Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:31, реферат
Как уже сказано, прописная буква в слове "Революция" употреблена для того, чтобы подчеркнуть: речь идет не о каком-либо революционном взрыве (декабря 1905-го, февраля 1917-го и т.д.), но обо всем грандиозном катаклизме, потрясшем Россию в XX веке. Широкое значение имеет и слово "черносотенцы". Нередко вместо него предпочитают говорить о "членах Союза русского народа", но при этом дело сводится только к одной (пусть и наиболее крупной) патриотической и антиреволюционной организации, существовавшей с 8 ноября 1905-го и до февральского переворота 1917 года.
Конечно, в сознании
тех или иных заурядных людей эта тройственная
идея -- как, впрочем, и вообще любая идея
-- существовала в качестве плоского, не
обладающего весомым смыслом лозунга.
Но едва ли возможно всерьез оспорить
утверждение, что в духовном творчестве
Ивана Киреевского, Хомякова, Тютчева,
Гоголя, Юрия Самарина, Константина и Ивана
Аксаковых, Достоевского, Константина
Леонтьева многовековые реальности русской
Церкви, русского Царства и самого русского
Народа предстают как феномены, исполненные
богатейшего и глубочайшего исторического
содержания, которое по своей культурной
и духовной ценности ничуть не уступает,
скажем, историческому содержанию, воплощенному
в западноевропейском самосознании.
Несмотря на это, и на
Западе, и в России, разумеется, были и
есть многочисленные идеологи, пытающиеся
всячески принизить развивавшееся в течение
столетий содержание русского исторического
пути, объявляя его чем-то заведомо и гораздо
менее значительным, нежели содержание,
запечатлевшееся в западноевропейском
самосознании. Однако такие попытки, повторюсь,
попросту не серьезны.
Они, в частности, оказываются
в поистине нелепом противоречии с тем
очевидным фактом, что наследие перечисленных
только что русских писателей и мыслителей
давно и предельно высоко оценено на Западе,
-- подчас (пусть это звучит как-то постыдно
для русских людей...) более высоко, чем
в самой России. И попытки обесценить выраженное
в их наследии понимание тройственной
идеи "православие -- самодержавие --
народность" свидетельствуют либо об
убогости тех, кто предпринимает подобные
попытки, либо об их недобросовестной
тенденциозности (кстати сказать, для
дискредитации "тройственной идеи"
применяется такой прием: вот, мол, Достоевский
действительно несравненный гений, но
была у него странная Ахиллесова пята:
вера в Церковь, Царя и Народ).
Нельзя не заметить,
что наиболее "умные" противники
тройственной идеи поступали и поступают
по-иному. Они отдают высокие или даже
высочайшие почести вдохновлявшимся этой
идеей русским мыслителям XIX века, особенно
дореформенного периода, но утверждают,
что, мол, к XX веку сия идея "разложилась"
или "выродилась" и стала-де превращаться
в вульгарную догму.
Владимир Соловьев,
начавший, между прочим, свой путь именно
в среде правоверных славянофилов и их
наследников, в тесной связи с Иваном Аксаковым,
Достоевским, Леонтьевым, к середине 1880-х
годов очень резко изменяет свои позиции
и все более непримиримо критикует (нередко
до удивления легковесно) своих недавних
единомышленников. В 1889 году он публикует
пространную статью с выразительным названием:
"Славянофильство и его вырождение".
Здесь он, достаточно высоко оценивая
славянофилов 1840-18 50-х годов, почти целиком
отвергает современных ему продолжателей
славянофильства.
Далее, лидер либерализма
П. Н. Милюков в 1893 году (то есть также ранее
появления "черносотенства" в прямом
смысле слова) выступает со статьей "Разложение
славянофильства"; вне зависимости
от намерений автора и это название подразумевало,
что в свое время "славянофильство"
было чем-то существенным, но к 1893 году
оно-де "разложилось" и, следовательно,
утратило свое прежнее значение.
В 1911 году историк культуры
М. О. Гершензон подготовил к изданию сочинения
Ивана Киреевского и, объявляя его в своем
предисловии одним из глубочайших общечеловеческих
мыслителей XIX века, вместе с тем сетовал,
что иные его идеи превратились к настоящему
времени в нечто ничтожное и возмутительное.
Разумеется, за те три
четверти века, которые протекли со времени
возникновения славянофильства и до этого
гершензоновского "обвинения", в
русском самосознании многое и во многом
изменилось. Однако это было обусловлено
вовсе не неким "вырождением" идеи,
но существеннейшим изменением самой
исторической реальности: невозможно
было мыслить в России и о России 1900-1910-х
годов точно так же, как в 1840-1850-х...
Для более полного выявления
проблемы отмечу, забегая вперед, что в
наше время, в 1990-х годах, обрисованный
мною "процесс" продолжает развиваться,
и те идеологи, которые с порога отвергают
нынешних продолжателей славянофильства,
вполне уважительно относятся не только
к "классическим" славянофилам первой
половины XIX века, но и к таким их наследникам,
как Леонтьев или Николай Страхов, а нередко
и более поздним -- как Розанов или Флоренский.
Но идеологи эти по-прежнему начисто "отрицают"
любое современное им продолжение славянофильства
(в широком смысле слова). Впрочем, к этой
теме мы еще вернемся.
Обратимся теперь непосредственно
к "черносотенству" начала XX века,
Уже и из приведенных соображений ясно,
что даже самые решительные противники
"черносотенства" так или иначе признавали
его прямую связь с долгим и полным значительности
предшествующим развитием русской мысли,
утверждая, правда, что к XX веку мысль эта
"разложилась" и "выродилась"
"Выродилась" до такой степени, что
как бы вообще утратила культурный статус.
И явно господствует представление, согласно
которому "черносотенство" начала
XX века вообще не имеет отношения к истинной
культуре с необходимо присущей ей высотой,
богатством, многообразием и утонченностью;
культура, мол, абсолютно несовместима
с "черносотенством".
Это представление настолько
утвердилось в умах подавляющего большинства
людей, что, знакомясь всерьез с реальными
представителями "черносотенства",
они испытывают чувство настоящего изумления.
Так, например, современный архивист С.
В. Шумихин, подготовивший целый ряд интересных
публикаций, был, по его собственному признанию,
"поражен", когда ему довелось познакомиться
с наследием и самой личностью одного
из виднейших "черносотенных" деятелей
начала века -- члена Главного совета Союза
русского народа Б. В. Никольского (1870-1919).
Архивисту именно "довелось" узнать
об этом человеке, так как изучал-то он
ценное наследие полузабытого поэта, прозаика
и литературоведа Бориса Садовского (который,
впрочем, как оказалось, тоже был "черносотенцем",
-- правда, не по принадлежности к какой-либо
организации, а по внутренним убеждениям),
но, обнаружив в архиве Садовского целый
ряд писем Б. В. Никольского, С. В. Шумихин
невольно увлекся этим близким сотоварищем
своего кумира. И вот какое впечатление
произвел на архивиста этот человек (отдельные
слова выделены в тексте мною):
"В первую очередь
в этой незаурядной личности поражает
то, что идеи, кажущиеся нам (стоило бы
уточнить, кто же эти самые мы? -- В.К.) в
исторической ретроспективе несовместимыми,
сочетались в Никольском вполне органично,
без тени какого-либо душевного дискомфорта.
С одной стороны, это был многосторонне
одаренный человек: поклонник и глубокий
исследователь творчества Фета... крупнейший
специалист по творчеству Гая Валерия
Катулла; пушкинист, поэт, критик, отмеченный
печатью несомненного таланта; вдобавок
-- один из лучших ораторов своего времени...
С другой -- перед нами активный член "Союза
русского народа" (архивист явно не
осмелился сказать: "один из главных
руководителей". -- В.К.) и не менее одиозного
(вот-вот! -- В.К.) "Русского собрания"...
ортодоксальный монархист" [5] и т.д.
(итак, быть монархистом уже само по себе
преступление...).
К этому можно бы добавить,
что Б. В. Никольский был крупным правоведом,
глубоко изучавшим римское и современное
право, что он собрал одну из самых больших
и наиболее ценных частных библиотек того
времени, для которой пришлось нанять
целую отдельную квартиру, что... впрочем,
тут даже трудно все перечислить. Скажу
только еще о следующем факте. В 1900 году
Александр Блок принес свои юношеские,
но уже замечательные стихотворения в
имевший вроде бы широкую программу журнал
"Мир Божий", где печатались тогда
Н. А. Бердяев и Ф. Д. Батюшков, И. А. Бунин
и сам В. И. Ленин... Но, познакомившись со
стихотворениями, сугубо либеральный
редактор журнала В. П. Острогорский заявил
Блоку: "Как вам не стыдно но, молодой
человек, заниматься этим, когда в университете
Бог знает что творится" [6] (речь шла
о тогдашней борьбе студентов за "свободу").
В следующий раз Блок
отдал свои стихи Б. В. Никольскому, и тот
(а он тогда уже был одним из активнейших
деятелей "черносотенного" Русского
собрания), нелицеприятно покритиковав
молодого поэта за "декадентщину",
все же отправил его талантливые стихи
в печать. Этот эпизод бросает свет на
уровень эстетической культуры у либерала
и "черносотенца". Блок удовлетворенно
вспоминал в автобиографии 1915 года, что
он со своими стихами после неудачи с Острогорским
"долго никуда не совался, пока в 1902
году меня не направили к Б. Никольскому"
(там же).
Следует подчеркнуть,
что восприятие современным архивистом
С. В. Шумихиным наследия видного деятеля
культуры и вместе с тем активнейшего
"черносотенца" Б. В. Никольского
-- это только один выразительный "пример",
помогающий уяснить проблему. Было бы
совершенно неправильным понять мои рассуждения
как некий упрек или хотя бы полемику,
обращенные именно к С. В. Шумихину. Повторяю
еще раз, что подавляющее большинство
нынешних читателей, столкнувшись с "феноменом"
Б. В. Никольского, восприняло бы его точно
так же, как названный архивист, ибо большинство
это порабощено мифом о "черносотенстве".
Словом, С. В. Шумихин -- это всего лишь типичный
современный читатель (и исследователь)
на рандеву, на свидании с "черносотенцем".
И вот этот читатель
убеждается, что личность члена Главного
совета Союза русского народа Б. В. Никольского
решительно противоречит всецело господствующему
представлению о "черносотенцах".
Впрочем, может быть, это только некий
исключительный случай, так поразивший
современного наблюдателя? И высококультурный
Б. В. Никольский -- своего рода белая ворона
в "черносотенстве", оказавшаяся
в его рядах по какой-то нелепой причине?
Архивист -- хотя он вообще-то человек знающий,
осведомленный -- воспринимает Б. В. Никольского
именно так (это ясно видно из его высказываний).
Вбитое в его сознание представление о
"черносотенцах" поистине фатально
застилает ему глаза, мешает увидеть реальное
положение вещей, которое, в сущности,
прямо противоположно "общепринятому"
взгляду.
Выдающиеся деятели
культуры (а также Церкви и государства)
довольно-таки редко вступали в прямую,
непосредственную связь с какими-либо
политическими движениями. И тем не менее
товарищем (то есть заместителем -- вторым
по значению лицом) председателя Главного
совета Союза русского народа являлся
один из двух наиболее выдающихся филологов
конца XIX века -- начала XX века академик
А. И. Соболевский (второй из этих двух
филологов, академик А. А. Шахматов, был,
напротив, членом ЦК кадетской партии).
Алексей Иванович Соболевский (1856-1929) имел
самое высокое всемирное признание, и
после 1917 года, когда очень многие активные
"черносотенцы" были -- к тому же, как
правило, без всякого следствия и суда
-- расстреляны (в их числе -- и Б. В. Никольский),
его не решились тронуть, а классические
труды его издавались в СССР и после его
кончины.
Деятельнейшим (хотя
и не соглашавшимся занимать руководящие
посты) участником "черносотенных"
организаций был обладавший наиболее
высокой духовной культурой из всех тогдашних
церковных иерархов епископ, а с 1917 года
митрополит Антоний (в миру -- Алексей Павлович
Храповицкий;
1863-1934). В юные годы он
был близок с Достоевским и явился -- что,
конечно, немало о нем говорит, -- прототипом
образа Алеши Карамазова. Четырехтомное
собрание его сочинений, изданное в 1909-1917
годах, предстает как воплощение вершин
богословской мысли XX века, -- о чем убедительно
сказано в фундаментальном трактате О.
Георгия Флоровского "Пути русского
богословия", изданному нас в 1991 году
(см. с. 427-438 и особенно с. 565, где Г. В. Флоровский
показывает, насколько понимание сущности
Церкви в трудах митрополита Антония было
глубже и выше, чем в сочинениях на эту
тему, принадлежащих прославленному В.
С. Соловьеву). Кстати сказать, епископ
Антоний постоянно общался и вел переписку
с упомянутым Б. В. Никольским.
На Всероссийском поместном
соборе в ноябре 1917 года архиепископ Антоний
был одним из двух главных кандидатов
на пост Патриарха Московского и Всея
Руси; митрополит Московский Тихон (В.
И. Белавин) получил при избрании его Патриархом
всего на 12 голосов больше, чем Антоний
(соотношение голосов было 162:150). Но Тихон,
причисленный ныне (в 1990 году) Церковью
к лику святых, был, по-видимому, более
готов к тому тяжкому нравственному подвигу,
который он совершил, будучи Патриархом
в 1917-1925 годах (Антоний же эмигрировал
и стал во главе Синода Русской православной
церкви Зарубежья).
И нельзя не напомнить,
что будущий патриарх Тихон, занимая в
1907-1913 годах пост архиепископа Ярославского
и Ростовского, одновременно вполне официально
возглавлял губернский отдел Союза русского
народа (Антоний, как уже сказано, не соглашался
занимать руководящее положение в "черносотенных"
организациях, хотя весьма активно участвовал
в их деятельности).
Подвижническая трагедийная
судьба святителя Тихона сегодня достаточно
широко известна, но при его прославлении
замалчивается тот факт, что он был виднейшим
"черносотенцем", -- так же, как и канонизированный
одновременно с ним светоносный протоиерей
Иоанн Кронштадский. В. И. Ленин был совершенно
точен, когда во время своей жестокой борьбы
с патриархом Тихоном и его сподвижниками
постоянно называл их "черносотенным
духовенством".
Как уже говорилось,
многие выдающиеся деятели Церкви, государства
и культуры России начала XX века не считали
возможным или нужным напрямую связывать
себя с "черносотенными" организациями.
Тем не менее в публиковавшихся в начале
XX века списках членов главных из этих
организаций -- таких, как Русское собрание,
Союз русских людей, Русская монархическая
партия, Союз русского народа. Русский
народный союз имени Михаила Архангела,
-- мы находим многие имена виднейших тогдашних
деятелей культуры (притом некоторые из
них даже занимали в этих организациях
руководящее положение).
Вот хотя бы несколько
из этих имен (все они, кстати сказать,
представлены в любом современном энциклопедическом
словаре): один из авторитетнейших филологов
академик К. Я. Грот, выдающийся историк
академик Н. П. Лихачев, замечательный
музыкант, создатель первого в России
оркестра народных инструментов В. В. Андреев,
один из крупнейших медиков профессор
С. С. Боткин, великая актриса М. Г. Савина,
известный всему миру византинист академик
Н. П. Кондаков, превосходные поэты Константин
Случевский и Михаил Кузмин и не менее
превосходные живописцы Константин Маковский
и Николай Рерих (позднее прославившийся
своими духовными инициативами), один
из корифеев ботанической науки академик
В. Л. Комаров (впоследствии -- президент
Академии наук), выдающийся книгоиздатель
И. Д. Сытин и т.д., и т.п.