Церковная реформа Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:08, реферат

Краткое описание

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

Файлы: 1 файл

Церковная реформа Петра I.docx

— 36.10 Кб (Скачать)

Важнейшим событием внутренней жизни страны стало Жалованная грамота  дворянству, обнародованная в 1785 году, в которой официально признавалось, что:

-  дворянство есть особая привилегированная корпорация, которая сама определяет свой состав;

- дворянство есть звание  потомственное и наследственное;

- дворянин не платит  никаких податей;

- дворянин избавлен от  телесных наказаний;

- имеет право служить  или не служить по своему  желанию;

- имеет исключительное  право владеть населенными землями.

Тем не менее служба по-прежнему открывала путь в дворянство человеку всякого звания.

Страна менялась на глазах – к середине 1780-х гг. уже выросло  поколение екатерининской эпохи, для  которого понятие «общество» или  «благо человечества» были вовсе  не пустым звуком.  В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники. Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так было положено начало российской системе классического образования.

Были открыты учебные  заведения для девочек – институты  для благородных девиц. Главный  из них, в Смольном монастыре, начал  работать в 1764 г.

В январе 1783 году была создана  Российская академия наук для содействия изучению русского языка и истории.

Последние годы правления  Екатерину заботила одна проблема –  как уберечь Россию от вредоносного, как она полагала, влияния французской  революции.

Что касается французской  революции, то противостоять ее влиянию  было очень сложно, но Екатерина II делала все возможное. Она обязала всех французов, проживавших в России, дать подписку в том, что они не принимают принципов революции, ограничивала ввоз «вредных» книг, боролась с масонскими ложами, которые  считала корнем зла.  В ссылку отправились первые вольнодумцы – Екатерина II, когда-то призывавшая свободно высказывать всякое мнение и говорить ей в глаза самую неприятную правду, с одобрением встретила смертный приговор Радищеву, вынесенный за официально разрешенную к печати книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» (казнь все же была заменена ссылкой). В сущности, он поплатился за стремление ограничить крепостничество.

Екатерина II защищала право  владеть людьми не как таковое, но как главную привилегию дворянства – политической опоры всего ее царствования.

В целом, последние годы правления  Екатерины мало походили на расцвет  ее царствования. Напуганная французской  революцией, Екатерина перешла к  репрессивной политике. Воспоминания о недавней пугачевщине только усугубляли ее опасения. Своим правлением Екатерина II хотела показать себя просвещенной государыней, заботящейся о своих подданных. В сущности, всё правление Екатерины II стало правлением исключительно во благо дворянства, поскольку его считали опорой самодержавной монархии. Дени Дидро, всё-таки приехавший в Петербург и проживший там пять месяцев,  понял, что слова о народном благе, столько раз написанные и произнесённые Екатериной II, остаются только словами. Это и есть главная особенность просвещённого абсолютизма в России. Обычное лицемерие.

 


Информация о работе Церковная реформа Петра I