Церковная реформа Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Файлы: 1 файл

Церковная реформа Петра I.docx

— 36.10 Кб (Скачать)

2). Церковная реформа Петра I

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего  и архиерейских домов, а также  монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был  восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г.

В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упразднено патриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.

Областная реформа Петра I

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

Судебная реформа

При Петре радикальным  изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат  и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях-гофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой

 

 

 

 

 

Армия Петра I

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных  по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой[6] Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами  издворянского сословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был изданВоинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс

Финансовая  реформа Петра I

Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек. На основе полученных данных правительство разделило на численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и флота.В результате был определён размер подушной подати: крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины, независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате налоговая нагрузка распределялась неравномерно. В результате податной реформы был значительно увеличен размер казны. Если в 1710 году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в1725 году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833 руб.).

 

Реформа самодержавия


До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался  законом, и целиком определялся  традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником «самого достойного»). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника

 

4). «Просвещенный абсолютизм в России: особенности, содержание, противоречия». 

 

Просвещённый абсолютизм – это политика абсолютизма в  ряде европейских стран во второй половине XVIII века. Выражалась  в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов «сверху» абсолютной волей монарха: упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы – крестьянства, школьного обучения, смягчение цензуры и т.п. Представители просвещённого абсолютизма, используя популярность идей французского  Просвещения, представляли свою деятельность как «союз философов и государей». Просвещённый абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянского слоя, хотя некоторые реформы способствовали развитию капиталистического уклада. Одним из самых известных монархов, придерживающихся политики просвещённого абсолютизма, стала российская императрица Екатерина II (1762-1796гг.). Её правление принято считать эпохой российского просвещённого абсолютизма и Золотой эпохой дворянства.

Великая княгиня Екатерина  Алексеевна, супруга Петра III, стала  императрицей России в результате дворцового переворота, совершенного 28 июня 1762 г. Переворот прошёл почти бескровно, жизнью поплатился только император.

Петр III, по сути дела, ничего не сделал, чтобы не допустить своего свержения. В итоге Екатерина II становится императрицей России.

Те 17 лет, что Екатерина  ждала престола, она употребила на подготовку к царствованию – ни до нее, ни после в России у руля государства не было столь образованного  человека. «Дух законов» Монтескьё, «Опыт о нравах и духе народов» Вольтера, «Анналы» Тацита – вот настольные книги молодой Екатерины. Императрица была не только знакома с произведениями французских философов-просветителей, но знала их лично. Переписываясь с Вольтером и Дидро, настойчиво приглашала их посетить Россию. Еще важнее, что она потратила эти 17 лет на то, чтобы понять эту чужую для нее страну.

22 сентября 1762 г.  в Москве, после свержения Петра III, состоялась коронация Екатерины II. Каково было состояние страны явствует из того, что уже в первые дни после переворота Екатерине пришлось думать о том, как остановить стремительный рост цен на хлеб и найти деньги на самые неотложные государственные нужды – русская армия в Пруссии уже 8 месяцев не получала жалованья. Она разрешила Сенату использовать свои «комнатные деньги» - те, что считались собственностью государя и шли исключительно на его личные нужды. Членов Сената тронуло то, что императрица считает все принадлежащее ей собственностью государства и в будущем не намерена делать различие между интересами государственными и своими собственными. Для Екатерины II подобный шаг был естественным. Воспитанная на идеях французских просветителей, она считала государство целостным, обладающим собственными интересами организмом, где властвуют рационально устроенные законы, а подданные трудятся на общее благо. Себя же она видела служительницей Отечества, призванной привести подданных к этому общему благу.

Это было нечто новое на Руси. Власть больше не грозила подданным  дыбой и плахой, а предлагала вместе трудиться для общего блага, говорила о «правилах богоугодных, человеколюбие  вселяющих и добронравие к  сохранению блаженства и спокойствия  рода человеческого». Прежде власти достаточно было держать подданных в страхе, теперь она хотела завоевать их любовь. «Наше искреннее и нелицемерное желание есть прямым делом доказать, сколь мы хотим быть достойны любви  нашего народа», - говорилось в Манифесте, опубликованном 6 июля.

Очень скоро Екатерина  поняла, как мало она знает страну, в которой ей выпало царствовать, и постаралась лучше ее изучить. В первые 5 лет  своего правления Екатерина II совершила несколько поездок по России. Это позволило ей узнать как живут ее подданные.

Но Екатерина не забывала о главном - об учреждении таких государственных  установлений, которые действовали  бы в рамках закона, что было обещано  еще в Манифесте 6 июля. Для этого  требовалось привести в порядок  все костное российское законодательство – по сути дела, создать его заново. Екатерина думала об этом с первых дней своего правления.

С 1765 года Екатерина II начала писать свой «Наказ» - рекомендации комиссии по выработке нового Уложения. Необходимость  в новом законодательстве назрела  давно.  В 1754 году Елизавета уже повелела сочинить «ясные законы», но дело с места  так и не сдвинулось. Такие же попытки предпринимала Анна Иоанновна, а до нее – Петр I. Но Екатерина твердо решила довести дело до конца.

В 1767 году в Москву собрались  депутаты от всех сословий (за исключением  крепостных крестьян и духовенства) с тем, чтобы начать выработку  нового Уложения. Екатерининский «Наказ»  стал руководством. Большую часть  его статей Екатерина II заимствовала из книги Монтескье «Дух закона»  и тракта итальянского юриста Беккария «О преступлениях и наказаниях». Краеугольным камнем государства, по мысли Екатерины, оставалось самодержавие, но все остальное было настолько новое и непривычное, что многих этот документ попросту испугал. А ведь Екатерина опубликовала «Наказ» лишь после обсуждения со своими приближенными, которые переделали или сократили больше половины из написанного императрицей. Что же так потрясло русских людей второй половины XVIII столетия?

Вот основные положения «Наказа»:

1. Все граждане равны  перед законом.

2. Они вправе не только  делать то, что законы дозволяют,  но и все, что не запрещено  законом.

3. Законом следует запрещать  лишь то, что может принести  вред отдельной личности или  обществу.

4. Частое употребление  казней не исправляет людей.

5. Слова не вменяются  в преступление, если не соединены  с действиями.

6. Пытка – установление  противное здравому рассудку.

7. «А ежели найдется страна, где люди инако не воздерживаются от пороков, как только суровыми казнями, опять ведайте, что сие проистекает от насильства правления».

8. Дозволение верить «по  своему закону» смягчает сердца, а в Российской империи веротерпимость  необходима уже потому, что русские  подданные исповедуют разную  веру.

Екатерине, однако, пришлось отказаться от всяких напоминаний о  необходимости освободить крестьян из крепостного состояния, хотя она  считала рабство противным христианской религии и справедливости. В «Наказе» она вынуждена была признать, что  «не должно вдруг и через узаконение делать великого числа освобожденных».

Депутаты, собравшиеся в  Москву для работы над новым Уложением, показали Екатерине, что Россия куда дальше отстоит от новейших европейских  идей, чем она думала. 564 человека, среди которых были чиновники, купцы, казаки, «пахотные солдаты» и инородцы не были представителями русского общества, потому что общества в тогдашней  России не было. Каждое сословие пеклось  только о своих собственных интересах. Благо народа они понимали только как свое собственное, государственные  интересы – как интересы государыни. Каждое сословие требовало себе исключительных привилегий за счет других и желало нести никакой ответственности. Ясно, что никакого Уложения создать  так не удалось, и в 1768 году комиссия по его выработки была распущена  под предлогом начавшейся войны  с Турцией.

Надо сказать, что в  практической деятельности Екатерина II далеко отступала от своих высоких  идеалов. Она знала, что обязана  своей властью русскому дворянству и понимала, что лучший способ завоевать  его любовь – это раздавать  поместья, деньги и привилегии. В 1765 году (работая на «Наказом») она разрешила  помещикам ссылать крестьян в  Сибирь без суда «по продерзостному состоянию» (подтвердив указ Елизаветы 1760 г.). А в 1767 году, получив во время путешествия по Волге около 600 челобитных от крестьян с жалобами на помещиков, приказала вернуть их без рассмотрения, а позже выпустила специальный указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на помещиков. К моменту восшествия Екатерины на престол на Украине еще существовала право свободного перехода крестьян, но уже в 1763 г. она резко ограничила его, а через 20 лет отменила вовсе.

Крестьяне ожидали, что вслед  за Манифестом о вольности дворянства свободу получат и они. «Наказ»  Екатерины еще более подогрел их надежды. Способствовала этому и  терпимая политика правительства по отношению к раскольникам и перевод  монастырских крестьян на положение  государственных (последнее, впрочем, позволяло свободно жаловать их кому угодно). Но изменений в жизни  крестьян так и не наступило. Напротив, к началу работы комиссии по выработке  Уложения крепостные, вопреки всем законам, негласно признавались рабами – хотя еще при Петре I крепостные могли брать казенные подряды.

Информация о работе Церковная реформа Петра I