Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 15:11, доклад
XV-XVI вв. являются временем становления централизованного российского государства. Одним из проявлений становления сословно-представительной монархии стало создание Боярской думы, выполнявшей по сути функции правительства. При этом дума не могла принимать самостоятельных решений, так как была неотделима от великого князя или царя и действовала только по его указанию.
Боярская дума
XV-XVI вв. являются временем становления
централизованного российского
государства. Одним из проявлений
становления сословно-
В XV в. в условиях самодержавия
возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого
периода считается созыв первого земского
собора 1549 г. (в этот период происходят
прогрессивные реформы Ивана IV и многое
другое, что подготовило новую эру в развитие
государственного аппарата и права). Царь
являлся главой государства. Он законодательствовал
в масштабе всей страны, был главой исполнительной
власти, командовал войсками, распоряжался
финансами, был высшим судьей. В условиях
сословно-представительной монархии появлялась
необходимость в сословно-представительном
органе, ограничивающем власть царя, каким
и стала Боярская Дума. Все государственные
функции теперь царь осуществлял при участии
Боярской думы, а также Земских соборов
через систему приказов и воевод. Именно
Боярская Дума, с установленной системой
местничества и Земский собор являлись
необходимыми атрибутами сословно-представительной
монархии. С упадком их роли в государстве
и дальнейшей ликвидации этих органов
власти закончилось существование сословно-представительной
монархии.
Реорганизация государственного
аппарата начинается еще с 80-х гг. XV в.,
после присоединения к Москве Твери, Рязани,
Нижнего Новгорода, Великого Новгорода
и освобождения Руси от татарского ига.
Дворцово-вотчинная система государственного
управления, сложившаяся еще во времена
феодальной раздробленности, стала непригодна
в новых условиях. Значительно усиливается
власть царя, оформляется Боярская дума,
создаются центральные органы управления
- приказы.
Боярская дума, постоянно действующий
совет знати, сложилась при великом князе.
Ее члены назначались великим царем на
основе местнических правил. Боярская дума развивалась из
совета при князе, включавшего наиболее
крупных феодалов. В Думу входили потомки
бывших удельных князей и наиболее родовитые
и влиятельные бояре (20-30 человек) Самостоятельной
роли боярская дума не играла, она всегда
действовала вместе с царём, составляя
совместно с государем единую верховную
власть.
Дума была высшим контрольным
учреждением. Она собирала сведения о
служилых людях, интересовалась расходами
приказов, вникая подчас в такие мелочи,
как, например, о том, сколько денег было
потрачено в приказе на свечи, чернила
и дрова. Решение (приговор) Думы (особенно
с участием царя) по сложному делу, поступившему
из приказа, или по частной жалобе становилось
прецедентом при разборе в приказах аналогичных
дел.
Итак, главной предпосылкой
становления Боярской Думы в системе органов
государственной власти стало возникновение
в России сословно-представительной монархии,
которая должна была опираться на сословно-представительный
орган, такой как Боярская Дума. Именно
эта предпосылка сыграла огромную роль
в становлении Боярской Думы.
Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III[1]. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московского князя.
Компетенция Боярской
Думы.
Компетенция Боярской Думы в
основном была намечена Судебником 1550
г. и Соборным Уложением 1649
г. Законодательное значение
думы было прямо утверждено царским Судебником 1550
г. (ст.98). Дума участвовала в принятии
законов вместе с царем, затем в качестве
составной части Земского Собора. Боярская
Дума не имела твердо очерченной компетенции,
отдельной от царской власти. Дума участвовала
в законодательстве, обсуждала законопроекты,
утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы
приказов и воевод о делах, которые эти
органы не могли решить, давала указания
приказам и воеводам по делам текущего
управления. В ней обсуждались военные
и международные вопросы, через нее проходила
дипломатическая переписка. Дума была
высшим контрольным учреждением[2]. Она
собирала сведения о служилых людях, интересовалась
расходами приказов, вникая подчас в такие
мелочи, как например, о том, сколько денег
было потрачено в приказе на свечи, чернила
и дрова.
Поскольку Дума часто выступала
в роли высшей судебной инстанции, то ее
решения в этой области, очень часто восполняли
пробелы законодательства. Это было законодательство
Думы посредством прецедентов. Дума также
утверждала новые налоги, принимала решения
по вопросам организации армии, земельным
делам, международным связям, руководила
приказами и надзирала за местным управлением.
Боярская дума разрешала важнейшие
государственные дела. Ею был утверждён
великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья
98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской
думы необходимым элементом законодательства:
"а которые будут дела новые, и в сём
судебнике не написаны, и как те дела с
государства доклада и со всех бояр приговор
вершаться". Указ о кабальном холопстве
в апреле 1597 г. царь "приговорил со всеми
бояры", ноябрьский указ того же года
о беглых крестьянах "царь указал и
бояре приговорили".
Значение думы было указано
в царском судебнике: "А которые будут
дела новые, а в сем судебнике не написаны,
и как те дела с государева докладу и со
всех бояр приговору вершатся, - и те дела
в сем судебнике приписывати". Законодательными
источниками были признаны государевы
указы и боярские приговоры. Общая законодательная
формула была такова: "Государь указал,
и бояре приговорили". Это понятие о
законе, как результате нераздельной деятельности
царя и думы, доказывается всею историей
законодательства в Московском государстве.
Но из этого общего правила были и исключения.
Так, упоминаются в качестве законов царские
указы без боярских приговоров; с другой
стороны, есть ряд законов, данных в форме
боярского приговора без царского указа:
"Все бояре на Верху приговорили"[3].
Царские указы без боярских приговоров
объясняются или случайностью борьбы
с боярством (при Грозном), или незначительностью
разрешаемых вопросов, не требовавших
коллегиального решения, или поспешностью
дела. Боярские же приговоры без царских
указов объясняются или полномочием, данным
на этот случай боярам, или отсутствием
царя и междуцарствием. Таким образом,
из этих случаев отнюдь нельзя заключать
о раздельности законодательных прав
царя и думы.
Заседания Боярской думы проводились
в Кремле: в Грановитой палате, иногда
в личной половине дворца (Передней, Столовой
или Золотой палатах), реже вне дворца,
например, в опричном дворце Ивана Грозного
в Москве или Александровской слободе.
Функции и прерогативы Думы
расширялись по мере усложнения и дифференциации
задач государственного управления. Фактически
она превратилась в "соправительствующий"
орган при монархе.
Социальный состав Боярской
Думы
Боярская Дума развилась из
совета при князе, включавшего наиболее
крупных феодалов. В Думу вошли потомки
бывших удельных князей и наиболее родовитые
и влиятельные бояре. Представители менее
родовитых фамилий состояли в Думе в чине
окольничего.
В конце XV в. Дума состояла из
двух чинов: бояр и окольничих (высший
придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к
князю людей), которые относились к думным
чинам[4].
Бояре до конца XVII в. занимали одно
из главенствующих положений в государстве.
Царь по своему усмотрению назначает бояр
в тот или иной чин, согласно традициям.
Обычай местничества, т. е порядок назначения
на должности по принципу родовитости
и знатности, играет при этом немаловажную
роль. Таким образом, признак местничества
был существенным признаком при назначении
на государственную должность[5].
Бояре занимали ключевые роли
в государстве. Им жаловались чины бояр
и окольничих. Лица в звании бояр могли
занимать высшие должности по воинскому
и гражданскому управлению. Они назначались
начальниками-воеводами полков, управляли
областями в качестве наместников и воевод,
присутствовали в государственной думе
- высшем государственном органе страны.
Бояре также управляли главными приказами,
являлись послами и вели дипломатические
переговоры с представителями иностранных
посольств.
Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности,
что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие
управляли многими приказами, назначались
в помощники к боярам. В эти чины могли
войти лишь лица, пожалованные государем.
Сословие боярства было наследственным
состоянием, но иногда жаловалось царем.
Служба государству являлась единственной
обязанностью боярства. Права бояр были
намного шире. Они могли занимать только
высшие должности в государстве, имели
право наследственного владения землей
и крестьянами.
Кроме бояр и окольничих, с начала
XVI в. в Боярской Думе появляются думные
дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки[6].
Думные дворяне являлись третьим по "чести"
разрядом (чином), после бояр и окольничих.
Думные дворяне принимали участие в заседаниях
Боярской думы, руководили приказами,
а также назначались воеводами в города.
Наряду с думными дьяками служили опорой
царской власти в борьбе с боярской аристократией
в Думе.
Учреждение чина думного дворянина
должно было служить средством умерения
аристократического элемента в составе
Думе Боярской; оно давало возможность
вводить в состав Думы людей незнатного
происхождения, людей для которых в силу
последнего обстоятельства закрыты или,
по крайней мере, до крайности затруднен
был доступ к высшим чинам боярина и окольничего,
но дарования и опытность которых могли
быть полезны в Думе. В боярских списках
чин думного дворянина впервые встречается
в 1572 г., под названием "дворянин
в Думе", причем первым дворянином в
Думе показан Роман Васильевич Олферьев,
вторым - Михаил Андреевич Безнин.
Дьяки являются в XVI в. правителями
приказов и проявляют в этом звании непосредственное
влияние на дела государственного управления,
мало - помалу забирая в свои руки отдельные
нити, приводящие в движение весь механизм
государственной жизни. В эти приказы
мало - помалу перетягивается из Думы Боярской
центр тяжести правительственной деятельности[7].
Таким образом, к концу XVI в. Боярская
Дума состояла из людей четырех степеней:
бояр, окольничих, думных дворян и думных
дьяков.
боярская дума государственное
управление
Хотя Дума была обширной по своему
составу и носила аристократический характер,
она не могла удовлетворить потребности
зарождавшегося самодержавного государства,
которое нуждалось в более оперативном
бюрократическом органе, но в XVI в. Дума
все же была одним из главнейших органов
в системе государственных органов власти.