Церковная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:10, реферат

Краткое описание

Церковная реформа патриарха Никона — предпринятый в 1650-х — 1660-х годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Оглавление

1) Введение…………………………………………………………………3
2) Культурно-исторический и геополитический контекст реформы…..4-12
3) Литература……………………………………….

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Церковная реформа устраивала далеко не все духовенство - церковь  как носительница консервативного  начала подверглась внедрению крутых новшеств, но Петр вместе с Прокоповичем осуществил реформу так, что ни у одного из иерархов не возникло возражений: все 87 духовных лиц прикусили язык и безропотно подписали Духовный регламент.

Частичной секуляризацией владений духовных феодалов и превращением церкви в послушное орудие государственной власти не исчерпывается содержание церковной реформы. Третьим ее следствием надлежит считать некоторую "секуляризацию мысли", проникновение светской идеологии в общественную жизнь. Свидетельством частичного освобождения общественной мысли от церковной идеологии является отказ правительства от средневековых преследований "еретиков". На смену слепой непримиримости к инаковерующим пришло некоторое ослабление религиозных гонений, известная веротерпимость. Костер и ссылка, тюремное заключение и содержание в яме перестали быть единственными средствами зашиты православия. Руководствуясь практическими интересами, правительство отказалось от жестокого преследования старообрядцев. Указ 1716 г. разрешал записываться в раскол "без всякого сомнения", но за эту милость с лиц, придерживавшихся старых обрядов, налоги взыскивались в двойном размере. Кроме того старообрядцев принудили носить иной, чем у остального населения, головной убор - его украшали рога. Сторонников старой веры лишали также некоторых гражданских прав, предоставляемых посадскому населению: участия в выборах и права занимать выборные должности.

Еще одна особенность  церковной политики Петра I состояла в провозглашении манифестом 1702 г. веротерпимости, предоставлении иностранцам права беспрепятственно исповедовать свою религию и сооружать для этого храмы. Эта мера была обусловлена привлечением иностранных специалистов на русскую службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. М., «Языки славянской культуры», 2004
  2. Кутузов Б. П. Тайная миссия патриарха Никона.-М.:Алгоритм, 2007.-528 с.
  3. http://wordweb.ru/andreev/52.htm
  4. http://www.abc-people.com/typework/history/doch-6.htm
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%ED%E0%FF_%F0%E5%F4%EE%F0%EC%E0_%EF%E0%F2%F0%E8%E0%F0%F5%E0_%CD%E8%EA%EE%ED%E0



Информация о работе Церковная реформа