Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:11, реферат
Целью нашей работы было узнать о великом переселении народов и выяснить с чего же началось формирование христианской средневековой цивилизации в Европе, особенности социальной этики, отношения к труду и собственности. Чтобы ответить на эти вопросы мы провели небольшое исследование, в ходе которого мы выяснили, что переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства.
Становление христианско-средневековой цивилизации…………..6
Периодизация средневековой культуры……………………………8
Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры……………………………………………………………...10
Христианское сознание как основа средневекового менталитета…………………………………………………………..12
Достижения и ценности культуры Средневековья………………..14
Список литературы………………………………………………….16
Аннотация
Целью нашей работы было узнать о великом переселении народов и выяснить с чего же началось формирование христианской средневековой цивилизации в Европе, особенности социальной этики, отношения к труду и собственности. Чтобы ответить на эти вопросы мы провели небольшое исследование, в ходе которого мы выяснили, что переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской. Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.
Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи. Центральной идеей картины мира средневекового человека была христианская идея Бога. Средневековому мировосприятию, основу которого составляло христианское сознание, присущи следующие черты:
- двумирность
- иерархизм
- символизм
- универсализм
- целостность
- дидактизм мышления
- историзм миросозерцания
Итак, подводя итог нашим исследованиям, мы сделали несколько выводов:
Содержание
План исследований…………………………………
План исследований
На первом этапе работы мы изучили литературу по нашей теме:
На втором
этапе нашей работы нами была
составлена гипотеза: средневековая культура
- это результат сложного, противоречивого
синтеза античных традиций, культуры варварских
народов и христианства.
На третьем этапе мы исследовали вопросы
Чем был обусловлен переход от античной цивилизации к средневековью
На четвёртом этапе мы оформили содержательную часть работы, распределили материал между участниками группы для публичной защиты.
Научная статья
На самом деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.
Переход от античной цивилизации
к средневековью был
Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.
С падением Римской
империи начинается история
Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.
Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т. д.
Таким образом, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.
Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.
Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.
Социальной основой
Отчужденность от основного
производителя (земля, на которой трудился
крестьянин, являлась собственностью
феодала).
Условность (феод считался пожалованным
за службу и, хотя позже он превратился
в наследственное владение, формально
за несоблюдение договора он мог быть
отчужден у вассала).
Иерархичность - собственность
была как бы распределена между всеми
феодалами сверху вниз, таким образом,
полной частной собственностью не обладал
никто. Это обусловило характерную для
средневековья сословно-иерархическую
структуру общества, так называемую феодальную
лестницу - иерархию светских феодалов,
где почти каждый мог быть и вассалом,
и сюзереном одновременно с четкими взаимными
обязательствами.
На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1. культура господствующего меньшинства; 2. культура "безмолвствующего большинства".
Средневековая культура формировалась
в условиях:
господства натурального хозяйства,
существовавшего примерно до XIII в., когда
оно начало превращаться в товарно-денежное
в результате роста и усиления городов;
замкнутой феодальной вотчины
- сеньории, являющейся основной хозяйственной,
судебной и политической единицей;
слабой центральной власти,
феодальной раздробленности,
порождавшей нескончаемые войны, смерть,
разрушение.
Западноевропейская
средневековая культура представляет
собой качественно новую
Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского бытия. Варвары раннего Средневековья несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.
Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.
Возникшие в VI веке варварские государства - вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.
Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия. В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней