Чрезвычайные органы советской власти в годы гражданской войны (1918–1920 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема актуальна для современной России. Ведь политическая обстановка в мире может измениться в любую минуту. Неизвестно, какие последствия будут от этих перемен для нашей страны. В любом случае, главной целью всегда являлась, и будет являться защита нашей государственности и населения. В таких случаях, продуманная политика является залогом благополучия страны. От того, как оперативно и правильно власть перестроит государственный аппарат, зависят человеческие жизни. Нельзя сказать, что в те страшные для России годы большевики все сделали правильно. Напротив, было совершено много ошибок. Но нельзя подходить к этой проблеме односторонне. Советское правительство много сделало для нашей страны и, прежде всего, оно отстояла независимость России, не позволило нашему государству превратиться в чью-либо колонию, хотя стоит сказать, что условия мира были тяжелыми.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Чрезвычайные органы советской власти в годы гражданской
войны (1918–1920 гг.). 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Задача
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Контрольная ИОГП.docx

— 30.67 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ            3

Чрезвычайные  органы  советской  власти  в  годы  гражданской

войны (1918–1920 гг.).           5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          14

Задача

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории Советского государства и его органов периода гражданской войны и иностранной военной интервенции, установления и укрепления диктатуры пролетариата в России способствует более глубокому исследованию проблем развития нашей государственности. В процессе изучения обобщается исторический опыт, накопленный Коммунистической партией и советским государством.

Данная тема актуальна для современной России. Ведь политическая обстановка в мире может измениться в любую минуту. Неизвестно, какие последствия будут от этих перемен для нашей страны. В любом случае, главной целью всегда являлась, и будет являться защита нашей государственности и населения. В таких случаях, продуманная политика является залогом благополучия страны. От того, как оперативно и правильно власть перестроит государственный аппарат, зависят человеческие жизни. Нельзя сказать, что в те страшные для России годы большевики все сделали правильно. Напротив, было совершено много ошибок. Но нельзя подходить к этой проблеме односторонне. Советское правительство много сделало для нашей страны и, прежде всего, оно отстояла независимость России, не позволило нашему государству превратиться в чью-либо колонию, хотя стоит сказать, что условия мира были тяжелыми.

Целью работы является изучение чрезвычайных органов советской власти в годы гражданской войны.

Методологической основой работы являются труды известных историков, как Понихидина Ю.М. и Бугая Н.Ф., исследовавших специфику революционных комитетов, Кукушкина Ю.С. и Кубланова А.Л., работавших по части изучения Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, работы Чернобаева А.А. и Дедова А.М., изучавших комитеты деревенской бедноты.

 

Чрезвычайные органы советской власти в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)

 

В годы Гражданской войны и военной интервенции в Советской России параллельно с конституционными (Всероссийский съезд Советов, ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) РСФСР, СНК РСФСР, местные Советы и их исполкомы) создавались чрезвычайные высшие и местные органы власти. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны был образован Постановлением ВЦИК от 30 ноября 1918 года во исполнение Постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 года "Советская республика - военный лагерь".

Совет Обороны являлся главным чрезвычайным военно-хозяйственным и планирующим центром Республики в период войны. Под контроль Совета была поставлена деятельность Реввоенсовета и других военных органов.

Председателем Совета Обороны был назначен В.И. Ленин, как председатель СНК РСФСР. Кроме него в состав Совета вошли: Председатель Реввоенсовета Республики Л.Д. Троцкий, нарком путей сообщения В.И. Невский, заместитель наркома продовольствия Н.П. Брюханов, Председатель Чрезвычайной комиссии по производству предметов снабжения (позднее - Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии) Л.Б. Красин и представитель ВЦИК И.В. Сталин. Секретарём Совета была назначена секретарь СНК Л.А. Фотиева.

Главной особенностью чрезвычайного органа Гражданской войны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы, а выполнял, в первую очередь, координирующие функции. В частности, взаимоотношения Совета Обороны и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому Совет стал фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабоче-крестьянского правительства.

В своей работе Совет опирался на институт чрезвычайных уполномоченных. Постановления Совета Обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, для всех граждан.

Одно из Постановлений Совета Рабочей и Крестьянской Обороны.

Деятельность Совета в основном касалась тем, связанных с войной, таких как борьба с дезертирством, организация мобилизации, Всевобуча и т.д. Перед Советом были поставлены задачи повсеместного повышения производительности труда для снабжения армии, обеспечения продовольствием армии, флота, Москвы, Петрограда и других промышленных центров, бесперебойной работы продовольственных и транспортных органов, установления военной дисциплины в армии, на флоте, продовольственной и транспортной сферах. Одним из важнейших направлений являлось законодательное обеспечение эффективного функционирования государственного аппарата, полное и своевременное выполнение местными органами власти директив высшего руководства. С целью решения поставленных задач при Совете создавались и действовали соответствующие комитеты и комиссии.

Так, в конце декабря 1918 года для непосредственного осуществления мер по борьбе с дезертирством учреждалась Центральная временная комиссия в составе представителей Всероссийского Главного Штаба, Всероссийского Бюро военных комиссаров и Народного Комиссариата Внутренних Дел. В принятых Советом постановлениях "О дезертирстве", "О мерах борьбы с дезертирством" и "О мерах к искоренению дезертирства" оно приравнивалось к предательству и квалифицировалось как одно из самых тяжких и позорных преступлений.

В условиях войны ключевым являлся вопрос сохранения и пополнения численности войск. Попытки основать многомиллионную РККА на добровольных началах под лозунгом "Социалистическое Отечество в опасности!" оказались безуспешными, необходимо было осуществлять быстрый переход к мобилизации. Исходя из этой необходимости 29 мая 1918 года на основании Постановления ВЦИК "О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую армию" был начат призыв в Красную Армию. Получив соответствующие полномочия, Совет Обороны 12 мая 1919 года принял Постановление "О призыве на военную службу солдат расформированной старой армии, возвратившихся или возвращающихся из плена". Тем же целям служили Постановления Совета Рабочей и Крестьянской Обороны "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1901 г.", "О призыве на военную службу граждан, родившихся в 1888, 1887 и 1886 гг.", "О явке к призыву лиц, скрывающих свое бывшее офицерское звание" и другие. Все уклонившиеся от призыва и лица, их укрывающие, подлежали суровой ответственности на основании законов военно-революционного времени.

В результате, если в середине 1918 года в Красной Армии находилось под ружьем 378 тыс. человек, к концу года - 1700 тыс., то к концу 1919 года в ней насчитывалось 4400 тыс. человек, а в 1920 году - уже 5300 тыс.

Председатель Совета Обороны В.И. Ленин на параде Всевобуча в Москве 25 мая 1919 года.

Безусловно необходимой в условиях массового военного призыва являлась система обязательной военной подготовки граждан - Всевобуч (всеобщее военное обучение). Решение о её создании было принято в марте 1918 года VII съездом РКП (б) и IV Чрезвычайным съездом Советов, а юридическим оформлением стал Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года "Об обязательном обучении военному искусству". С целью уточнения положений Декрета 24 сентября 1919 года Совет Обороны принял Постановление "Об организации Всеобщего военного обучения трудящихся".

Под общим руководством возглавляемой Л.Б. Красиным комиссии по снабжению во второй половине 1918 года Красная Армия получила от органов снабжения за счёт запасов старой армии и нового производства свыше 2 тыс. орудий, около 4,5 млн. снарядов, 8 тыс. пулемётов, свыше 900 тыс. винтовок, более 500 млн патронов, 75,5 тыс. револьверов, свыше 1,5 млн револьверных патронов, около 1 млн ручных гранат.

При Совете Обороны помимо упомянутых выше действовали Особый комитет по проведению военного положения на железных дорогах республики, Центральная комиссия по приисканию и распределению помещений для Красной Армии и другие.

В целях обеспечения эффективного функционирования государственного аппарата, полного и своевременного выполнения местными органами власти директив высшего руководства 8 декабря 1918 года Совет принял Постановление "О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты". В обязанность областным и местным Советским учреждениям вменялось исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно. Чрезмерно разросшуюся ведомственную переписку и тормозящую работу канцелярскую волокиту в центре и на местах было предписано пресечь в корне. Распоряжения центральной власти следовало исполнять быстро, без промедления, заменяя переписку переговорами по телефону, деловые бумаги телефонограммами, обязательно проверяя исполнение каждого предписания, каждого распоряжения. Нарушители Постановления привлекались к ответственности по всей строгости революционных законов.

Через деятельность Совета в числе прочих решались проблемы областничества, произвольных арестов на местах и т.п. Так, 14 декабря 1918 года было принято Постановление "О производимых Всероссийской Чрезвычайной Комиссией арестах ответственных служащих и специалистов". ВЧК(Всероссийская чрезвычайная комиссия) и её местным органам предписывалось предварительно извещать соответствующее ведомство относительно своих постановлений об арестах ответственных работников Советских учреждений, а также всех специалистов, инженеров и техников, занятых в промышленных предприятиях и на железных дорогах. Не позднее 48 часов после ареста следовало извещать о нём соответствующее учреждение, сообщая также о существе предъявленного арестованному обвинения. Освобождение из-под ареста было возможно в случае представления письменного поручительства народными комиссариатами, городскими и губернскими комитетами РКП (б), губернскими и городскими Советами депутатов, а также профессиональными союзами.

Начавшаяся в годы Первой мировой войны и Временного правительства разруха народного хозяйства в первые месяцы Советской власти ещё более усугубилась. Для облегчения переживаемого страной топливного кризиса Совет Обороны 19 ноября 1919 года принял Постановление "О натуральной, трудовой и гужевой повинности". Трудовой повинности по заготовке, погрузке и выгрузке топлива подлежали все граждане мужского пола в возрасте от 35 до 50 лет, кроме явно неспособных к труду, и лица женского пола от 18 до 40 лет. Оплата труда привлеченных к выполнению трудовой повинности производилась по тарифу соответствующих профсоюзов.

С начала 1920 года в связи с улучшением военной обстановки в стране на первый план выдвинулись вопросы восстановления экономики и перевода её на мирные рельсы, что соответственно отразилось и в названии Совета Рабочей и Крестьянской Обороны. 7 апреля 1920 года он был переименован в Совет Обороны и Труда, а 14 апреля - в Совет Труда и Обороны, что, однако, не сопровождалось какой-либо реорганизацией данного органа. И лишь после VIII Всероссийского съезда Советов (22-29 декабря 1920 года) Совет Труда и Обороны (СТО) юридически оформился как комиссия Совнаркома РСФСР.

гражданская война советская власть

 

Заключение

 

Чрезвычайные органы были созданы с целью, прежде всего, наведения революционного порядка по всей стране, от города до деревни, а также для ликвидации противников советской власти и привлечения на свою сторону крестьянства. Плюс ко всему, для поддержания боеспособности Красной Армии было необходимо продовольствие, которое правительство получило благодаря деятельности комбедов и ревкомов.

Создание чрезвычайных органов имело как плюсы, так и минусы. Россия отстояла свой суверенитет. Те слои населения, которые угнетались многие десятилетия, получили возможность управлять страной. Крестьяне получили землю, рабочие - фабрики.

Но, вместе с тем, было совершено много ошибок. Несомненно негативным последствием деятельности чрезвычайных органов явился принцип управления экономикой, который впоследствии был перенят Сталиным И.В. - "главкизм". Главки - специальные управления в составе ВСНХ для руководства определенными отраслями производства, работавшими на оборону. Включенные в систему "главкизма" предприятия терли всякую самостоятельность, сдавали продукцию главкам и получали от них необходимые сырье, оборудования и финансовые средства. Вмешательство местных хозяйственных органов в деятельность таких предприятий не допускалось.

Было расстреляно много невинных людей по приговору ревкомов, также огромное количество бедных крестьян было сослано в Сибирь, которые не угодили советской власти. Они были записаны в ряды кулаков, хотя зачастую не имели даже коровы в своем хозяйстве. Следует сказать и о том ужасном продовольственном кризисе, который разразился к 1920г., в результате которого советское правительство вынуждено было перейти к НЭП.

Возможно, если бы чрезвычайным органам было дано меньше полномочий, чем им предоставили, то было бы совершено намного меньше ошибок, удалось бы спасти многие тысячи загубленных жизней.

Задача

 

В 1787 году командование воинской части, проходящей через Киевскую губернию, распорядилось расквартировать своих солдат и офицеров не только в крестьянских избах, но и в доме местного помещика. Правомерны ли были действия командования воинской части?

Ответ:

21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: "Грамота на права, вольности  и преимущества благородного  дворянства" и "Жалованная грамота  городам". Императрица назвала  их венцом своей деятельности, а историки считают венцом "продворянской политики" царей XVIII века. Как пишет Н.И. Павленко, "В истории России никогда дворянство не было облагодетельствовано в такой мере разнообразными привилегиями, как при Екатерине II".

Обе грамоты окончательно закрепляли за верхними сословиями те права, обязанности и привилегии, которые уже были предоставлены предшественниками Екатерины в течение XVIII в., и предоставляли ряд новых.

Жалованная грамота дворянству давала следующие права:

Подтверждались уже существующие права.

дворянство освобождалось от расквартирования войсковых частей и команд

Информация о работе Чрезвычайные органы советской власти в годы гражданской войны (1918–1920 гг.)