Декабризм как политическое течение. Пестель и др.представители наиболее радикальных взглядов декабристского движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:33, реферат

Краткое описание

Проблема декабризма насчитывает уже более 190 лет, если считать от возникновения первых, ранних преддекабристских «артелей» 1814-1816 гг. Историография декабризма породила обширную, далеко неоднозначную литературу, содержащую богатую палитру мнений: от неприятия и отрицания прогрессивного смысла декабризма до понимания социальной и политической значимости этого явления в истории России.

Файлы: 1 файл

Реферат (Декабризм).doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Филиал ФГБОУ ВПО

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» 
 
 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине «История политических учений» 

Тема: Декабризм как политическое течение. Пестель и др.представители наиболее радикальных взглядов декабристского движения 
 
 
 

    Фамилия и.о. студента

    Номер учебной  группы

    Проверил  

    Отметка о  зачёте ______________________________

    Подпись преподавателя ________________________ 
     
     
     
     

Пермь

2011 

     Введение

     Проблема  декабризма насчитывает уже более 190 лет, если считать от возникновения  первых, ранних преддекабристских «артелей» 1814-1816 гг. Историография декабризма породила обширную, далеко неоднозначную  литературу, содержащую богатую палитру мнений: от неприятия и отрицания прогрессивного смысла декабризма до понимания социальной и политической значимости этого явления в истории России.

     В первой половине XIX века государственный и общественный порядок Российской империи находился на следующих основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратилист в праздный потребительский класс рабовладельцев. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX в. Практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве.

     Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Правительство  порой осознавало опасность углубляющейся  розни основных сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было не способно.

     Крепостное  право резко затрудняло развитие страны в промышленном, культурном, военном отношениях. Россия резко  отставала от передовых государств, строивших гражданское общество. В стране накоплялись непримиримые социальные антагонизмы. Нарастающие противоречия феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновениях либеральной и охранительной (консервативной) идеологии. Наиболее яркими проявлениями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных обществ и выступление декабристов. 
 
 

 

      Основная часть

     1. Первые организации  будущих декабристов

     В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили "артель": в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали острые вопросы. Вскоре Александр дал знать, что такого рода "сборища" ему не нравятся. Офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов российской действительности.

     В 1816 г возникла первая тайная офицерская организация, названная "Союзом истинных и верных сынов Отечества" ("Союз спасения"). Его возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В число основателей входили также князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро были участниками Отечественной войны и заграничных походов. Якушкин отличился в Бородинском сражении. Позднее в "Союз" вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

     Главной целью общества было введение конституции  и гражданских свобод. В уставе "Союза" говорилось, что если царствующий  император "не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его  наследнику, не ограничив его самодержавия". Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с большим трудом удалось его отговорить.

     "Союз  спасения" строился на основании  глубокой конспирации и строгой  дисциплины. Статус общества был составлен в духе масонских форм (степеней, ритуалов, клятв). За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями остро встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Осуществление этих реформ сделало бы бессмысленным существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят свои усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

     В 1818 г. вместо "Союза спасения" был  основан "Союз благоденствия". Устав его был освобожден от масонских форм. Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные "управы" — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый "Союз" носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе ("Зеленой книге") говорилось, что "Союз" считает своей обязанностью "распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия". Одной из главных своих целей "Союз" считал развитие благотворительности, смягчение и гуманизацию нравов. Сокровенной целью Союза было признано введение представительного правления, а способом действия – привлечение возможно большего числа членов, распространение политических понятий, овладение общественным мнением.

     Судьба  крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания "Союза". Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения  с крепостными, "истреблять" продажу  их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

     Большое значение "Союз благоденствия" придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены "Союза", имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. "Союз" ставил себе целью бороться против взяточничества, стремился к мирному разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению "различные племена, состояния, сословия". Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели "Союза". Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли.

     Для достижения своих целей члены "Союза" должны были активно участвовать  в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала.

     Знакомство  с "Зеленой книгой" показывает, что ее авторы были передовыми людьми — с широким кругозором и добрым сердцем. Существовала и вторая часть "Зеленой книги", известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и уничтожение крепостного права.

     В 1820 году на совещании Коренной думы по докладу Пестеля принимается  решение о желательности для России республиканского строя. Это решение было тем более опасным, что среди членов Союза благоденствия было немало людей, не сочувствующих столь радикальному решению.

     За  короткое время своего существования "Союз благоденствия" успел сделать  очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. в полку произошли солдатские волнения. "Зачинщики" были жестоко наказаны, остальные солдаты разосланы по отдаленным гарнизонам.

     Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и  их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные  армейские корпуса и высланы  из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, который располагался недалеко от Черниговского. Так оказались на юге многие участники тайного общества.

     Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа "Союза благоденствия" не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы "споспешествовать правительству", надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд "Союза благоденствия" в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

     2. Северное и Южное  общества декабристов

     В 1821—1822 гг. возникло два новых общества — Северное в Петербурге и Южное в армейских частях, расквартированных на Украине. Они поддерживали связь между собой, стремились к объединению, но пошли во многом разными путями.

     Оба общества имели следующие общие цели:

  1. отмена крепостного права;
  2. ликвидация самодержавия; создание в России представительных учреждений, республики или конституционной монархии;
  3. отмена сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства;
  4. план "военной революции" как средства достижения этих целей.

     Предполагалось, что члены тайных обществ –  офицеры в назначенный день с  помощью руководимых ими воинских частей вынудят правительство к  капитуляции. План был подсказан  успехами военных революций в  некоторых зарубежных странах, особенно в Испании. В рамках этой общей программы ряд конкретных целей и способов их достижения Северное и Южное общества представляли себе по-разному. Разногласия относились к вопросам:

  1. о земле;
  2. о политических правах;
  3. о форме правления;
  4. о форме государственного единства будущей России;
  5. о способах преобразования государственного и общественного строя.

     2.1. Северное общество  и Н.М.Муравьев

     Северное  общество возглавила Дума, в которую  входили Сергей Трубецкой, Никита Муравьев и Евгений Оболенский. Программным документом общества стала "Конституция", разработанная Никитой Михайловичем Муравьевым (1795-1843 гг). В первоначальном варианте она называлась "Уставной грамотой Славяно-русской империи". В нем говорилось: "Земли помещиков остаются за ними". Предусматривалось даже возмещение убытков, причиненных переселением поселян в другие места. В третьем проекте "Конституции" утверждалось уже иное: "Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их". Приходится признать, что этот пункт заимствован из проекта Аракчеева. Вместе с тем в "Конституции" подчеркивалось, что военные поселения должны быть ликвидированы.

     По  проектам Н.М.Муравьева политические права обусловлены высоким имущественным цензом, тем более высоким, чем о более высоких государственных должностях идет речь.

     На  совещании 1820 г. Муравьев был согласен с Пестелем в требовании республики. Однако с 1821 г. Он пришел к мысли о преимуществах монархии, основанной на разделении властей.

Информация о работе Декабризм как политическое течение. Пестель и др.представители наиболее радикальных взглядов декабристского движения