Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:33, реферат
Проблема декабризма насчитывает уже более 190 лет, если считать от возникновения первых, ранних преддекабристских «артелей» 1814-1816 гг. Историография декабризма породила обширную, далеко неоднозначную литературу, содержащую богатую палитру мнений: от неприятия и отрицания прогрессивного смысла декабризма до понимания социальной и политической значимости этого явления в истории России.
Законодательную власть, по конституции Муравьева, осуществляет Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты представителей. Верховная исполнительная власть принадлежит императору: "Император есть верховный чиновник российского правительства". При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России. Права императора довольно обширны (назначение министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, права верховного военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного Веча.
Высшим органом судебной власти является "Верховное судилище". Предусматривались системы судов (областные, уездные заседания) с участием присяжных.
Республика допускалась Н.М.Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость в России монархии он обосновывал обширностью территории страны, требующей значительной силы власти. Муравьев высказывал опасение, что эта сила власти может прийти в столкновение с началами свободы. Для согласования начал власти и свободы необходим повышенный контроль представительных учреждений за действиями аппарата исполнительной власти. Если в столице (по первому проекту – Нижний Новгород, составляющий особую область "Славянск", по второму проекту – Москва) деятельность императора и чиновников контролирует Народное Вече, то в обширной стране трудно обеспечить законность действий чиновников, отдаленных от столицы, без дополнительных гарантий. Этим была обусловлена мысль о федеративном устройстве будущей России.
Будущая Россия предполагалась как федерация, состоящая из нескольких держав и областей или только из областей. Державы и области образуются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное "законодательное" (правительствующее – по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял "Державный правитель", избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.
Н.М.Муравьев полагал, что военная революция произойдет в столицах и других частях страны, где имеются вооруженные силы, руководимые офицерами – членами тайных обществ. "Силою оружия", как лаконично ответил Н.М.Муравьев на вопрос следственной комиссии, Сенат будет принужден к опубликованию Манифеста об отмене крепостного права, о равенстве всех перед законом, о свободе печати и других свободах и правах; предполагалось избрание выборных представителей народных, которые учредят на будущее порядок правления и государственное законоположение. Одновременно в тех частях России, где одержат успех войска, руководимые тайными обществами, упраздняется крепостное право ("Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным"), вводятся представительные учреждения, свободы печати, слова и совести. Движение войск на столицы прекращается с упразднением прежнего правления.
Проект Муравьева перекликался не только по названию, но и по содержанию с проектом Вяземского. Поддерживая близкие отношения со многими членами общества, Вяземский ознакомил их с проектом, над которым так много работал и от которого правительство отказалось.
Сходство
двух проектов заключалось в сохранении
монархии, введении федеративного устройства
и создании двухпалатного
"Конституция"
Никиты Муравьева была сложным
документом. Ее автор, занимавший
среди декабристов очень умеренные позиции,
попытался свести воедино и пересмотреть
неосуществленные проекты Александра
I. Кое в чем он продвинул их вперед, кое
в чем остался на их почве. Положительная
сторона проекта Муравьева — это то, что
в своей основе он был реалистичен. Автор
понимал, что нельзя навязывать стране
такие преобразования, для которых она
еще не созрела. Недостаточная реалистичность
некоторых положений объяснялась не "забеганием
вперед", а боязнью слишком задеть интересы
помещиков. В самом деле, вряд ли можно
было считать реальным освобождение крестьян
от помещичьей кабалы, если бы они получили
по две десятины на двор.
В последующие годы в Северном обществе произошла смена поколений. А.Н. Муравьев, основатель "Союза спасения", отошел от общества. Все менее активно работал в нем Никита Муравьев, не обладавший крепким здоровьем. Трубецкой по службе был переведен в Киев; К руководству пришли более молодые и радикально настроенные люди. В начале 1825 г. в Думу входили Е.П. Оболенский, А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев, вступивший в общество в 1823 г. по рекомендации-Пущина.
Евгений Оболенский был человеком мягким и не очень решительным. Александр Бестужев (литературный псевдоним — Марлинский), поэт и беллетрист романтического направления, блестящий офицер, охотно отвлекался на светские развлечения. Основное бремя организаторской работы в тайном обществе легло на Кондратия Рылеева.
Ко времени вступления в общество (28 лет) он был уже известным поэтом. В своих стихах он прославлял свободу, внушал ненависть к тирании. Широкую популярность приобрела его ода "К временщику". Все знали, что она адресована Аракчееву. В Северном обществе Рылеев проявил замечательные организаторские способности.
В числе новых членов был Петр Каховский. Он собирался в Грецию, где шла война за независимость, но остался в Петербурге, встретив Рылеева, своего старого друга. Человек нетерпеливый, Каховский рвался совершить цареубийство. С немалым трудом Рылееву удавалось его сдерживать. Большим успехом Рылеева было установление контактов с кружком морских офицеров, которые позднее вступили в Северное общество. Трубецкой, вернувшийся в Петербург, не принимал активного участия в жизни общества, предпочитал приглядываться и прислушиваться.
Программным документом "Южного общества" стала "Русская правда", написанная Павлом Ивановичем Пестелем (1793-1826 гг). Согласно этому проекту Россия провозглашалась единой и неделимой республикой с однопалатным парламентом (Народным вечем). Избирательным правом наделялись все лица, достигшие 18 лет. Исполнительная власть передавалась Державной думе, состоящей из пяти человек. Каждый год из нее выбывал один человек и один избирался. Пост президента занимал тот, кто находился в Думе последний год.
Крепостное право отменялось, сословия ликвидировались. К освобожденным крестьянам переходила половина всего земельного фонда. Другая половина оставалась в частной собственности помещиков и иных лиц, пожелавших приобрести землю. Согласно этому документу земли общественные (волостные) предназначаются для доставления необходимого всем гражданам без изъятия; они не могут продаваться или закладываться. Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, достаточный для пропитания одного тягла (муж с женою и тремя детьми). Земли частные свободно продаются и покупаются; они "будут служить и доставлению изобилия". Цель аграрного проекта – обеспечить каждому россиянину прожиточный минимум, защищающий его от нищеты и от произвола "аристокрации богатств". Одним из первых отечественных мыслителей Пестель отразил в теории новые общественные противоречия. Складывающиеся в развитых странах Запада: "Отличительная черта нынешнего столетия, - писал он, - ознаменовывается явною борьбою между народами и феодальною аристокрацией, во время коей начинает возникать аристокрация богатств, гораздо вреднейшая аристокрации феодальной". Возникновении в России "аристокрации богатств" неизбежно, поскольку в гражданском обществе будут обеспечены собственность, свобода промыслов, частная инициатива и конкуренция. Именно поэтому, считал Пестель, следует принять особые меры против всевластия богатых и обнищания масс.
Пестель выступал против имущественного ценза: "Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству ещё другие политические права и преимущества". По "Русской правде" все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.
Пестель
был сторонником республики. По его
проекту верховную
Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем – один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы).
Для того, чтобы эти названные власти не выходили из своих пределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору (120 "бояр", пожизненно назначаемых Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями) Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.
В отличие от Муравьева, Пестель – сторонник единого русского централизованного государства. Федерацию он отвергал как возрождение "удельной системы". Особенно пагубной и вредной он считал федерацию в России, где много племен и народов, языков и вер. В будущей России, полагал Пестель, все эти племена и народности обрусеют: "Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский".
Исключение составит Польша – Пестель, как и другие декабристы был сторонником её восстановления её независимости.
Для осуществления "Русской Правды" предполагалось установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должны провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить возможные волнения и беспорядки.
"Русская правда" была выдающимся памятником декабристской мысли. Аграрная ее часть отличалась продуманным подходом к проблеме. Недаром впоследствии, когда готовилось освобождение крестьян, власти взяли за основу (сами того не подозревая) идею Пестеля о разделении земель частновладельческих и крестьянских. Но не все в программе Пестеля было реалистично. Нельзя, например, было ликвидировать в России сословия, когда в ней еще не вполне сложились классы капиталистического общества. Это повело бы к разрушению социальных структур общества, могло вылиться в развал и хаос.
Разногласия Северного и Южного обществ помешали их объединению. "Южная и Северная Думы приняли два различных направления: первая положила себе целью демократический переворот, вторая – монархически конституционный, - писал впоследствии один из декабристов. – Несмотря на это разногласия целей и средств, обе думы, не действующие совокупно, не прекращали связей между собою. Двигателем по Южной Думе был Пестель, по Северной Никита Муравьев". Павел Пестель и Никита Муравьев, написавшие столь разные проекты, расходились и в том, как провести их в жизнь. Муравьев предполагал вынести свой проект на рассмотрение Учредительного собрания. Пестель считал, что "Русская правда" должна быть введена в действие декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.
Пестель, главный теоретик Южного общества, был человеком замкнутым и малообщительным. Душой Южного общества стал Сергей Муравьев-Апостол. Его любили солдаты, к нему тянулись офицеры. Правой рукой Муравьева-Апостола был Михаил Бестужев-Рюмин, обладавший неиссякаемой энергией и организаторскими способностями. Именно он разузнал об "Обществе соединенных славян" и установил с ним контакт.
В
отличие от Южного общества, где
тон задавали опальные гвардейцы, Общество
славян сложилось в среде
Считая это первым шагом к освобождению всех славянских народов, члены "Общества соединенных славян" присоединились к Южному обществу.
Чтобы выработать общую программу действий, Пестель в 1824 г. приезжал в Петербург. Ему не удалось убедить "северян" принять "Русскую правду", хотя многие из них, в том числе Рылеев, постепенно становились республиканцами. Договорились только об одном — выступать надо совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 г
Пожалуй, ни одна из политологических тем в русской истории не скомпрометирована до такой степени, как декабризм. Здесь, можно сказать, исторические обстоятельства поработали двояко: в период Империи декабристы представлялись массовому сознанию как клятвопреступники и ниспровергатели устоев народной жизни, в советские время — как духовные предшественники большевизма, что, в свою очередь, помешало осмыслению феномена декабризма современным российским обществом в неменьшей степени, чем некогда царская цензура. Декабристы были «первенцами свободы», ибо не могли мириться с ужасами крепостничества (фактически – рабства в XIX веке), несправедливостью и самовластьем самодержавия.