в штаб- квартире Гиммлера были найдены карты различных городов Европы. На всех картах городские объекты, предназначенные к уничтожению, были отмечены пронумерованными кружками. Среди карт городов было большое количество карт Ленинграда. На картах нашего города было помечено 955 объектов.

Кружком с №90 была отмечена больница им. К.А.Раухфуса. То есть, даже ленинградских детей, находящихся на лечении, гитлеровцы планировали уничтожить. И такая карта была у каждого лётчика, летевшего бомбить город, и у каждого офицера - артиллериста, чьи орудия были нацелены на Ленинград. Эти карты были датированы апрелем 1941 года. 

Военачальники Третьего Рейха не напрасно рассчитывали на захват города на Неве: овладение Ленинградом, Кронштадтом и Мурманской железной дорогой автоматически повлечёт за собой потерю Советским Союзом Прибалтики, приведёт к гибели Балтийского флота (а это значит, что общие оборонительные возможности советских вооружённых сил будут гораздо ниже), лишит СССР коммуникаций, ведущих вглубь страны от портов Баренцева и Белого морей, а также позволит немцам установить непосредственные контакты со своими финскими соратниками.

Имея Ленинград и прилегающую к нему местность в своем распоряжении, вермахт приобрёл бы не только весьма удобные морские и сухопутные пути для обеспечения провиантом, вооружением и многим другим войск групп армий «Север» и «Центр», но и выгодные позиции для удара в тыл советским вооружённым силам, прикрывавшим Москву.

Вот как об этом писал один из разработчиков плана «Барбаросса» фельдмаршал Ф. Паулюс: «Овладением Ленинградом преследовалось несколько военных целей: ликвидация основных баз русского Балтийского флота, вывод из строя военной промышленности и ликвидация Ленинграда как пункта сосредоточения для контрнаступления против немецких войск, наступавших на Москву».1

8 сентября 1941 года прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. С этого дня начали свой страшный отсчет  блокадных дней. Обыкновенные люди — мужчины, женщины, дети — вошли в бессмертие, потому что вопреки обстоятельствам и в условиях, которых не знала история, жили достойно и выстояли.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения около 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Детские больницы, сады и ясли стали настоящим спасением для маленьких ленинградев, а ученые бились над тем, чем кормить малышей в условиях блокады. За их жизнь и здоровье боролись ленинградские врачи и медсестры, побеждая антисанитарные условия осажденного города и постоянную нехватку медикаментов.

 872 блокадных дня были нелегким испытанием для жителей Ленинграда.  Тысячи ленинградцев погибали от не прекращающихся ни днем, ни ночью бомбежек и обстрелов. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тяготы и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.

 

Сколько  я  ни  читаю книг о той войне, ни  смотрю фильмов, но , вглядываясь в лица на старых блокадных фотографиях в музее, не перестаю восхищаться внутренним благородством, отвагой и решимостью и, наверное, надеждой.  История военного искусства знала и до этого великие блокады- блокада Трои, блокада Карфагена. Но и Троя и Карфаген, при всем героизме защитников, оказались в руках у завоевателей.

Да, только такие люди как ленинградцы,  смогли совершить великий  подвиг- отстоять свой любимый город ! Я  поражаюсь  и  преклоняюсь  перед    патриотизмом  и  смелостью  ленинградцев! Я восхищаюсь мужеством ленинградских мальчиков и девочек - моих ровесников, вынесших на своих хрупких плечах всю тяжесть  блокадных невзгод.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах. И они были на ровне со взрослыми.

Писатель Александр Фадеев в путевых заметках «Ленинград в дни блокады»  писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».2

Детям было хуже ,чем взрослым!

Они не понимали,что происходит:почему нет папы,почему мама постоянно плачет,почему постоянно хочется есть,почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали,что в их дом прищла большая беда.

Город жил,сражался и ковал оружие для грядущей победы;вместе  со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах,дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках,выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными,воевали в партизанских отрядах.

А когда покидали силы от недоедания или их настигали осколки вражеских снарядов и бомб, они попадали в больницы и госпиталя, где за их жизнь боролись истощенные голодом врачи. Так было и в старейшей в России детской городской больнице им. Карла Андреевича Раухфуса, где ни на один день, ни на один час не прекращалась борьба за жизнь людей все блокадные годы.

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

 

Проблема исследования поведения и судеб людей в условиях блокады города является, на наш взгляд,  весьма актуальной и сегодня. Это обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, при всем многообразии исследований, посвященных блокаде Ленинграда, данная тема исследована менее других. В наши дни появилась возможность познакомиться с ранее недоступными широкому кругу исследователей документами и материалами, часть из них была опубликована в целом ряде новых документальных материалов, в том числе и в воспоминаниях очевидцев и участников тех событий.

Все это позволяет более полно представить обстановку того времени, уточнить картину событий, переосмыслить уже имеющиеся данные в свете открывшейся информации.

Во-вторых, актуальность выбранной нами темы определяется тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние не только на поколение, пережившее ее, но и на последующие поколения.

Как отмечают специалисты, в наши дни люди старшего возраста, испытавшие в блокадном детстве длительное голодание и тяжелейший стресс, составляют группу высокого риска развития ряда серьезных хронических заболеваний. Они нуждаются в дополнительной медицинской и социальной поддержке, а их дети, в свою очередь, – в более внимательном врачебном наблюдении. Это следует учитывать тем, кто находиться у власти сегодня при разработке и принятии тех или иных законов, касающихся здравоохранения и других социальных аспектов.

В-третьих, анализ проблем защиты детей в условиях осады города поможет специалистам эффективно организовать разноплановую помощь населению при возникновении чрезвычайных ситуаций. Мировая история, в том числе современные конфликты (Югославия, Ирак, Ливия, Сирия) не дают забывать пророческие слова великого русского адмирала С.О.Макарова «Помни войну!!!». А в условиях войны самыми незащищенными и легко уязвимыми становятся дети.

В- четвертых, исследование блокадных судеб юных жителей непокоренного Ленинграда поможет углубить знания современной молодежи в области отечественной истории; раскрыть роль личности в победе над врагом.

Цель моего исследования - попытаться открыть еще одну маленькую страничку в Великой Книге судеб блокадного Ленинграда и сохранить ее для потомков как память о тех суровых днях.

 

 

Глава 1. Детская больница им. К.А. Раухфуса в судьбах детей блокадного города.

Дети и война, дети и блокада...  Детство опаленное войной, блокадное детство...Вместо конфет и подарков - голод и холод, вместо игрушек - свист и разрывы снарядов и бомб.  Что может быть ужаснее …в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

В годы войн ы детская городская больница им.К.А.Раухфуса стала работать как детский военный госпиталь, в котором было развёрнуто 445 коек. На плечи оставшихся сотрудников больницы легла вся тяжесть работы в условиях, каких ещё не знала история. Главным врачом больницы стал Михаил Александрович Гиммельфарб, начмедом – Елена Павловна Сумакова.

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года.

Уже в июле в городе были введены карточки на продовольствие. 8 и 10 сентября фашисты разбомбили  Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия города. Эти запасы, как пишут теперь, были не велики, но и население города уже уменьшилось за счёт успевших эвакуироваться.

В сознании переживших блокаду ленинградцев пожар на Бадаевских складах запечатлелся на всю жизнь. Над городом поднимался густой чёрный дым и стоял запах гари. Горели мука, сахар, масло.3

Земля на этом месте долго оставалась сладкой. Сотрудники больницы писали позже о мальчике лет 10, который в осенние дни 41-го года поступил в больницу с кишечной непроходимостью. У него при бомбёжке погибли все родные и, чтобы не умереть с голоду, ребёнок ел эту сладкую землю. Его кишечник был забит землёй.

Голод наступал на жителей и защитников города. Нормы выдачи хлеба всё уменьшались, а в хлебе возрастало количестве несъедобных примесей.  С 20 ноября по 25 декабря выдавали рабочим 250 граммов хлеба, служащим и детям – 125. При этом стоит помнить, что все подобные изделия выпекались не из первосортной или даже второсортной пшеничной муки. Блокадный хлеб того времени имел следующий состав:

-мука ржаная ─ 40 %,

-целлюлоза ─ 25%,

-шроты ─ 20 %,

-мука ячневая ─ 5%,

-солод ─ 10 %,

-жмых (при наличии заменял целлюлозу),

-отруби (при наличии заменяли шроты).4

В блокадном городе хлеб был, безусловно, высшей ценностью. За буханку хлеба, кулёк крупы или банку тушёнки люди были готовы отдавать даже семейные драгоценности. У разных людей были разные способы разделения ломтика хлеба, который выдавался каждое утро: кто-то разрезал на тонкие пластинки, кто-то ─ на крохотные кубики, но все сходились в одном: самое вкусное и сытное ─ это корка. Но о какой сытности может идти речь, когда каждый из ленинградцев худел на глазах?

Информация о работе Детская больница имени Карла Андреевича Раухфуса в дни блокады