Цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы было узнать о великом переселении народов и выяснить с чего же началось формирование христианской средневековой цивилизации в Европе, особенности социальной этики, отношения к труду и собственности. Чтобы ответить на эти вопросы мы провели небольшое исследование, в ходе которого мы выяснили, что переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства.

Оглавление

Становление христианско-средневековой цивилизации…………..6
Периодизация средневековой культуры……………………………8
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры……………………………………………………………...10
Христианское сознание как основа средневекового менталитета…………………………………………………………..12
Достижения и ценности культуры Средневековья………………..14
Список литературы………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

проект по истории электр вариант.docx

— 43.96 Кб (Скачать)

 

Аннотация

Целью нашей работы было узнать о великом переселении  народов и выяснить с чего же началось формирование христианской средневековой  цивилизации в Европе, особенности  социальной этики, отношения к труду  и собственности. Чтобы ответить на эти вопросы мы провели небольшое  исследование, в ходе которого мы выяснили, что переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской. Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Доминантой средневековой  культуры, ее духовным стержнем стало  христианство. Оно выступало в  качестве новой мировоззренческой  опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи. Центральной идеей картины мира средневекового человека была христианская идея Бога. Средневековому мировосприятию, основу которого составляло христианское сознание, присущи следующие черты:

  • двумирность
  • иерархизм
  • символизм
  • универсализм
  • целостность
  • дидактизм мышления
  • историзм миросозерцания

Итак, подводя итог нашим  исследованиям, мы сделали несколько  выводов:

  •        Средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.
  • Раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия.
  • Христианство стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

 

 

Содержание

План исследований……………………………………………….................4

  1. Становление христианско-средневековой цивилизации…………..6
  2. Периодизация средневековой культуры……………………………8
  3. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры……………………………………………………………...10
  4. Христианское сознание как основа средневекового менталитета…………………………………………………………..12
  5. Достижения и ценности культуры Средневековья………………..14
  6. Список литературы………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План исследований

На первом этапе работы мы изучили литературу по нашей теме:

  • Е. П. Корякина «Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы»
  • Г. В. Флоровский «Христианство и цивилизация»
  • В. П. Семенко «Христианская цивилизация: новый перелом»

 
        На втором  этапе нашей работы нами была  составлена гипотеза: средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

На третьем этапе мы исследовали вопросы

  1. Формирования средневековой культуры Западной Европы   
  • Что собой представляет западноевропейская средневековая культура

   Чем был обусловлен переход от античной цивилизации к средневековью

  •    С чего начинается история западноевропейского средневековья
  1. Периодизация средневековой культуры
  • Что лежит в основе периодизации средневековой культуры
  • Раннее Средневековье (V-IX вв.)
  • Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) 
  • Позднее Средневековье (XIV-XV вв.) 
  1. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры
  • Единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры
  • Новая духовная общность людей-единоверцев
  • Христианство как регулирующее начало средневекового общества
  1. Христианское сознание как основа средневекового менталитета
  • Центральная идеея картины мира средневекового человека
  • Черты христианского сознания

На четвёртом этапе  мы оформили содержательную часть работы, распределили материал между участниками  группы для публичной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная статья

  1. Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

На самом деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.

Переход от античной цивилизации  к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской  империи в результате общего кризиса  рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился  уже в III в. Остановить процесс начавшегося  распада было невозможно. Не помогла  и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию  в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали  крещение, но это отнюдь не уменьшало  силу их натиска на одряхлевшую империю.  

Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к  завоеванию новых земель. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять  волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.

 С падением Римской  империи начинается история западноевропейского  средневековья. 

Становление средневековой  культуры происходило в результате драматического и противоречивого  процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

Культурное взаимодействие между варварскими племенами  и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило  в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения  и правовых актов). Знание латыни позволило  осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство  и т. д.

Таким образом, становление  средневековой культуры происходило  в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское  начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления  европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим  началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как  о единой целостной культуре.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло  быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

Социальной основой средневековой  культуры были феодальные отношения, для  которых характерны:  
 Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).  
 Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).  
 Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

На основе феодальной земельной  собственности сформировались два  основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1. культура господствующего меньшинства; 2. культура "безмолвствующего большинства".

Средневековая культура формировалась  в условиях:  
 господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;  
 замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;  
 слабой центральной власти,  
 феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

Западноевропейская  средневековая культура представляет собой качественно новую ступень  развития европейской культуры, следующую  после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).

 

  1. В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв.

 

     Раннее  Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.     

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза  христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был  обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом  мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся  культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.  

Возникшие в VI веке варварские государства - вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми  и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного  наследия в остготской Италии и вестготской  Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых  ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой  средневекового образования и науки.      

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха  упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного  наследия. В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила  церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес  к ней 

Информация о работе Цивилизация