Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:31, реферат
Как уже сказано, прописная буква в слове "Революция" употреблена для того, чтобы подчеркнуть: речь идет не о каком-либо революционном взрыве (декабря 1905-го, февраля 1917-го и т.д.), но обо всем грандиозном катаклизме, потрясшем Россию в XX веке. Широкое значение имеет и слово "черносотенцы". Нередко вместо него предпочитают говорить о "членах Союза русского народа", но при этом дело сводится только к одной (пусть и наиболее крупной) патриотической и антиреволюционной организации, существовавшей с 8 ноября 1905-го и до февральского переворота 1917 года.
Здесь мы в очередной
раз сталкиваемся с мнимым -- навязанным
либеральным мифом -- "противоречием"
между "консерватизмом" и глубиной
и богатством духовной культуры. В советское
время была популярна даже своего рода
"концепция" так называемого вопрекизма,
с помощью коей пытались доказывать, что
исповедовавшие безусловно "консервативные"
и "реакционные" убеждения великие
мыслители, писатели, деятели науки -- такие,
как Кант, Гегель, Гете, Карлейль, Бальзак,
Достоевский, -- достигли величия в силу
некоего парадокса -- "вопреки" своим
взглядам. Но эта искусственная "концепция"
попросту несерьезна, и дело, конечно,
обстоит прямо противоположным образом.
"Превосходство"
консерватизма особенно ясно выступает
тогда, когда речь идет о предвидении будущего
(о чем уже говорилось). Русские "правые"
с самого начала Революции и, более того,
еще в XIX веке с удивительной прозорливостью
предсказали ее результаты. И вполне очевидно
следующее: противостоявшие "правым"
деятели и идеологи исходили из заведомо
несостоятельного и, более того, по сути
дела, примитивного миропонимания, согласно
которому можно-де, отринув и разрушив
вековые устои бытия России, более или
менее быстро обрести некую если и не райскую,
то уж во всяком случае принципиально
более благодатную жизнь; при этом они
были убеждены, что их ум и их воля вполне
годятся для осуществления сей затеи .
И одной из главных причин их прискорбного
и в конечном счете рокового для России
и для них самих заблуждения был недостаток
подлинной культуры самосознания -- культуры,
заключающейся не в обилии знаний и не
в интеллектуальных навыках, но в истинно
глубоком переживании исторического бытия
-- прошедшего и современного; если выразиться
кратко, "либералы" были нередко умные,
но не мудрые деятели. Позволительно утверждать,
что простые крестьяне и рабочие, вступавшие
в "черносотенные" организации (а
"простолюдины" вступали туда десятками
и даже сотнями тысяч, -- о чем ниже), были
мудрее либеральных профессоров типа
кадета С. А. Муромцева и радикальных публицистов
вроде "народного социалиста" А. В.
Пешехонова.
Для создания более
ясного представления о существе проблемы
целесообразно напомнить о российском
политическом и партийном "спектре"
начала века:
1) "левые" партии:
социал-демократы (из которых в 1903 году
выделились большевики); социалисты-революционеры
(эсеры) и близкие к ним трудовики и народные
социалисты; анархисты различного толка;
2) "центристские":
конституционные демократы (кадеты) и
так или иначе примыкавшие к ним мирнообновленцы
и прогрессисты; более "правые" (но
все же либеральные) -- октябристы;
3) "правые": различные
организации "черносотенцев" и более
"умеренная" партия националистов.
Если проследить пути
виднейших деятелей культуры, так или
иначе сближавшихся с существовавшими
тогда партиями, выяснится, что те из них,
которые были способны обрести наиболее
глубокую духовную культуру, двигались
"слева направо", -- и это было в сущности
постепенным обретением мудрости. Так,
знаменитые позднее мыслители Н. А. Бердяев,
С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, С. Л. Франк начали
свой путь в социал-демократической партии;
как ни странно звучит это теперь, они
в свои молодые годы были членами той самой
РСДРП, в которой одновременно с ними состояли
В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий. Струве, о чем
уже говорилось даже был автором Манифеста
РСДРП, принятого на Первом съезде партии
в 1898 году (кстати, позднее в РСДРП побывал
и видный мыслитель следующего поколения
-- Г. П. Федотов).
Впоследствии, в 1908 году,
Бердяев, споря с В. В. Розановым, объяснял
свою причастность к РСДРП именно молодостью,
незрелостью, -- над чем тут же поиздевался
его бывший товарищ по партии Троцкий,
написавший в фельетоне "Аристотель
и Часослов", что Бердяев "ищет для
"левости" объяснения в ... физиологии
возраста. Молодо-зелено, говорит он на
эту тему...". И Троцкий "заклеймил"
Бердяева таким "афоризмом": "Русский
человек до тридцати лет -- радикал, а затем
каналья". [9]
Кстати С. Н. Булгаков
также называл свой социал-демократизм
"болезнью юности". Здесь невозможно
обсуждать соотношение "радикализма"
и возраста, но скажу все же, что дело, очевидно,
в проблеме созревания духа, а отнюдь не
"физиологии". В. В. Розанов был, по
его собственному признанию, вполне "левым"
до 22-23-х лет; однако многие достаточно
известные и, без сомнения, неглупые люди
ухитрялись сохранять крайнюю "левизну"
до седых волос; напомню уже сказанное
о качественном различии ума и мудрости.
В отличие от ума, мудрость
способна преодолевать тяжкое давление
среды, мнений большинства, в конце концов,
самой эпохи. Никуда не денешься от того
факта, что в начале XX века только не очень
уж значительное меньшинство деятелей
культуры смогло устоять перед своего
рода гипнозом революционности или хотя
бы недальновидного прогрессизма и либерализма;
даже иные наиболее глубокие люди, как
Александр Блок, жили словно на грани этого
гипноза и действительного прозрения.
Тем не менее близко знавшая поэта "либералка"
З. Н. Гиппиус с полным основанием написала,
что "если на Блока наклеивать ярлык...
то все же ни с каким другим, кроме "черносотенного",
к нему подойти было нельзя... Длинная статья
Блока, напечатанная в виде предисловия
к изданию сочинений Ап. Григорьева, до
такой степени огорчила и пронзила меня,
что показалось невозможным молчать...
Блок... с величайшей резкостью обрушивался
как на старую интеллигенцию с ее "заветами",
погубившую будто бы Ап. Григорьева... так
и на нетерпимость новой по отношению
Розанова. Кстати, восхвалялись "Новое
время" и Суворин-старик". [10]
Запомним это "если
наклеивать ярлык, то ни с каким другим,
кроме "черносотенного", к нему и
подойти нельзя". То же самое вполне
можно сказать о целом ряде самых выдающихся
деятелей культуры того времени. И вернемся
теперь к названным выше виднейшим мыслителям
начала XX века. Преодолев свой юношеский
социал-демократизм, они к 1905 году сблизились
с центристской кадетской партией, а Струве
стал даже членом ее ЦК (впоследствии он
заявил о выходе из этого ЦК). Однако их
развитие "вправо" продолжалось,
и в начале 1909 года они выступили в знаменитом
сборнике "Вехи", который произвел
на кадетов ошеломляющее впечатление;
только в конце следующего, 1910 года они,
опомнившись, издали воинствующий антивеховский
сборник "Интеллигенция в России"
("левые" атаковали "Вехи" сразу
же).
Полностью порвать с
такими недавними сотоварищами, как Бердяев,
Булгаков, Струве, кадеты, конечно, не хотели.
Поэтому их критика "Вех", при всей
ее резкости, была по-своему осторожной;
например, они только намекали на перекличку
"веховцев" с "черносотенством".
П. Н. Милюков, правда, решился прямо сопоставить
содержание "веховских" статей и,
с другой стороны, речей "черносотенцев"
Н. Е. Маркова, В. М. Пуришкевича и "националиста"
В. В. Шульгина, хотя и оговорил, что "дело
пока так далеко не идет". Он не советовал
"слишком спешить с отождествлением
проектов "Вех" и предложений крайне
правых (то есть "черносотенных".
-- В.К.) партий. Проповедуя религиозность,
государственность и народность, авторы
"Вех" тем самым еще не усвояют себе
всецело начал самодержавия, православия
и великорусского патриотизма. Однако
точки соприкосновения есть -- и довольно
многочисленные". А в конце статьи, несколько
забыв об осторожности, П. Н. Милюков, безоговорочно
"клеймя" тех идеологов, которые,
по его определению, "основывают национализм
на реставрации старой триединой формулы"
(то есть: "православие, самодержавие,
народность"), заявил следующее: "Совершили
ли авторы "Вех" и этот шаг, мы пока
сказать не решаемся (вот именно "не
решаемся"! -- В.К.). Но путь их ведет сюда.
И они уже стоят на этом пути. Выбор пути
уже сделан". И он взывал к веховцам:
"Вернитесь же в ряды и станьте на ваше
место. Нужно продолжать общую работу
русской интеллигенции" [11] (то есть
работу по разрушению исторической России...).
Итак, веховцы, согласно
характеристике кадета, "уже стоят"
на пути, ведущем к "черносотенству".
Иначе оценивали "Вехи" и левые, и
правые идеологи, которые прямо и открыто,
без каких-либо обиняков говорили об их
фактическом переходе в "черносотенный"
лагерь (разумеется, первые говорили об
этом с негодованием, а вторые с одобрением
или даже с восхищением). И в самом деле:
основной смысл статей главных авторов
"Вех" никак не вмещался в идеологию
центристских (не говоря уже о левых) партий,
включая даже наиболее "правую" из
них -- "октябристскую".
Правда, впоследствии
те или иные веховцы проделали сложную,
извилистую эволюцию; "грехи молодости"
(начиная с пребывания в РСДРП) не прошли
для них даром. Более или менее прямым
был, пожалуй, только путь С. Н. Булгакова,
во многом отошедшего даже от остальных
веховцев и вступившего в теснейшую связь
с вполне "правыми" В. В. Розановым
и П. А. Флоренским. Он, например, оценивал
и левые партии, и кадетов, и октябристов
в сущности "по черносотенному" .
С. Н. Булгаков писал,
в частности, о 2-й Государственной думе,
где господствовали "левые" депутаты:
"Эта уличная рвань, которая клички
позорной не заслуживает. Возьмите с улицы
первых попавшихся встречных... внушите
им, что они спасители России... и вы получите
2-ю Государственную думу. И какими знающими,
государственными, дельными представлялись
на этом фоне деловые работники ведомств
-- "бюрократы"...".
Но, по сути дела, столь
же неприемлемы были для С. Н. Булгакова
и кадеты, игравшие ведущую роль ранее,
в 1-й Думе: "Первая Государственная
дума... обнаружила полное отсутствие государственного
разума и особенно воли и достоинства
перед революцией, и меньше всего этого
достоинства было в руководящей и ответственной
кадетской партии... Вечное равнение налево,
трусливое оглядывание по сторонам было
органически присуще партии и вождям...
и это не удивительно, потому что духовно
кадетизм был поражен тем же духом нигилизма
и беспочвенности, что революция. В этом,
духовном, смысле кадеты были и остаются
в моих глазах революционерами в той же
степени, как и большевики" [12].
Особое негодование
С. Н. Булгакова вызывала позиция "правого"
кадета В. А. Маклакова. Последний подчас
довольно резко расходился с Милюковым,
который в его глазах был слишком "левым";
тем не менее осенью 1915 года Маклаков опубликовал
вызвавшую сенсацию статью "Трагическое
положение", основанную на весьма прозрачной
"подрывной" аллегории:
"Вы несетесь на автомобиле
по крутой и узкой дороге, -- писал он, имея
в виду путь России в условиях тяжкой войны,
-- один неверный шаг, -- и вы безвозвратно
погибли. В автомобиле -- близкие люди,
родная мать ваша. И вдруг вы видите, что
ваш шофер править не может... В автомобиле
есть люди, которые умеют править машиной,
но оттеснить шофера на полном ходу -- трудная
задача". И Маклаков развил скользкую
дилемму: или следует подождать времени,
"когда минует опасность" (то есть
окончится война), или внять матери, которая
"будет просить вас о помощи", и все
же немедля отстранить не могущего править
шофера [13]; кадеты абсолютно необоснованно
полагали, что они-то "умеют" и могут
править Россией...
С. Н. Булгаков вспоминал
позднее, как "в обращение было пущено
подлое словцо В. А. Маклакова о перемене
шофера на полном ходу автомобиля, и среди
мужей -- законодателей разума и совета
(то есть либеральных думских депутатов.
-- В.К.) совершенно серьезно обсуждался
вопрос о том, внесет ли это какое-либо
потрясение, или нет, причем, конечно, разрешали
в последнем смысле". Сам же С. Н. Булгаков,
как он формулировал, "видел совершенно
ясно, знал шестым чувством, что Царь не
шофер, которого можно переменить, но скала,
на которой утверждаются копыта повиснувшего
в воздухе русского коня".
С негодованием писал
С. Н. Булгаков о политике кадетов и октябристов
в конце 1916 года, в канун Февраля: "В
это время в Москве (где жил мыслитель.
-- В.К.) происходили собрания, на которых
открыто обсуждался дворцовый переворот
и говорилось об этом, как о событии завтрашнего
дня. Приезжал в Москву А. И. Гучков (лидер
октябристов. -- В.К.), В. А. Маклаков, суетились
и другие спасители отечества". И еще:
"Особенное недоумение и негодование
во мне вызвали в то время дела и речи кн.
Г. Е. Львова, будущего премьера (Временного
правительства. -- В.К.)... Его я знал... как
верного слугу Царя, разумного, ответственного,
добросовестного русского человека, относившегося
с непримиримым отвращением к революционной
сивухе, и вдруг его речи на ответственном
посту (накануне Февральской революции
Г. Е. Львов стал председателем Всероссийского
земского союза. -- В.К.) зовут прямо к революции...
Это было для меня показательным, потому
что о всей интеллигентской черни не приходилось
и говорить. Не иначе настроены были и
мои близкие: Н. А. Бердяев бердяевствовал
в отношении ко мне и моему монархизму,
писал легкомысленные и безответственные
статьи о "темной силе"; кн. Е. Н. Трубецкой
плыл в широком русле кадетского либерализма
и, кроме того, относился лично к Государю
с застарелым раздражением... Только П.
А. Флоренский знал и делил мои чувства
в сознании неотвратимого..."
Это булгаковское восприятие
политической действительности тогдашней
России ничем не отличалось в своих основах
от "черносотенного", хотя С. Н. Булгаков
никогда не решался объявить себя прямым
сторонником последнего.
Он писал о руководителях
"черносотенцев", что "они исповедовали
православие и народность, которые и я
исповедовал", но все же "я чувствовал
себя в трагическом почти одиночестве
в своем же собственном лагере", -- то
есть в лагере "правых".
Еще пойдет речь о том,
почему С. Н. Булгаков (и, конечно, не только
он) не мог в прямом смысле присоединиться
к лидерам "организованного черносотенства";
но в то же время совершенно ясно, что его
основные представления и убеждения, если
определять их место в политическом спектре
начала XX века, совпадали именно и только
с "черносотенными". Очень характерно
его замечание: "Из Госдумы я вышел таким
черным, каким никогда не бывал".