Декабризм. Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:31, контрольная работа

Краткое описание

Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного “духовного парламента” России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Оглавление

Введение
Декабризм:
а) предпосылки появления политической оппозиции;
б) программные положения тайных обществ декабристов.
Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века:
а) консервативно-охранительное направление (Н. М. Карамзин, С. С. Уваров);
б) либеральное направление (П. Я. Чаадаев; западники и славянофилы);
в) радикальное направление (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, петрашевцы).
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по истории.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: _История_

по теме: Декабризм. Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание.

 

 

  1. Введение
  2. Декабризм:

а) предпосылки появления политической оппозиции;

б) программные положения тайных обществ декабристов.

  1. Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века:

а) консервативно-охранительное направление (Н. М. Карамзин, С. С. Уваров);

б) либеральное направление (П. Я. Чаадаев; западники и славянофилы);

в) радикальное направление (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, петрашевцы).

  1. Заключение
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с увиденным в Западной Европе стали одними из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов. Это событие представляет особый интерес для историографии. Данный фактор можно объяснить тем, что декабристское движение положило начало новому революционно-освободительному этапу.

      Цели движения декабристов отражали основные исторические задачи, возникшие в развитии России того времени. Движение декабристов выросло на почве русской действительности. Не увлечение западноевропейской передовой философией, не заграничные военные походы, не примеры западноевропейских революций породили движение декабристов, его породило историческое развитие их страны, объективные исторические задачи в русском историческом процессе. Декабристы постепенно осознали борьбу с крепостным правом и самодержавием как главные цели своей деятельности. Они постепенно формировали свои взгляды, вникая в жизнь помещичьих крепостных имений, которую с детства хорошо знали, в события Отечественной войны 1812г., на полях которой они проливали кровь, защищая Родину от вторгшегося Наполеона, в заграничных походах, освобождавших Европу, где они воочию увидели «войну народов и царей» против феодального угнетения. Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.

      Благодаря общественному движению в стране удалось сохранить “внутреннюю свободу” - независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения.

Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву  для дальнейшего развертывания  освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного “духовного парламента” России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

 

 

 

 

 

Декабризм. Предпосылки  появления политической оппозиции.

 

     Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Оно впервые в истории России приобрело организованные формы.            Первоначально основу деятельности участников возникших тогда кружков и организаций составляли либеральные идеи. Главной из них стало положение о приоритете личности человека и его, экономических и политических свобод над всеми остальными. Эта установка была принципиально новой для России, где испокон веков главным считались интересы общества и государства, а ценность личности человека самого по себе не признавалась. Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма XVIII века – Руссо, Вольтером и др. Однако в конце своего правления сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбы монархии в России.

      Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 года и особенно – заграничных походов русской армии в 1813 – 1814 годах, в которых участвовало около 115 будущих участников движения. Декабристы называли себя “детьми 1812 года”. Именно Отечественная война глубоко и остро поставила перед ними вопрос о судьбах России, путях ее развития, а заграничные походы русской армии 1813 – 1814 годов, во время которых декабристы познакомились с социально – политическими изменениями, произошедшими в Европе в результате Великой Французской революции конца XVIII века, обогатили их новыми идеями, впечатлениями и жизненным опытом. Патриотический подъем, порожденный Отечественной войной, оказался в гармоничном созвучии с передовыми идеями и явился существенным источником декабризма. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждались всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознании нерядового дворянства.

Бездействие и нерешительность  властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников  к созданию тайных обществ и кружков. Случилось так, что и правительство и передовые круги общества в тайне друг от друга вынашивали планы преобразований, совпадавшие порой в своих основных чертах.

Историк и юрист М.Н.Гернет, основываясь на материалах следствия  над декабристами и на собственных  ответах 37 декабристов, так определил причины их свободомыслия:

  • чтение политической и другой иностранной литературы-19 человек;
  • поездка и походы за границу-9;
  • окружная русская действительность-6;
  • влияние тайного общества-6;
  • либеральная политика Александра1 -2;
  • прочие причины-2 человека.

      Именно в движении декабристов освободительные идеи были тесно связаны с их патриотическими настроениями, в значительной мере вытекали из них. Это объясняется еще и тем, что на раннем этапе освободительного движения не только в России, но и в других странах в условиях формирования наций, роста национального возрождения, с прогрессом нации. Декабристы, горячие патриоты своей Родины, раньше других поняли, что крепостничество и самодержавный произвол – главные причины бед и отсталости России. Ликвидация крепостного строя и самодержавия рассматривались ими в первую очередь как конкретная и глубоко патриотическая задача “спасения” России.

      Важно учитывать и конкретную международную обстановку той эпохи, в которой действовали декабристы. Они выступили на исторической арене в эпоху решительных катаклизмов, их время несло свои “неслыханные перемены, невиданные мятежи”: наполеоновские войны, революции в разных странах Европы, национально – освободительные движения в Греции и в латиноамериканских колониях. “Нынешний век, - писал в своих показаниях следственной комиссии П. И. Пестель, - ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сил двух противоположностей. То же самое зрелище представляет и вся Америка. Дух преобразований заставляет, так сказать, везде умы клокотать”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение тайных обществ.

 

       В феврале 1816 года родился «Союз Спасения» – первая декабристская организация. Изначально в организации были приняты различные ритуалы (ибо какое же тайное общество без ритуалов и церемоний?), но в последствие подобные забавы забылись за долгими разговорами и попытками выработать программу действий. «Союз Спасения» был небольшой, потому хорошо законспирированной организацией, ставящей перед собой целью уничтожение крепостного права путем просветительской работы в обществе и прошений на августейшее имя, т.е. мирным путем. Через год после создания (в феврале 1817) «Союз Спасения» выработал свой «Статут» и получил название «Общество истинных и верных сынов отечества». Теперь в планы участников также входило ограничение самодержавия Конституцией, хотя идея Республики уже начала сформировываться и обсуждаться. Однако, 30 человек (именно до такого количества участников разрослось общество) были не в состоянии выполнить подобную программу. Также члены общества решили не ограничиваться только мирными средствами. Так, в августе 1817 года, узнав о планах Александра I восстановить границы Польши, какими они были до 1772 года (что означало отторжение от России Украины и Белоруссии), возникла идея цареубийства. Александр Муравьев предложил тянуть жребий, но Иван Якушкин заявил, что он первый решил убить императора безо всякого жребия. Якушкин предлагал приблизиться к Александру I с двумя пистолетами, во время его выхода из Успенского собора. Один из пистолетов Якушкин предназначал для себя (согласно некоторым данным Якушкин на тот момент был томим несчастною любовью и готов на самоубийство). Однако единогласного решения не было, и план отклонили.

      Так как члены организации не во всем разделяли идеи друг друга, «Общество истинных и верных сынов Отечества» было распущено. На время, пока вырабатывался устав и программа будущей тайной организации, в Москве было создано «переходное» общество под скромным и не вызывающим особого внимания названием «Военное общество». Оно было намерено сохранить основной костяк Союза Спасения и пополнить ряды организации новыми членами. Выполнив свои функции «Военное общество» также было расформировано.

     В 1818 году на смену приходит новая организация – «Союз Благоденствия», которая насчитывала уже около 200 членов. Теперь общество состояло не только из офицеров гвардии и Генерального штаба, но и из штатских. Общество имело общий руководящий орган – «Коренную управу», а также орган исполнительной власти – Совет (Думу). Также существовали отделения (управы) в Москве и на периферии. Устав организации назывался по цвету переплета «Зеленая книга» и делился на две части. Первая часть, содержащая общие положения по просвещению и гуманистическому воспитанию молодежи, была известна всем, но вторая, говорящая об уничтожении крепостного права и борьбе с абсолютизмом, была знакома немногим. Легальная деятельность членов общества заключалась в попытках воздействовать на общественное мнение через просветительские организации, книги, литературные альманахи.

Однако многочисленность организации была также и слабым ее местом. Окончательно придя к  мысли о необходимости революции, руководство «Союза Благоденствия» решило вновь реорганизовать тайное общество, попутно избавившись от наименее надежных и полезных его членов. Этому способствовало известие о том, что в Санкт-Петербурге его существование не является секретом, и в Москву выехали официальные лица с целью ареста членов тайного общества. В январе 1821 года Коренная управа объявила о роспуске «Союза Благоденствия».

      В марте 1821 года возникло Южное тайное общество на Украине, осенью 1822 года – Северное в Петербурге. Идеологами их стали: Южного – П.И. Пестель, Северного – Никита Муравьев.

 

 

Программы и  конституции Северного и Южного обществ

 

Южное общество

     Южное общество, самое многочисленное и радикально настроенное, состояло из Тульчинской, Каменской и Васильковской управ. Во главе го стояла Директория (или Коренная Дума), в которую в марте 1821 года были избраны П.И. Пестель, А.П. Юшневский и руководитель Северного общества Н.М. Муравьев.

     В 1818 году на Украине, в Полтавской губернии, юнкерами братьями Борисовыми совместно с несколькими товарищами было основано тайное политическое «Общество первого согласия», преследовавшее цель борьбы за демократический строй. В 1823 году молодая организация преобразовалась в Общество соединённых славян, которое поставило целью основание мощной демократической республиканской федерации славянских стран. В федерацию должны были войти Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия, Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация и Кроация (все эти страны общество считало славянскими). Каждое государство, входящее в состав федерации, должно было разработать свою конституцию, отражавшую его особенности. Повсюду в федерации уничтожалось крепостное право; одно из «правил» Соединённых славян гласило: «Не желай иметь раба, когда сам быть рабом не хочешь».

     Осенью 1825 года, Общество соединённых славян влилось в Южное общество и составило его особое отделение – Славянскую управу.

       Программным документом Южного общества стала «Русская Правда», составленная Пестелем.

Полное название этого проекта  – «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».

Проект многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей  Южного общества, к работе над текстом  проекта привлекались отдельные  члены общества. На Киевском съезде 1823 года основные положения «Русской Правды» были обсуждены и единогласно приняты руководителями Южного общества.

     Согласно этому проекту Россия должна была стать республикой.

Уничтожался не только самый институт самодержавия, но и физически истреблялся  весь царствующий дом: П.И. Пестель был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома.

Верховная власть разделялась на законодательную (Верховное Вече) и исполнительную (Державная Дума). Контролировать деятельность этих органов должен был Верховный  Собор.

     Верховное Вече составлялось из 500 народных представителей, избиравшихся на пять лет. Каждый год пятая часть депутатов должна была уходить в отставку, а на смену им избирались новые. Выборы предполагались двухстепенные. Председатель избирался ежегодно из депутатов, заседающих последний год.

    Державная Дума должна была состоять из пяти депутатов, избираемых народом на пять лет. Ежегодно один из них должен был уходить в отставку и заменяться другим. Председателем Державной Думы становился депутат, заседающий последний год. Державная Дума должна была формировать все исполнительные органы власти.

      Верховный Собор должен был состоять из 120 «бояр», которые должны были назначаться пожизненно и не участвовали бы в других органах власти. Собор должен был назначать из своих членов по одному Генерал-прокурору в каждое министерство и в каждую область. Верховный собор назначал, кроме того, главнокомандующего армией во время войны.

     Местные органы власти должны были формироваться на общем волостном собрании (земское народное собрание), которое должно было собираться каждый год и выбирало своих депутатов в «наместные собрания» (наместное волостное собрание, наместное уездное собрание, наместное окружное или губернское собрание). В эти органы выборы были прямые. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний – «выборные посадники». Компетенция этих собраний была довольно широкой: они выслушивали отчеты исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии – волостных, уездных и земских правлениях, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних. Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти – Верховное Вече.

Информация о работе Декабризм. Общественно-политическая мысль второй четверти XIX века