Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:00, доклад
После неоднократных петиций к королю с требованиями о созыве парламента 3 ноября 1640г. собрался новый парламент, вошедший в историю как Долгий парламент (не расходился 12 лет). Эти события стали началом революции. Основными движущи-ми силами Английской буржуазной революции были крестьянство и городские низы. Буржуазия и обуржуазившееся новое дворянство (джентри) осуществляли руководящую роль.
Ход буржуазной революции
После неоднократных петиций к королю с требованиями о созыве парламента 3 ноября 1640г. собрался новый парламент, вошедший в историю как Долгий парламент (не расходился 12 лет). Эти события стали началом революции. Основными движущи-ми силами Английской буржуазной революции были крестьянство и городские низы. Буржуазия и обуржуазившееся новое дворянство (джентри) осуществляли руководящую роль.
В период революции (1640-1649) в Англии прошли две гражданские войны: в 1642-1646 и в 1648 гг. между сторонниками Долгого парламента и роялистами – сторонниками короля. Парла-мент поддерживали купечество, предприниматели, новое дворянство, фермеры, ремесленные мас-тера и подмастерья Лондона и юго-восточных графств. Старые порядки защищали роялисты – крупные землевладельцы с зависимыми от них крестьянами, придворные чиновники, английская церковь.
Созданная Оливером Кромвелем (1599-1658) парламентская армия нанесла решающее пора-жение королевской армии в битвах при Нейзви (1645) и в Пестоне (1648). Под давлением народ-ных масс в 1649 г. король был казнен, и Англия провозглашена республикой. У власти оказались богатые купцы, предприниматели и новое дворянство. Парламент стал однопалатным – вся зако-нодательная власть принадлежала палате общин. Исполнительная власть формально вручалась совету, которым руководила военная верхушка во главе с Кромвелем, Господствующее положение в Англии заняли индепенденты1 , разгромившие демократические движения левеллеров1 (сто-ронников городских мелких собственников) и диггеров2 (выразителей интересов городской и де-ревенской бедноты), подавили освободительную борьбу ирландского и шотландского народов. Крестьяне-арендаторы земли не получили, оставались бесправными под властью лендлородов. Акты об огораживаниях проходили теперь через парламент, т.е. приобрели законодательную силу. Не была отменена и десятина. Республика ничего не сделала с безработицей и дороговизной. Ну-ждавшиеся в защите своей собственности новые дворяне и буржуазия поддержали установление единоличной и неограниченной власти, и в 1653 г. в Англии была установлена военная диктатура – протекторат Кромвеля. Власть протектора была намного больше, чем у короля до революции. Кромвель подтвердил все законы Долгого парламента, защищающие интересы нового дворянства и буржуазии.
Внешняя политика лорда-протектора была выгодной для английской буржуазии. В 1654 г. Кромвель победоносно завершил войну с Голландией – главным соперником Англии в мировой морской торговле. Затем он одержал победу над Испанией.
После смерти Кромвеля (1658) новое дворянство и буржуазия стремились восстановить мо-нархию, которая защитила бы установившиеся в ходе революции новые порядки. В 1660 г. была осуществлена реставрация династии Стюартов, согласившихся признать основные завоевания ре-волюции. Новый король Карл II (1630-1685) подписал документ, подтверждавший все привилегии нового дворянства и буржуазии, полученные в ходе революции. Таким образом, теперь в Англии была не абсолютная монархия, а власть, полученная в результате компромисса и соблюдения интересов нового дворянства и буржуазии. Однако монархи нарушали свои обязательства, все ча-ще распускали парламент и проявляли склонность к католицизму. В 1688-1689 гг. был совершен государственный переворот, который историки называют «славной революцией». Английская ко-рона была передана правителю Голландии – протестанту Вильгельму III Оранскому (1650-1702), женатому на дочери Якова II – Марии.
Всемирная История. Под редакцией Эриашвили.
Законодательство английской буржуазной революции
Английская революция XVII в. и право.
С начала гражданской войны парламент, стремясь покрыть .большие расходы, связанные с ведением военных действий и содержанием армии, издал ряд актов о конфискации с последующей распродажей земель и иного имущества своих политических противников, сторонников короля - роялистов. Последние в этих парламентских актах рассматривались как "злоумышленники" (делинквенты). Формально эти меры трактовались как военно-финансовые. Так, например, постановление палаты общин, принятое в сентябре 1642 г., именовалось "О возложении расходов по ведению войны на сторонников короля". Но по существу социальное значение этих актов было значительно более глубоким. Они подрывали позиции старого дворянства, вели к уничтожению многих феодальных поместий, к превращению большой массы земель в собственность буржуазного типа.
В октябре 1646 г. в разгар гражданской войны парламент издал Ордонанс о конфискации земель архиепископов. Он положил начало секуляризации церковных земель. Конфискованные в соответствии с этим Ордонансом земли затем (Ордонансом от 17 ноября 1646 г.) были пущены в распродажу, причем по очень высоким ценам. Покупатели земельных участков должны были уплатить за них сумму, составляющую не менее десятикратного размepa дохода с этих земель, исчисленного на 1641 г. (т. е. до начала войны). Это привело к тому, что распродаваемые земли оказались в руках джентри и предпринимателей, в частности тех крупных ростовщиков, которые давали парламенту деньги взаймы.
В последующем (1649 и 1650 гг.) были приняты новые акты, которые распространили указанную выше процедуру на более широкий круг церковных земель (приходские маноры и т. д.). С провозглашением республики парламент издал в июле 1649 г. "Акт о продаже владений, маноров и земель, ранее принадлежавших бывшему королю, королеве и наследному принцу". В этом акте указывалось, что цена на распродаваемые имения должна устанавливаться с учетом дохода за 13 лет. Преимущественное право покупки (в течение 30 дней) предоставлялось держателям недвижимостей, а затем (в течение 10 дней) - кредиторам. После истечения указанного срока королевское имущество поступало в свободную распродажу. Приобретенная таким образом недвижимость закреплялась за покупателями актами парламента или выдачей им соответствующих патентов.
Указанные выше законодательные акты революции о распродаже конфискованных земель отвечали интересам влиятельных кругов английского государства. В результате этого законодательства земля становилась достоянием богатой верхушки общества и не могла практически попасть в руки основной части крестьянства и тем более городской и сельской бедноты. Об этом свидетельствуют, например, итоги распродажи епископских земель: 50 % оказались в руках джентри, 29 % - у лондонских купцов и торговцев и только 9 % земель были приобретены свободными крестьянами (йоменами).
Отражением непримиримости парламентской оппозиции по отношению к феодальным привилегиям короля стал акт парламента, принятый в феврале 1646 г. Согласно этому акту, был ликвидирован фискально-феодальный орган абсолютизма, созданный еще в 1541 г., - палата феодальных сборов, которая следила за выполнением повинностей и уплатой платежей в пользу короны лицами, державшими землю от короля. Этот акт упразднял также рыцарские держания (держания на оммаже), так называемые файфы, рельефы и тому подобные феодальные поземельные институты. Рыцарские держания (а в этой форме обычно владели землей и ее новые приобретатели) превратились отныне в свободный сокаж, т. е. в поземельное владение капиталистического типа. Такой же статус приобретали земли свободного крестьянства (фригольдеров, йоменов).
Но акт 1646 г. не облегчил положения большинства английского крестьянства, многочисленных копигольдеров (зависимых держателей земли). Они должны были по-прежнему выполнять свои повинности и уплачивать поборы в пользу своих лендлордов. Более того, обязанности копигольдеров сохранялись и на тех землях, которые были конфискованы и пущены в распродажу. Так, например, в упомянутом выше акте 1649 г. о распродаже королевских земель прямо говорилось, что приобретатели королевских имений и имуществ, а также их наследники "будут иметь владения, пользоваться и осуществлять все те выгоды, привилегии, права, порядки и обычаи и на тех же основаниях получать все преимущества, выгоды от нарушенных условий, штрафы или возмещение за неисполнение договоров, владельческие иски или требования, как названные король, королева...". Таким образом, для копигольдеров менялись лишь хозяева, обязанности же оставались неизменными.
Законодательство периода революции вторгалось также в отношения, связанные с регулированием промышленной деятельности и торговли. Предпринимательские круги использовали свои позиции в парламенте для устранения в этой сфере всех сколь-нибудь значительных стеснений феодального типа, для утверждения основных начал капиталистического предпринимательства.
Еще в начале XVII в. парламент вступил в острый конфликт с короной по вопросу о монополиях и монопольных привилегиях, возникших на основе особых королевских патентов и лицензий. Эти монополии, чисто феодального типа, были серьезным препятствием для развития свободной конкуренции и вызывали глубокое раздражение у парламентариев. В результате острого конфликта в 1624 г. парламентом был принят закон о монополиях, в котором практика предоставления королевских привилегий в торговле и промышленности, ведущих к "неудобству и ограничениям для других лиц", объявлялась незаконной.
Монопольные права признавались лишь за изобретателями, получающими соответствующие патенты на изобретение, что вполне соответствовало духу капиталистического предпринимательства. Борьбе с королевскими монополиями парламентарии придавали столь важное значение, что в ноябре 1640 г. палата общин приняла специальное постановление об исключении из своего состава лиц, которые в период беспарламентского правления Карла I нарушили закон, запрещающий монополии.
В августе 1650 г. парламентом был принят "Акт о поощрении и об учреждении торговли английского государства". В этом акте закреплялись основы государственной политики в экономической сфере, указывалось, что парламент "озабочен вопросом о поддержании и развитии торговли и различных отраслей промышленности английской нации" и желает, чтобы "бедные люди этой страны могли получить работу и их семьи были обеспечены от нищеты и разорения, чтобы тем самым обогащалось государство и чтобы не осталось причин для лености и нищеты".
Навигационный акт, изданный 9 октября 1651 г. ("Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания английской нации"), укреплял рядом протекционистских мер позиции английских купцов и судовладельцев в европейской и колониальной торговле, предусматривал ряд ограничений для иностранных торговцев и предпринимателей в Англии и английских колониях. Этот акт оказал серьезную поддержку английским предпринимателям, стремившимся тогда к установлению гегемонии в мировой торговле.
Создавая необходимые условия для развития капиталистического предпринимательства, парламент отнюдь не считал необходимым разрабатывать специальное законодательство для облегчения тяжелого положения рабочего населения Англии. Правда, в апреле 1649 г. палата приняла постановление, где подчеркивалась необходимость "определения и установления заработной платы различных ремесленников... для их наилучшей поддержки и обеспечения существования в настоящее время дороговизны".
Это постановление не устанавливало новых принципов по сравнению со средневековым "рабочим" законодательством. В нем говорилось лишь об исполнении законов 1562 и 1604 гг., т. е. законов эпохи абсолютизма, когда вопрос о заработной плате всецело был отдан на усмотрение четвертных сессий мировых судей, чья позиция по данному вопросу нередко определялась неприязнью к низшим слоям общества.
В июне 1657 г. парламент принял "Акт против бродяг и праздношатающихся, ленивых и беспутных людей", в котором напоминалось о необходимости строго применять жестокие положения дореволюционного законодательства о нищих и бродягах.
Парламентское законодательство, принятое в годы революции, было слишком фрагментарно, чтобы существенным образом изменить облик законодательства и правовой системы в целом. В годы парламентского правления в Англии проявили себя силы разного политического направления, которые выражали недовольство непоследовательностью и нерешительностью английского парламента в законодательной сфере, а также и прецедентным правом Англии - "общим правом" и "правом справедливости". Во время революции в парламент поступали многочисленные жалобы на злоупотребление судей и вымогательство юристов, членов закрытых адвокатских корпораций - иннов. В петициях выдвигались требования коренной реформы права. В Долгом парламенте неоднократно ставился вопрос о ломке старой правовой системы.
Таким образом, в период революции коренное обновление английского права, восходящего к средневековой эпохе, так и не состоялось. Но революция породила новые условия, при которых английское право, несмотря на его почтенный возраст и традиционные источники, получило возможность обновляться и развиваться.