Боярская дума

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Краткое описание

В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных дум; проанализировать Боярскую Думу как высшего органа власти централизованного русского государства, определить роль Боярской Думы Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.
Объект исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного русского государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ………………………………………………...4
1.1 Боярская Дума в эпоху Киевской Руси…………………………………….4
1.2 Боярская Дума как сословный орган………………………………………4
1.3 Сущность Боярской Думы………………………………………………….6
ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА…………………..7
2.1 Компетенции Думы…………………………………………………………7
2.2 Состав Боярской Думы……………………………………………………..9
2.3 Порядок заседания и принятия решений…………………………………10
2.4 Документирование деятельности Думы…………………………………..11
ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ……………………...15
3.1 Роль Думы в системе государственных органов Московского государства……………………………………………………………………..15
3.2 Прекращение деятельности Боярской Думы…………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

отечественная история.docx

— 49.87 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И  КОНСАЛТИНГА 
 

Реферат

по  дисциплине:

«Отечественная история» 

на  тему:

«Боярская дума» 
 
 
 
 

         Научный руководитель                                                            Бушуев С.А. 
 

          Выполнил                                                                                    Бен А.Т.

          студент гр. ФК-5с 
 
 
 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ………………………………………………...4

1.1 Боярская Дума  в эпоху Киевской Руси…………………………………….4

1.2 Боярская Дума  как сословный орган………………………………………4

1.3 Сущность Боярской  Думы………………………………………………….6

ГЛАВА II. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО  РУССКОГО ГОСУДАРСТВА…………………..7

2.1 Компетенции  Думы…………………………………………………………7

2.2 Состав Боярской  Думы……………………………………………………..9

2.3 Порядок заседания  и принятия решений…………………………………10

2.4 Документирование  деятельности Думы…………………………………..11

ГЛАВА III. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ БОЯРСКОЙ ДУМЫ……………………...15

3.1 Роль Думы  в системе государственных органов  Московского государства……………………………………………………………………..15

3.2 Прекращение  деятельности Боярской Думы…………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..18

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       В рамках достижения поставленной цели были определены задачи: изучить теоретические  аспекты и рассмотреть Боярскую Думу как первый прототип государственных  дум; проанализировать Боярскую Думу как  высшего органа власти централизованного  русского государства, определить роль Боярской Думы Целью данной курсовой работы является изучение Боярской Думы в системе государственных органов Московского государства.

       Объект  исследования: особенности Боярской Думы как высшего органа власти централизованного  русского государства.

       При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

       Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  произошедшее уже более десяти лет  назад принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с  республиканской формой правления  ставит историко-политическую науку  перед необходимостью исторического  анализа в такой области, как  становление и развитие системы  государственных органов.

       Теперь, когда в стране появилась новая  Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю  царской Думы, сопоставляют ее с современной. Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту. Признается, что работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни.

       Исторические  традиции проявляются не только в  сохранении определенной формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который так же может существовать в различных формах (например, президентская  или парламентская республика). Иными  словами, конкретные условия организации  и деятельности законодательных  органов страны формируются под  воздействием исторически определенных факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических  традиций, восприятие их населением и  др.

  
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. БОЯРСКАЯ ДУМА КАК  ПЕРВЫЙ ПРОТОТИП ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДУМЫ

1.1 Боярская Дума  в эпоху Киевской  Руси

       В эпоху Киевской Руси Боярская Дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и «старцами градскими» (местной родоплеменной знатью), в удельный период Боярские Думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской Думы входили так называемые «путные бояре» (ведавшие «путями», то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем  этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган. 
На протяжении второй половины XVI-XVII в. шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался еще во времена Киевского государства и завершился во второй половине XVII в.

1.2 Боярская Дума  как сословный  орган

       Первоначально Боярская Дума была консультативным  боярским органом при монархе (московском великом князе). Членов Боярской Думы назначал царь, и собственно только члены Боярской Думы могли называться боярами. В титулованных бояр (т.е. бояр с титулом князя) превращаются бывшие удельные князья, сохранявшие свои вотчины и получившие новые поместья (служилые князья). Сам факт наличия  Боярской Думы позволяет некоторым  исследователям говорит об ограниченности власти монарха в России в это  время. В действительности бояре  особо не мешали великокняжеской  политике. Даже в начале каждого  закона писали: «Царь (великий князь) указал, а бояре приговорили.» Т.е. указывал все равно именно великий князь (царь), а бояре лишь соглашались. Со временем, в Боярской Думе, кроме бояр, появился дополнительный думский чин - окольничий. В Боярской Думе также начали работать профессиональные чиновники и клерки - дьяки и подьячие. У каждого боярина, как правило, был свой персональный секретарь-референт, являвшийся думским дьяком. Боярская Дума выступала апелляционной судебной инстанцией.

       Русское государство середины XVI - середины XVII в.в. являлось сословно-представительной монархией. Сословно - представительной называется централизованная феодальная монархия, в которой относительно сильный монарх, осуществляя свою власть, вынужден привлекать для решения важнейших вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. К середине XVI в. Россия была единым, централизованным государством. К рассматриваемому периоду она сделала значительный шаг в социальном развитии. Это характеризуется ростом ремесленного производства, развитием местных рынков и усилением между ними прочных связей. Развиваются товарно-денежные отношения. Большое значение имеет внешняя торговля. Наблюдается рост городского и сельского населения. В политическом развитии государства большое значение приобретает опричнина, которая была создана для расправы с изменниками и ослушниками. Опричнина подорвала экономическую мощь бывших удельных князей, увеличились земельные владения Царя, постепенно стало вырастать значение поместного землевладения. Объяснить политический смысл опричнины довольно трудно. Ведь она не отвечала на политический вопрос, стоявший тогда на очереди, не устраняла затруднения, которыми была вызвана. Затруднения создавалось столкновениями, какие возникали между государством и боярством. Государь и боярство не расходились друг с другом непримиримо в своих политических идеалах, в планах государственного порядка, а только натолкнулись на одну несообразность в установившемся уже государственном порядке, с которой не знали что делать. Что такое было на самом деле Московское государство в XVI в.? Это была абсолютная монархия, но с аристократическим управлением, т.е. правительственным персоналом. Не было никакого политического законодательства, которое определяло бы границы верховной власти, но был правительственный класс с аристократической организацией, которую признавала сама власть. Эта власть росла вместе, одновременно с другой политической силой, ее стеснявшей. Таким образом, характер этой власти не соответствовал свойству правительственных орудий, посредством которых она должна была действовать. Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то время, как государь пожаловал их как дворовых слуг своих в звании холопов государевых. Обе стороны очутились в неестественном положении. В государстве создалась ситуация, при которой бояре не были заинтересованы в дальнейшем укреплении власти монарха и стремились ограничить ее Боярской думой. Дворянство же было заинтересовано в усилении великокняжеской, а затем царской власти, в перестройке политического аппарата и в более решительной внешней политике. Средние и мелкие феодалы, объединившись с городским населением, решительно выступали против старой феодальной знати. Опорой великокняжеской власти было дворянство. От монарха оно ждало земель, крестьян, повышения своего политического веса. Именно поэтому, из-за нестабильной обстановки в государстве Иван IV создал опричнину. В середине XVI в.в. России была следующая классовая структура. Класс феодалов составили бояре, которые получили придворный чин «холопов государевых». Распределение привилегии происходило по принципу местничества (родовитость, знатность). Постепенно такое распределение чинов уступало место чину, жалуемому царем.

       На  первом месте были придворные чины, которые подразделялись на думных и недумных. К придворным чинам (думным) относились бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки. Все эти чины входили в Боярскую думу. Следующим по значению был чин окольничьего. К менее важным придворным чинам - недумным - относились спальники, стольники и др. С середины XVI в. усиливается значение дворян. Ими считались верхушка служилых людей, не получивших боярского чина. Верхушку дворянства составляли «думные дворяне». Делилось дворянство на несколько групп: дворян московских, выборных, городовых и дворовых. Полная отмена местничества в середине XVI в. ликвидировала различия внутри класса феодалов, усилила роль дворянства. Крупнейшим феодалом была церковь. В середине XVI в. наносится удар по церковно-монашескому землевладению. Класс феодально-зависимых крестьян делится на черносошных и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Основными формами эксплуатации были барщина и оброк. В данный период прослеживается постепенное и окончательное закрепощение крестьянства. Холопство в XVI в. делилось на старинное, полное, докладное и кабальное. Во второй половине XVI в. получили большое развитие города. Увеличивается численность посадских людей.

       Таким образом, все выше указанные предпосылки  ведут к созданию в середине XVI в.в. России сословно-представительной монархии, где функции сословно-представительного органа выполняли Земские соборы.

       Сословно-представительная монархия ведет свое начало от созыва первого Земского собора в 1549 г., когда Иван IV, ведя борьбу с реакционной частью боярства за укрепление централизованной власти, вынужден был опереться на растущее поместное дворянство и верхушку городского населения, призвав их к участию в специально для этого созданном государственном органе. Новой особенностью общественного строя стало появление на политической арене двух новых социальных сил дворянства и горожан. В XVI - XVII вв. Боярская Дума в документах именовалась служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572 г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне.

1.3 Сущность Боярской Думы

       Боярской  Думой назывался постоянный совет  лучших людей (бояр) каждой земли, решавший (вместе с князем) высшие земские  вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейших были и в пригородах они пользовалась не политическою, а лишь судебною и административною властью.

       Совокупность  лиц, составлявших совет, называется нередко  в летописях дружиною (по отношению  к князю). При киевском князе в  конце Х в. встречаем правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. то боярами, то дружиной князя и составляют его обычный совет, с которым он думает о разных делах, об устроении земли.

       Дума  составляет необходимый составной  элемент власти в каждой земле. Боярская дума была не личным советом князя, который мог обратиться к нему или нет по произволу, напротив, факты  указывают на обязательность для  князя совещаний с боярами, обязательность, утвердившуюся обычаем (который  тогда заменял закон). Тесная связь  боярской думы с князем сохранилась  лишь до тех пор, пока дума состояла главным образом из дружинников (дворян) князя, переезжавших с ним  из одной земли в другую.

       С усилением в думе земского элемента, совет бояр получает все большую  самостоятельность и становится ближе к вечу, чем к князю. Права  думы уясняются фактами участия  думы в решении государственных  дел. А именно: дума участвует в  решении религиозных вопросов (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылки для исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого исповедания). Она участвует  в решении законодательных вопросов; Владимир рассуждал с дружиною о  «строе и уставе земленем»; восстановление вир и отмена казни при Владимире совершены по совету бояр.

         Дума участвует в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежит (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним. Дума по преимуществу участвует в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его светлых бояр. Думе (иногда вместе с вечем) предоставляется высший суд над князьями и членами их семейств. Под влиянием перемен, испытанных обоими господствующими классами в XI и XII вв. (старейшинами и княжими мужами-боярами) отношения между ними облеклись в своеобразные политические формы, которые существенно изменили состав правительственной думы при князе и самое ее значение.

Информация о работе Боярская дума